Название статьи:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ | Астафьева Виктория Николаевна. Работа №267569
Дата публикации:
11.03.2021
Автор:
Астафьева Виктория Николаевна
Описание:
Автор: Астафьева Виктория Николаевна
Приемы работы по формированию выразительности чтения у дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад № 5
Гнёздышко
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
СТИХОТВОРЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнил: учитель-логопед
Астафьева В.Н.
г. Спасск - Дальний
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя: тон, силу, тембр голоса, ритм, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Для педагога выразительное чтение это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.
В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он влюбляется в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: Его речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей
Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. Это нелегкая задача. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы... оно должно быть... громким, ясным, четким, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приемами, владение ими позволит воспитателю воздействовать на речевое развитие дошкольника.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, по возможности не отрываясь от изучения программного материала по чтению, обучению грамоте, развитию речи (при работе над различными видами предложений, текстов и пр.). Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
- Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями.
- Стихотворение А. Барто Мячик (читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
(это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие). Так, в сказке К. Чуковского Мойдодыр один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист.
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- Воспроизведение игровых стихов методом игры (Телефон К. Чуковского, Сказка о глупом мышонке и т.д.).
- Определение характера произведения по схематическому выражению лица всего произведения или отдельных частей).
Воспитателю следует включать в занятия речевые разминки (пятиминутки), которые могут проходить в интересной, игровой форме, например, как соревнования. Речевой материал для разминки может быть взят из художественного произведения читаемого на занятии, из произведения, изучаемого ранее, или придуман самим воспитателем
Воспитатель на речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание, дети повторяют скороговорки и чистоговорки и т.д.
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ
При рассказывании стихотворений требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе.
Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.
При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.
Старайтесь, произнося скороговорки, потешки ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).
Например:
При речевом исполнении я хочу: пошутить, пожаловаться, порадоваться, похвастаться и т. д.
Кроме этого можно предложить:
- схематические изображения мимики лица;
- рассказывание от лица сказочных героев (зайчика, лисы, медведя и т.д.);
схемы чтения в разных темпах ( --- отрывисто, ______ быстро, медленно);
- первую часть чистоговорки произносите громко, вторую тихо, потом наоборот.
Примеры:
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
2. Произнесите поговорку Проворонила ворона вороненка, интонацией передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).
3. Произнесите приветствия, обращения, имена с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
4. Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Бой.
(И. Сельвинский)
5.Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
Упражнения на развитие речевого слуха
1. Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха.
2. Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег кроватку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
(А. Барто. Слон)
3. Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте лес утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(И. Никитин)
Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.
ДЫХАНИЕ И ГОЛОС
Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к неоправданным паузам, искажающим фразу.
Научиться регулировать дыхание это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Нельзя делать выдох до полного выдыхания и нельзя допускать перебор воздуха.
1. Прочитайте текст.
Умыли котята глаза, и носы,
И щечки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(О. Александрова)
Перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.
2. Изобрази животное - развитие речевого дыхания на выдохе.
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и твержу, твержу, твержу:
Кар - кар, гав – гав, жу – жу, бе – бе, ме – ме, ква - ква.
Упражнения на регулирование силы голоса
При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи
1. Эхо
Дети делятся на две команды и встают в два ряда напротив друг друга. Одна группа детей произносит громко звук или слово, а другая повторяет его тихо.
2. Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шепотом, выделяя слоги.
3. Прочитайте его громко, подчеркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, все время убыстряя темп.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо (...), тихо (...), тихо... (...)
Жили-были серый еж
И его ежиха (...).
Серый еж был очень тих (...),
И ежиха тоже.
И ребенок был у них (...) -
Очень тихий ежик (...)
Всей семьей идут гулять
Ночью (...) вдоль дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик (...).
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо (...) -топ (...) топ (...)топ (...).
(С. Маршак. Тихая сказка)
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
1. Поход
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Воспитатель говорит о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы его хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что шагаешь голосом прямо к солнцу, передать с его помощью движение вверх.
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет.
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
2. Пещера
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, его повышению и понижению. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под ее сводами. Нужно попробовать воспроизвести звуки, слова в пещере, уходя все дальше и дальше.
Низкий или высокий голос индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.
3. Вспомните, с какой интонацией и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого Три медведя одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: Кто ложился в мою постель и смял ее!. Произнесите ее от имени каждого из героев.
4... Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, ГАВ, КВА, и т.п.
5. Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. Старайтесь, чтобы звук выходил вперед и расходился по помещению. Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук сам напрашивается:
МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.
Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.
ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ.
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических ударений. Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, - эту мысль важно донести до дошкольников, например на примере предложений. Ударное слово является основным центром мысли.
1. Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
2. Прочитайте отрывок. Проверьте постановку логических ударений: возможны ли варианты?
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать
- Да пудов этак пять, или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
(К. Чуковский. Телефон)
Местоимение никогда не может быть ударным словом.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Мы учим рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.
А.П.Чехов называл знаки препинания нотами при чтении. Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогу следует развивать особое внимание к пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания .
В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире.
ТОЧКА
Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа. На последнем слове перед точкой голос понижается.
ЗАПЯТАЯ
Запятая ставится только внутри предложений она очень многозначна и потому требует в разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. На последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса.
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса, затем расшифровывается сказанное.
ТИРЕ
Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.
Голос не повисает, как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа.
При вопросе важно интонационно подчеркнуть слово, направляющее ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыко драл!
- Куда клал?
- Под кусток!
- Кто украл?
- Родион!
- Выйди вон!
МНОГОТОЧИЕ
Для многоточия характерна интонация незаконченности. Обычно многоточие требует и длительной паузы, интонации недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются логическими паузами.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи, так как они помогают верно передать мысль фразы.
.Казнить нельзя / помиловать или:
Казнить / нельзя помиловать.
Паузы условно делятся на три группы:
1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///);
2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//);
3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).
МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ
Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей. Ведущую роль невербальные средства общения приобретают при контакте с детьми. Ведь детская аудитория очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержания речи и сопровождающих ее телодвижений. Жест служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.
Для наиболее распространенных, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения:
РАЗВЕЛ РУКАМИ в знак удивления;
ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ ("не знаю")
ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ (знак отрицания)
ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т. д.
Все жесты в речевом общении играют разную роль.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:
- Малюсенький такой пузырек, - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька.
Вот такой арбузище! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.
Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:
Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями: жест предельности или категоричности: сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.:
Это – более или менее общепринятые изобразительные жесты.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ – указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п.
Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА и др. Кроме того их показывают и головой.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ очень разнообразны. При удивлении разводят руками; в случае предвкушения чего-либо приятного – потирают ладонями друг о дружку. Изумление или сомнение выражают поднятием плеч.
Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом.
При обучении детей выразительному чтению воспитателю необходимо сопровождать свою речь мимикой и жестами, так как они являются важными компонентами речевого акта: сообщают речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придают ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций.
Памятка по обучению детей выразительному чтению стихотворений
Для овладения выразительностью речи проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Для заучивания выбирать стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Выразительное чтение произведение воспитателем должно стать эталоном для подражания ребенка, так как слушая его выразительное чтение, он влюбляется в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.
Перед заучиванием стихотворения воспитатель прорабатывает текст, по возможности расставляет: грамматические и логические паузы, логические ударения; продумывает использование жестов и мимики, уместных в данном произведении.
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
Для лучшего запоминания использовать при заучивании игровые приемы.
Скачать работу
центр развития ребёнка детский сад № 5
Гнёздышко
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
СТИХОТВОРЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнил: учитель-логопед
Астафьева В.Н.
г. Спасск - Дальний
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя: тон, силу, тембр голоса, ритм, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Для педагога выразительное чтение это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.
В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он влюбляется в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: Его речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей
Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. Это нелегкая задача. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы... оно должно быть... громким, ясным, четким, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приемами, владение ими позволит воспитателю воздействовать на речевое развитие дошкольника.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, по возможности не отрываясь от изучения программного материала по чтению, обучению грамоте, развитию речи (при работе над различными видами предложений, текстов и пр.). Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
- Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями.
- Стихотворение А. Барто Мячик (читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
(это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие). Так, в сказке К. Чуковского Мойдодыр один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист.
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- Воспроизведение игровых стихов методом игры (Телефон К. Чуковского, Сказка о глупом мышонке и т.д.).
- Определение характера произведения по схематическому выражению лица всего произведения или отдельных частей).
Воспитателю следует включать в занятия речевые разминки (пятиминутки), которые могут проходить в интересной, игровой форме, например, как соревнования. Речевой материал для разминки может быть взят из художественного произведения читаемого на занятии, из произведения, изучаемого ранее, или придуман самим воспитателем
Воспитатель на речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание, дети повторяют скороговорки и чистоговорки и т.д.
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ
При рассказывании стихотворений требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе.
Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.
При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.
Старайтесь, произнося скороговорки, потешки ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).
Например:
При речевом исполнении я хочу: пошутить, пожаловаться, порадоваться, похвастаться и т. д.
Кроме этого можно предложить:
- схематические изображения мимики лица;
- рассказывание от лица сказочных героев (зайчика, лисы, медведя и т.д.);
схемы чтения в разных темпах ( --- отрывисто, ______ быстро, медленно);
- первую часть чистоговорки произносите громко, вторую тихо, потом наоборот.
Примеры:
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
2. Произнесите поговорку Проворонила ворона вороненка, интонацией передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).
3. Произнесите приветствия, обращения, имена с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
4. Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Бой.
(И. Сельвинский)
5.Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
Упражнения на развитие речевого слуха
1. Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха.
2. Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег кроватку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
(А. Барто. Слон)
3. Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте лес утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(И. Никитин)
Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.
ДЫХАНИЕ И ГОЛОС
Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к неоправданным паузам, искажающим фразу.
Научиться регулировать дыхание это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Нельзя делать выдох до полного выдыхания и нельзя допускать перебор воздуха.
1. Прочитайте текст.
Умыли котята глаза, и носы,
И щечки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(О. Александрова)
Перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.
2. Изобрази животное - развитие речевого дыхания на выдохе.
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и твержу, твержу, твержу:
Кар - кар, гав – гав, жу – жу, бе – бе, ме – ме, ква - ква.
Упражнения на регулирование силы голоса
При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи
1. Эхо
Дети делятся на две команды и встают в два ряда напротив друг друга. Одна группа детей произносит громко звук или слово, а другая повторяет его тихо.
2. Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шепотом, выделяя слоги.
3. Прочитайте его громко, подчеркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, все время убыстряя темп.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо (...), тихо (...), тихо... (...)
Жили-были серый еж
И его ежиха (...).
Серый еж был очень тих (...),
И ежиха тоже.
И ребенок был у них (...) -
Очень тихий ежик (...)
Всей семьей идут гулять
Ночью (...) вдоль дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик (...).
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо (...) -топ (...) топ (...)топ (...).
(С. Маршак. Тихая сказка)
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
1. Поход
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Воспитатель говорит о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы его хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что шагаешь голосом прямо к солнцу, передать с его помощью движение вверх.
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет.
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
2. Пещера
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, его повышению и понижению. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под ее сводами. Нужно попробовать воспроизвести звуки, слова в пещере, уходя все дальше и дальше.
Низкий или высокий голос индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.
3. Вспомните, с какой интонацией и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого Три медведя одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: Кто ложился в мою постель и смял ее!. Произнесите ее от имени каждого из героев.
4... Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, ГАВ, КВА, и т.п.
5. Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. Старайтесь, чтобы звук выходил вперед и расходился по помещению. Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук сам напрашивается:
МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.
Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.
ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ.
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических ударений. Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, - эту мысль важно донести до дошкольников, например на примере предложений. Ударное слово является основным центром мысли.
1. Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
Завтра Аня пойдёт в садик.
2. Прочитайте отрывок. Проверьте постановку логических ударений: возможны ли варианты?
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать
- Да пудов этак пять, или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
(К. Чуковский. Телефон)
Местоимение никогда не может быть ударным словом.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Мы учим рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации.
А.П.Чехов называл знаки препинания нотами при чтении. Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогу следует развивать особое внимание к пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания .
В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире.
ТОЧКА
Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа. На последнем слове перед точкой голос понижается.
ЗАПЯТАЯ
Запятая ставится только внутри предложений она очень многозначна и потому требует в разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. На последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса.
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса, затем расшифровывается сказанное.
ТИРЕ
Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.
Голос не повисает, как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа.
При вопросе важно интонационно подчеркнуть слово, направляющее ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыко драл!
- Куда клал?
- Под кусток!
- Кто украл?
- Родион!
- Выйди вон!
МНОГОТОЧИЕ
Для многоточия характерна интонация незаконченности. Обычно многоточие требует и длительной паузы, интонации недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются логическими паузами.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи, так как они помогают верно передать мысль фразы.
.Казнить нельзя / помиловать или:
Казнить / нельзя помиловать.
Паузы условно делятся на три группы:
1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///);
2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//);
3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).
МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ
Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей. Ведущую роль невербальные средства общения приобретают при контакте с детьми. Ведь детская аудитория очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержания речи и сопровождающих ее телодвижений. Жест служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.
Для наиболее распространенных, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения:
РАЗВЕЛ РУКАМИ в знак удивления;
ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ ("не знаю")
ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ (знак отрицания)
ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА (от изумления) и т. д.
Все жесты в речевом общении играют разную роль.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:
- Малюсенький такой пузырек, - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька.
Вот такой арбузище! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.
Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:
Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями: жест предельности или категоричности: сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ и др.:
Это – более или менее общепринятые изобразительные жесты.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ – указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п.
Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА и др. Кроме того их показывают и головой.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ очень разнообразны. При удивлении разводят руками; в случае предвкушения чего-либо приятного – потирают ладонями друг о дружку. Изумление или сомнение выражают поднятием плеч.
Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом.
При обучении детей выразительному чтению воспитателю необходимо сопровождать свою речь мимикой и жестами, так как они являются важными компонентами речевого акта: сообщают речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придают ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций.
Памятка по обучению детей выразительному чтению стихотворений
Для овладения выразительностью речи проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Для заучивания выбирать стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Выразительное чтение произведение воспитателем должно стать эталоном для подражания ребенка, так как слушая его выразительное чтение, он влюбляется в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.
Перед заучиванием стихотворения воспитатель прорабатывает текст, по возможности расставляет: грамматические и логические паузы, логические ударения; продумывает использование жестов и мимики, уместных в данном произведении.
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
Для лучшего запоминания использовать при заучивании игровые приемы.