Формирование навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку | Лепехина Татьяна Андреевна. Работа №339003
Аннотация. Данная статья рассматривает методы и стратегии развития навыков аудирования при изучении иностранного языка. Рассматриваются индивидуальные и групповые подходы, направленные на всестороннее развитие навыков аудирования у обучающихся. Основное внимание уделяется таким методикам, как предварительное ознакомление с темой, активное слушание, выделение ключевых моментов, повторение и проверка понимания после прослушивания.
Ключевые слова: навыки аудирования, изучение иностранного языка, методики развития, активное слушание.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Лепехина Татьяна Андреевна, учитель английского языка
ГБОУ «Старченковская школа Володарского муниципального округа» ДНР
Аннотация. Данная статья рассматривает методы и стратегии развития навыков аудирования при изучении иностранного языка. Рассматриваются индивидуальные и групповые подходы, направленные на всестороннее развитие навыков аудирования у обучающихся. Основное внимание уделяется таким методикам, как предварительное ознакомление с темой, активное слушание, выделение ключевых моментов, повторение и проверка понимания после прослушивания.
Ключевые слова: навыки аудирования, изучение иностранного языка, методики развития, активное слушание.
Формирование навыков аудирования играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. Этот навык позволяет обучающимся эффективно понимать устную речь на иностранном языке, что необходимо для общения, изучения культуры страны изучаемого языка и успешной учёбы за рубежом.
Одним из ключевых моментов при формировании навыков аудирования является использование разнообразных текстов и материалов на целевом языке: аудиокниг, интервью, диалогов, радиопередач и фильмов. Кроме того, важным элементом обучения аудированию является работа с аутентичными материалами – то есть такими материалами, которые были созданы носителями языка для коммуникации на его базе.
Важность развития навыков аудирования при изучении иностранного языка заключается в том, что данный навык играет ключевую роль в формировании полноценной коммуникативной компетенции. Часто аудирование является самым сложным аспектом для учеников, так как требует быстрой обработки информации на слух, понимания речи на незнакомом языке, адаптации к различным акцентам и темпам речи. Тем не менее, развитие навыков аудирования существенно улучшает уровень восприятия и понимания устной речи на иностранном языке, что приводит к повышению общей языковой компетенции учащегося. Кроме того, умение слушать и понимать на иностранную речь содействует успешному взаимодействию в реальных коммуникативных ситуациях, что является одной из главных целей обучения языку.
Развитие навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку предполагает использование различных методов. Один из них – активное прослушивание аудиоматериалов на изучаемом языке с последующим обсуждением содержания, что способствует улучшению понимания речи на слух и расширению словарного запаса. Другой метод – использование аудиокниг или подкастов с целью практики различных диалогов и монологов на иностранном языке. Это помогает обучающимся улучшить свои навыки восприятия на слух, расширить лексический запас и научиться выделять основную информацию. Также эффективным способом является выполнение упражнений, направленных на понимание главной и дополнительной информаций в аудиотекстах, а также на развитие умения делать выводы и прогнозы по содержанию материала. Эти методы и стратегии поддерживают развитие навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку.
Аутентичные материалы играют важную роль в формировании навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку. В отличие от учебных материалов, аутентичные представляют собой реальные аудио- или видеозаписи, созданные носителями языка для коммуникации в повседневной жизни.
Одно из основных преимуществ аутентичных материалов заключается в том, что они отражают реальные ритмы, интонации и словарный запас, используемые носителями языка. Это помогает учащимся развивать навык понимания на слух и привыкать к различным акцентам и диалектам.
Более того, аутентичные материалы предлагают реальные ситуации и контексты, которые помогают ученикам понять не только основной смысл высказывания, но и нюансы, связанные с культурой и обычаями носителей. Это помогает развивать не только навыки аудирования, но и культурную компетенцию.
Кроме того, аутентичные материалы могут быть более интересными и мотивирующими для обучающихся, поскольку они отражают реальный мир и проблемы, с которыми сталкиваются носители языка. Это помогает повысить уровень вовлеченности учеников и развить их мотивацию к изучению языка.
Практические упражнения, направленные на развитие навыков аудирования также играют важную роль в формировании у обучающихся способности понимать устную речь на иностранном языке. Среди таких упражнений можно выделить прослушивание аудиозаписей различных жанров, таких как диалоги, интервью, новости, аудиокниги, а также записей выступлений носителей языка. Важно также практиковать аудирование на различных тематиках, чтобы разнообразить словарный запас и понимание стилей речи. Кроме того, разные упражнения на выделение ключевой информации, основных идей, деталей позволяют развивать навыки аудирования и улучшать понимание говорящего. Такие упражнения могут включать в себя составление резюме или краткого отчёта по прослушанному материалу, а также дальнейшее обсуждение полученной информации. Важно также давать упражнения, связанные с пониманием информации на слух при различных скоростях и с разными акцентами, что поможет ученикам адаптироваться к различным условиям аудирования.
Для эффективного формирования навыков аудирования в процессе изучения иностранного языка необходимо проводить оценку и мониторинг прогресса учащихся. Оценивание помогает определить уровень владения языком и прогресс в развитии навыков аудирования, а мониторинг позволяет измерять изменения и прогресс с течением времени.
Для оценки навыков аудирования можно использовать различные методы, такие как тесты, задания на прослушивание и анализ аудиоматериалов, а также устные и письменные доклады. Тесты могут включать в себя вопросы на понимание основного содержания, детали и инференциальные вопросы, которые помогают проверить глубину понимания иностранной речи.
Оценка может быть проведена как в форме формальных экзаменов, так и в форме непосредственной обратной связи на занятиях. Важно предоставлять учащимся конструктивные ответы и объяснения, указывать на ошибки и предлагать практические рекомендации по улучшению навыков аудирования.
Помимо оценки, также важно проводить систематический мониторинг прогресса в развитии навыков аудирования. Это можно делать путём регулярного тестирования и оценки результатов, а также с помощью анализа производительности обучающихся в различных заданиях. Мониторинг позволяет выявить слабые места и области для улучшения, а также осуществлять коррекцию в учебном процессе.
Список литературы
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. — М.:
Академия, 2006. – 336 с.
Ибакаева
, Е. К. Особенности аудирования младших школьников //
Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. – 2009. - № 102. - С. 180-183
Никитенко З. Н. Методика овладения иностранным языком на
начальной ступени школьного образования: учебное пособие / З. Н. Никитенко. — М.: Прометей, 2013. – 288 с.