Формирование навыков бережного отношения к природе у детей раннего возраста в различных видах деятельности | Ермолаева Анна Александровна. Работа №349851
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к воспитанию у детей раннего возраста бережного отношения к природе через различные виды деятельности в дошкольной образовательной среде. Уделено внимание роли воспитателя в организации эколого-ориентированных игр, наблюдений и совместных практических занятий. Описаны конкретные примеры и методы, помогающие закреплять у детей начальные навыки бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: бережное отношение к природе, экологическое воспитание, дети раннего возраста, дошкольное образование, наблюдение, экологические игры.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ермолаева Анна Александровна, воспитатель
МБДОУ №32 «Буратино», город Южно-Сахалинск
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к воспитанию у детей раннего возраста бережного отношения к природе через различные виды деятельности в дошкольной образовательной среде. Уделено внимание роли воспитателя в организации эколого-ориентированных игр, наблюдений и совместных практических занятий. Описаны конкретные примеры и методы, помогающие закреплять у детей начальные навыки бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: бережное отношение к природе, экологическое воспитание, дети раннего возраста, дошкольное образование, наблюдение, экологические игры.
С раннего возраста у детей формируется базовое восприятие мира, и первые впечатления от взаимодействия с природой накладывают отпечаток на последующее отношение к ней. Воспитание навыков бережного отношения к природе важно начинать именно на этапе раннего детства, когда ребенок восприимчив к новым знаниям и с интересом исследует окружающий мир. В этот период воспитателю следует активно использовать игровые и практические формы взаимодействия детей с природой, постепенно развивая у них чувство заботы и ответственности за окружающую среду.
Одним из ключевых факторов формирования навыков бережного отношения к природе является организация доступной и увлекательной эколого-ориентированной деятельности. Дети дошкольного возраста активно воспринимают всё новое через чувственный опыт, поэтому взаимодействие с природой должно быть основано на тактильных ощущениях, визуальных наблюдениях и эмоциональных переживаниях. Использование различных видов деятельности — от игр и наблюдений до трудовых и практических занятий — позволяет закрепить у детей осознание ценности природы и важности её охраны.
Игры с элементами экологического воспитания могут стать основой первых уроков доброго отношения к природе. Например, можно предложить детям рассматривать муравьиную тропинку на прогулке, обращая внимание на то, как трудятся маленькие насекомые. В ходе таких наблюдений дети начинают понимать, что даже самые маленькие существа играют важную роль в природе и что к ним нужно относиться бережно. Проводя наблюдения за растениями и животными, воспитатель может рассказать о том, почему важно не ломать веточки деревьев, не рвать цветы без необходимости и как каждый элемент природы выполняет свою функцию.
Экологические игры и сказки — ещё один эффективный способ формирования бережного отношения к природе. Например, игра «Помоги лесу» позволяет детям почувствовать себя защитниками природы: воспитатель рассказывает сказочную историю о том, как лесные звери нуждаются в помощи, потому что люди оставили мусор в лесу. Затем дети вместе собирают игрушечный мусор (например, бумажки или пластиковые предметы), как бы «помогая» лесу стать чистым и красивым. Такие игры формируют у детей понимание, что забота о природе — это несложное и увлекательное занятие, которое приносит пользу всему окружающему миру.
Особое внимание стоит уделить совместным наблюдениям за природой во время прогулок. Например, можно предложить детям понаблюдать за облаками, птицами, лужами после дождя или рассмотреть различия в листьях разных деревьев. Во время таких наблюдений дети могут услышать от воспитателя о том, как важно сохранять чистоту вокруг, почему нельзя бросать мусор в лесу или ломать растения. Это способствует формированию элементарных экологических знаний и осознания связи между действиями человека и состоянием природы.
Помимо игровых и познавательных форм деятельности, важным методом воспитания экологического сознания является привлечение детей к посильному труду на природе. Например, дети могут помогать ухаживать за растениями на участке детского сада: поливать цветы, собирать сухие листья, убирать небольшие веточки после ветра. Эти простые задачи позволяют детям почувствовать себя частью команды, которая заботится о природе. Они начинают понимать, что даже маленькие действия могут приносить пользу окружающему миру, и испытывают чувство удовлетворения от результата своего труда.
Кроме того, воспитатель может привлекать детей к работе с природными материалами. Например, на занятиях по аппликации или лепке можно использовать сухие листья, веточки, шишки, создавая поделки, которые учат детей ценить и бережно относиться к тому, что дарит природа. В процессе создания таких поделок воспитатель может рассказать детям, почему важно не ломать ветки, не срывать цветы, а использовать для творчества только уже опавшие листья и другие материалы, которые природа «отдала» сама.
Важной частью воспитания экологического сознания является формирование у детей способности замечать красоту окружающего мира. Для этого воспитатель может организовать экскурсии на природу, показывая детям, как прекрасны цветы, деревья, озёра и поля. Через совместные наблюдения и восхищение природой у детей формируется чувство привязанности и уважения к природе, которое со временем перерастает в привычку бережного отношения к окружающей среде.
Также, важную роль играет регулярное обсуждение с детьми экологических тем, адаптированных к их возрасту. Например, воспитатель может предложить беседу о том, что произойдет, если все будут ломать ветки или загрязнять воду в ручье. Через обсуждение дети начинают понимать простые, но важные закономерности: действия каждого человека отражаются на состоянии природы и всех её обитателей. Обсуждение таких тем в непринужденной форме побуждает детей задумываться о своих поступках, формирует элементарные правила поведения в природе и осознание их значения.
Таким образом, формирование навыков бережного отношения к природе у детей раннего возраста в условиях детского сада требует комплексного подхода, включающего наблюдения, игры, трудовую деятельность и практическое использование природных материалов. Воспитатель, создавая условия для разнообразной деятельности с природными элементами, помогает детям осознать ценность окружающего мира и воспитывает в них любовь к природе. Эти первые уроки экологического воспитания становятся основой для формирования у детей осознанного и бережного отношения к природе, что является важным шагом на пути к формированию экологически ответственного поколения.
Список литературы
Афанасьева С. В.
Ознакомление детей раннего возраста с природой
// Теория и практика современной науки. 2020. №9 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oznakomlenie-detey-rannego-vozrasta-s-prirodoy (дата обращения: 01.11.2024).
Берзина Р
.
Ф
.
Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) // Символ науки. 2016. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-na-primere-raboty-s-prirodnym-materialom (дата обращения: 01.11.2024).
Маттис
, О. И. Формирование экологической культуры детей раннего возраста / О. И.
Маттис
. —
Текст :
непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V
Междунар
.
науч.
конф
. (г. Казань, октябрь 2016 г.). —
Казань :
Бук, 2016. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11121/ (дата обращения: 01.11.2024).
Насибуллина
Э
.
Р
.
Роль педагогической деятельности в экологическом образовании детей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-detey (дата обращения: 01.11.2024).