Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста | Кобзарь Лариса Николаевна. Работа №351280

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. Раскрывается значимость раннего воспитания навыков безопасности, а также роль воспитателя в организации образовательного процесса, направленного на защиту ребенка от возможных бытовых угроз. Описаны методы и приёмы, способствующие привитию детям основ безопасного поведения в повседневной жизни, а также развитие у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью и благополучию.

Ключевые слова: безопасное поведение, дошкольное образование, бытовая безопасность, навыки безопасности, профилактическая работа, ответственность, дети дошкольного возраста, воспитание в ДОУ, здоровье детей, воспитатель.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кобзарь Лариса Николаевна, воспитатель

ГБОУ ХО «Клиновский детский сад «Калиночка» Алешкинского МО», с. Клины

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. Раскрывается значимость раннего воспитания навыков безопасности, а также роль воспитателя в организации образовательного процесса, направленного на защиту ребенка от возможных бытовых угроз. Описаны методы и приёмы, способствующие привитию детям основ безопасного поведения в повседневной жизни, а также развитие у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью и благополучию.

Ключевые слова: безопасное поведение, дошкольное образование, бытовая безопасность, навыки безопасности, профилактическая работа, ответственность, дети дошкольного возраста, воспитание в ДОУ, здоровье детей, воспитатель.

 

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач системы дошкольного образования. Ранний возраст является оптимальным периодом для воспитания у ребенка основных принципов безопасности, поскольку именно в этом возрасте происходит закладка основ его будущего поведения и восприятия окружающего мира. Дети в возрасте от трёх до семи лет активно познают мир, проявляют интерес к окружающей обстановке, но часто не осознают потенциальных опасностей. Поэтому формирование у них навыков безопасного поведения в быту имеет важное значение для их здоровья и благополучия.

Значимость раннего воспитания навыков безопасного поведения обусловлена тем, что в быту детей могут подстерегать различные угрозы, такие как риск травм, опасные бытовые предметы, неправильное обращение с электричеством и водой, ядовитые вещества и многие другие. Умение распознавать эти угрозы и действовать правильно в сложных ситуациях — это ключевой элемент формирования ответственности за своё здоровье, а также важный этап в развитии у ребенка самосознания и осознания границ допустимого поведения. Приобретение данных навыков способствует укреплению самостоятельности и самоконтроля, которые станут основой для формирования безопасного поведения у детей в дальнейшем.

Важную роль в процессе формирования безопасного поведения у детей играет воспитатель, который выступает для ребенка авторитетом и примером для подражания. Воспитатель не только объясняет основные правила безопасного поведения, но и помогает детям понять причины, по которым важно их соблюдать. Основная задача педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и доступным, при этом предоставляя детям возможность усвоить практические навыки. Современные образовательные методики, такие как игровые технологии, моделирование ситуаций и сюжетно-ролевые игры, позволяют детям лучше осваивать необходимые навыки и закреплять их в повседневной жизни.

Один из ключевых методов формирования навыков безопасного поведения у детей — моделирование опасных ситуаций, которое помогает ребенку понять, что некоторые действия могут представлять угрозу его здоровью и благополучию. Например, в процессе игры можно рассмотреть ситуации, такие как случайное включение электроприбора, использование острых предметов или общение с незнакомцами. Воспитатель разъясняет детям, как правильно поступать в каждом из случаев и какие действия могут привести к нежелательным последствиям. Это способствует формированию у ребенка навыков самостоятельного принятия решений и осознанного подхода к своему поведению.

Сюжетно-ролевые игры также играют важную роль в обучении дошкольников правилам безопасного поведения. В процессе таких игр дети осваивают различные сценарии, связанные с безопасностью, например, «Как вести себя дома одному», «Осторожно, огонь» или «Безопасность на кухне». Игры создают условия для воспроизведения реальных ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться в быту, и помогают ему освоить правильные алгоритмы действий. Через игровые ситуации дети легче усваивают материал, развивают навыки предвидения последствий своих поступков и учатся принимать ответственные решения.

Неотъемлемой частью воспитания безопасного поведения является работа с родителями. Совместные усилия воспитателей и родителей необходимы для формирования у детей навыков, которые помогут им ориентироваться в сложных ситуациях и справляться с потенциальными угрозами. Воспитатели могут проводить консультации, мастер-классы и открытые уроки, на которых демонстрируются практические способы обучения детей безопасному поведению. Важным аспектом является формирование у родителей осознания того, что их собственное поведение и отношение к вопросам безопасности являются для ребенка основным примером. Согласованность действий воспитателя и родителей обеспечивает для ребенка единые требования и подходы к вопросам безопасного поведения, что позволяет формировать у него устойчивые навыки.

Важной частью работы воспитателя является создание безопасной образовательной среды, которая способствует осознанию детьми значимости правил безопасности и помогает им закреплять полученные знания. Безопасная среда в детском саду включает не только отсутствие потенциально опасных предметов, но и оформление стендов с изображениями безопасного поведения, тематические занятия и мини-уроки. Детям предоставляется возможность наблюдать, как взрослые соблюдают правила безопасности, а также активно участвовать в обсуждении ситуаций, связанных с безопасностью. Это помогает ребенку понять, что безопасность — это важная часть повседневной жизни, и учит его осознавать свою роль в защите собственного здоровья и благополучия.

Таким образом, формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста — это многогранный процесс, требующий комплексного подхода, включающего обучение детей основным правилам, создание безопасной образовательной среды, совместную работу с родителями и использование игровых и обучающих методов. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет ребёнку возможность освоить базовые правила безопасного поведения, развить навыки самостоятельного принятия решений и осознанного подхода к собственной безопасности. Воспитатели, используя разнообразные методы, создают условия для того, чтобы дети не только усваивали правила, но и развивали ответственное отношение к собственному здоровью и благополучию, что становится основой для их безопасного поведения в будущем.

 

Список литературы

 

1. Мочалова И. В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе / И. В. Мочалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 286-288.

2. Сапронова Е. А. Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 63-65.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×