Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков чтения младших школьников с умственной отсталостью | Косова Кристина Сергеевна. Работа №299024

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Косова Кристина Сергеевна
Сатья на тему формирования навыков чтения у детей младшегг школьного возраста с умственной отсталостью .Статью написали : Косова Кристина Сергеевна и Павлова Анастасия Викторовна . В статье описаны этапы формирования

Каждая стадия чтения младших школьников с умственной отсталостью имеет свои определенные задачи, поэтому все задачи актуальны на всех последующих стадиях.

Например, на первом этапе изучения навыков чтения младших школьников является освоение выделения звука, произношения звуков и букв. Второй этап обусловлен изучением звука и буквы, знакомством с открытым и закрытым слогом, овладением открытым и закрытым слогом. На третьем этапе изучения навыков чтения детей младшего возраста является овладение чтением прямых слогов с мгновенными согласными, а также изучением открытого и закрытого слова в мягком варианте.

Четвертый этап предполагает изучение гласных и слогов. Таким образом, формирование навыков чтения детьми с умственной отсталостью состоит из перечисленных выше этапов. Общепринято, что самое сложное для детей с умственной отсталостью является процесс изучения слияния звуков, которые обозначены буквами.

Тема: Формирование навыков чтения младших школьников с умственной отсталостью

Педагоги коррекционной школы уделяют огромное внимание грамоте и чтению, изучению каждого звука и буквы для эффективного закрепления навыков чтения.

Каждая стадия чтения младших школьников с умственной отсталостью имеет свои определенные задачи, поэтому все задачи актуальны на всех последующих стадиях.

Например, на первом этапе изучения навыков чтения младших школьников является освоение выделения звука, произношения звуков и букв. Второй этап обусловлен изучением звука и буквы, знакомством с открытым и закрытым слогом, овладением открытым и закрытым слогом. На третьем этапе изучения навыков чтения детей младшего возраста является овладение чтением прямых слогов с мгновенными согласными, а также изучением открытого и закрытого слова в мягком варианте.

Четвертый этап предполагает изучение гласных и слогов. Таким образом, формирование навыков чтения детьми с умственной отсталостью состоит из перечисленных выше этапов. Общепринято, что самое сложное для детей с умственной отсталостью является процесс изучения слияния звуков, которые обозначены буквами.

К этому процессу необходимо подходить более тщательно, поскольку именно он является сложным моментом для детей, которые практически всегда сталкиваются со сложностями при изучении навыков чтения.

Поэтому педагогу важно разрабатывать специальные упражнения и применять их на практике при изучении навыков чтения.

Такие упражнения должны быть направлены на правильное воспроизведение слогов, слов, которые могут вызвать сложности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Поэтому педагог обязан установить первоочередные задачи, которые заключаются в определении связей между зрительными и речедвигательными слогами и словами, закреплении в памяти детей слогов и слов, а также в восприятии и понимании их.

В качестве специальных упражнений педагог использует прием и метод чтения вслух. Ребенок с умственной отсталостью таким способом лучше воспроизводит чтение.

Для педагога главной задачей является научить таких детей красиво и выразительно читать, понимать прочитанное, уметь показывать красоту ритма художественных произведений русских поэтов и подчеркивать особенность произношения слов и букв.

Можно сделать вывод, что школьники с умственной отсталостью могут столкнуться со сложностями формирования чтения, однако по-разному преодолевают ряд недостатков и сложностей. При возникновении таких проблем, педагог может корректировать свою работу и вносить в метод определенные задания и упражнения.

Педагог занимается подготовкой учеников для их успешного восприятия текстов, освоения выразительности и осмысления предложенных текстов. Поэтому так важно формировать навыки чтения у детей младшего возраста коррекционной школы, применяя различные методы и приемы.

В рамках изучения навыков чтения младших школьников с умственной отсталостью стоит организовать констатирующий эксперимент. Но прежде всего, принято налаживать эмоциональный контакт с ребенком, что сопряжено с определенными трудностями. В ходе изучения речи детей надо исходить из того, что получение наиболее полного представления доступно при применении комплексного анализа.

Основные задачи, которые ставит перед собой специалист, организующий мероприятие, заключаются в следующих моментах:

- сбор анамнеза и ознакомление с ним;

- комплексное осваивание документации, предоставленной логопедом;

- подбор или разработка адекватных методов выявления навыков чтения у лиц младшего возраста с интеллектуальной недостаточностью;

- ознакомление с особенностями навыков чтения;

- грамотная интерпретация результатов, которые были получены, их обобщение, формулирование выводов;

- оформление данных в единую таблицу для оценивания.

Здесь очень важно соблюдать условия, которые помогают детям адекватно воспринимать полученную информацию и формировать в себе навыки чтения и письма. Со стороны педагога требуется создание таких схем обучения, которые буду учитывать все индивидуальные особенности конкретного умственно отсталого ребенка.

Таким образом, все вышенаписанное говорит о том, что чтение очень важно в жизни умственно отсталого ребенка, именно оно помогает ему адаптироваться и социализироваться в обществе. Схемы учебно-воспитательных мероприятий с указанными типами детей дает возможность научить их читать путем применения различных учебных материалов.

Традиционная методика русского языка предполагает существование трех этапов формирования читательского навыка. Речь идет, в первую очередь, об аналитическом, синтетическом, автоматическом моменте.

1. На аналитическом этапе все три компонента чтения никак не связаны между собой, то есть, оторваны друг от друга. Так что выполнение конкретных действий требует от школьника решения сложных задач, порой непосильных. Так, сначала он должен увидеть гласную букву, затем обеспечить ее соотнесение со слогом-слиянием, потом подумать, куда нужно отнести буквы вне слияния, и озвучить каждый слог максимально плавно. На практике обычно принято считать, что аналитический этап соответствует периоду, когда происходит обучение грамоте. Тем не менее, учитель должен помнить, что каждый ребенок развивается по-своему.

2. На синтетическом этапе наблюдается синтез всех трех элементов чтения. То есть они могут восприниматься, произноситься и осмысливаться одновременно. В рамках данного шага индивидуум начинает читать целыми словами. Однако ключевой признак того, что чтец уже сумел перейти на данный шаг, заключается в возникновении интонации. Важную роль играет осмысливание ребенком не просто отдельных единиц текста, а их целостного содержания в рамках соотнесения между собой. Обычно такое умение появляется на второй год обучения в начальной школе.

3. На этапе автоматизации техника чтения доводится до автоматизма, то есть осознание ее выполнения не происходит. Базовые интеллектуальные усилия направлены на осознание форм и содержания. Обязательно принимаются во внимание идеи произведения, композиции, средства. Главный признак достижения этого уровня состоит в качественной эмоциональной реакции на прочитанное произведение и стремление поделиться ею с другими людьми.

Наряду с этим у рассматриваемого термина имеется еще одно значение, в частности, он имеет несколько уровней протекания.

1. Первый уровень зачастую совпадает с этапом аналитики и подразумевает понимание большей части слов, которые употребляются в прямом и переносном значении. А также осознание предложений и их взаимосвязи друг с другом.

2. Второй уровень традиционно базируется на первом моменте и подразумевает осмысление подтекста произведения, то есть уяснение его направленности с точки зрения идеи, образа, художественного инструмента, авторской позиции и своего отношения к сюжету.

3. Третий уровень предполагает осознание индивидуумом собственных читательских интересов и умений, способствующих их удовлетворению. Говоря простыми словами, на этом шаге человек может полноценно определить круг чтения, осмысливать значения всех единиц языка, осознавать себя как читателя.

Такие этапы проходит каждый среднестатистический школьник. Что касается детей с умственной отсталостью, учащихся в общих образовательных или специализированных учреждениях, им свойственны следующие особенности:

- более медленное протекание каждого этапа, то есть на всех шагах и уровнях им требуется больше времени, чтобы постичь определенные навыки и закрепить их на практике;

- остановка на определенном этапе развития, невозможность продвигаться дальше по причине недостатка умственных способностей;

- возникновение промежуточных шагов, на которых решаются локальные задачи, которые незаметны здоровым детям.

В любом случае формирование читательского навыка у младших школьников с умственной отсталостью – процесс длительный и сложный. Порой он требует от педагогов колоссальных усилий.

Таким образом, навык чтения у младших школьников с умственной отсталостью формируется намного медленнее и сложнее, нежели у типичных детей. Он включает в себя большое количество промежуточных этапов.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×