Формирование навыков чтения у детей с ОВЗ: адаптированные методы и практические рекомендации для учителя начальных классов | Дроздова Ирина Владимировна. Работа №350466
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования навыков чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется адаптированным методам и практическим рекомендациям для учителей начальных классов. Представленные примеры помогают педагогам использовать эффективные приёмы обучения чтению, способствующие развитию интереса к процессу и поддержанию мотивации у детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: навыки чтения, дети с ОВЗ, адаптированные методы, начальные классы, коррекционная школа, мотивация, учитель.
Формирование навыков чтения у детей с ОВЗ: адаптированные методы и практические рекомендации для учителя начальных классов
Дроздова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
КГОБУ «Уссурийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования навыков чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется адаптированным методам и практическим рекомендациям для учителей начальных классов. Представленные примеры помогают педагогам использовать эффективные приёмы обучения чтению, способствующие развитию интереса к процессу и поддержанию мотивации у детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: навыки чтения, дети с ОВЗ, адаптированные методы, начальные классы, коррекционная школа, мотивация, учитель.
Формирование навыков чтения у младших школьников с ОВЗ является одной из ключевых задач начального образования в условиях коррекционной школы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс обучения чтению требует применения адаптированных методов и приёмов, позволяющих учитывать их индивидуальные особенности и сложности. Системный и комплексный подход к обучению чтению способствует не только развитию функциональной грамотности, но и помогает детям чувствовать себя более уверенно в учебной среде, что важно для их дальнейшего обучения и социализации.
Прежде всего, стоит отметить, что для успешного овладения навыками чтения необходимо формировать у детей интерес к самому процессу чтения. Поскольку многие дети с ОВЗ сталкиваются с трудностями в восприятии информации, важно, чтобы задания и упражнения были понятными, интересными и доступными. Использование красочных наглядных материалов, таких как иллюстрации, карточки с буквами и картинками, помогает детям легче запоминать буквы и связывать их с определёнными звуками и словами. Например, можно предложить ребёнку карточки с изображением животных и соответствующими буквами, что позволяет развивать ассоциативное мышление и облегчает запоминание алфавита.
Эффективным методом обучения чтению является звуковой аналитико-синтетический метод, адаптированный для детей с ОВЗ. Суть метода заключается в поэтапном изучении звуков и их соединении в слоги и слова, что помогает детям освоить правила чтения постепенно и более осознанно. Например, после изучения гласных и согласных звуков учитель предлагает детям тренировать составление слогов и их чтение в виде игры, где ребёнок подбирает к картинкам нужные буквы и пытается произнести получившийся слог. Это помогает не только запомнить структуру слова, но и развивать фонематическое восприятие, что важно для детей с нарушениями речи.
Важную роль в процессе формирования навыков чтения у детей с ОВЗ играет ритмичное чтение, которое можно использовать для создания ощущения ритма и последовательности. Ритмичное чтение особенно полезно для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи, так как оно помогает им выработать плавность и автоматичность при чтении. Учитель может предложить учащимся вместе вслух произносить короткие стихотворные строки или простые предложения, что помогает детям запоминать звуки и слова, улучшает координацию движений рта и развивает навык быстрого узнавания слов.
Также в процессе обучения можно использовать метод глобального чтения, где ребёнок сначала запоминает слово целиком, не разбивая его на отдельные буквы или звуки. Этот метод помогает детям с нарушениями слуха или зрительного восприятия, которым бывает сложно воспринимать структуру слова через фонематический анализ. Например, учитель показывает ученику карточку с изображением предмета и его названием, и ребёнок учится узнавать слово по общему виду, а не по отдельным буквам. Постепенно дети начинают различать знакомые слова и использовать их в чтении, что повышает их уверенность в собственных силах.
Одним из эффективных приёмов является использование сенсорных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Дети могут обводить буквы пальцами на песке или крупе, раскрашивать буквы, выкладывать их из пластилина или шнурков, что помогает им лучше запомнить буквы и соединять их в слова. Эти упражнения полезны особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как они развивают навыки, необходимые для письма и чтения, а также делают процесс обучения более интересным.
Кроме того, для поддержки интереса к чтению и повышения мотивации полезно использовать игровые методы, где чтение становится частью увлекательного процесса. Например, можно предложить детям роль «детективов», которые ищут нужные буквы или слова в тексте, или «волшебников», читающих «магические заклинания» (короткие стихи и рифмы). Такие игры помогают детям снять напряжение и в то же время закрепить навыки чтения в непринуждённой форме.
При организации процесса обучения чтению учителю важно учитывать индивидуальный темп каждого ребёнка. Не все дети сразу смогут переходить от звуков к словам и предложениям, и это требует терпения и гибкости со стороны педагога. Поддержка и поощрение успехов, даже самых маленьких, помогают детям развивать уверенность и желание продолжать обучение. Похвала за каждую прочитанную букву или правильно составленное слово формирует у ребёнка положительное отношение к чтению и помогает ему преодолевать трудности.
Наконец, следует отметить, что обучение чтению детей с ОВЗ требует регулярного мониторинга и рефлексии. Учителю необходимо периодически анализировать успехи и трудности каждого ученика, корректировать подходы и методики, учитывать состояние эмоциональной сферы ребёнка. Это позволяет педагогу поддерживать интерес к чтению и вовремя предоставлять ученикам ту помощь, которая им необходима на каждом этапе обучения.
Таким образом, процесс формирования навыков чтения у детей с ОВЗ требует комплексного, адаптированного подхода, основанного на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Сочетание игровых методов, сенсорных упражнений, ритмичного и глобального чтения помогает сделать процесс обучения более увлекательным и доступным. Учителю важно постоянно поддерживать и поощрять достижения учащихся, чтобы развить у них не только навыки чтения, но и положительное отношение к самому процессу обучения, которое станет основой для их дальнейших успехов.
Список литературы
Ильина
М. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Ильина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 455-458. — URL:
https://moluch.ru/archive/414/91349/
Кожурова
А. А.
, Лыткина
М. Г.
И
ндивидуальная образовательная траектория младшего школьника с
ОВЗ
как условие развития навыка чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-2.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-mladshego-shkolnika-s-ovz-kak-uslovie-razvitiya-navyka-chteniya
Орешкина А. В. Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина. — Текст
:
непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 34-36. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/139/4421/