Формирование навыков цифровой грамотности и информационной безопасности у студентов | Мхце Тереза Тереза. Работа №346322
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования навыков цифровой грамотности и информационной безопасности у студентов среднего профессионального образования (СПО). Подчеркивается важность этих навыков в современном обществе, где информация и технологии играют ключевую роль. Обсуждаются основные компоненты цифровой грамотности, а также меры по обеспечению информационной безопасности в образовательном процессе. Статья содержит практические рекомендации для преподавателей по интеграции данных навыков в учебный процесс.
Ключевые слова: цифровая грамотность, информационная безопасность, студенты, среднее профессиональное образование, технологии, образовательный процесс.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Мхце Тереза Мухамедовна, преподаватель
Царскосельский аграрно-технологический колледж
ФГБОУ ВО СПбГАУ
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования навыков цифровой грамотности и информационной безопасности у студентов среднего профессионального образования (СПО). Подчеркивается важность этих навыков в современном обществе, где информация и технологии играют ключевую роль. Обсуждаются основные компоненты цифровой грамотности, а также меры по обеспечению информационной безопасности в образовательном процессе. Статья содержит практические рекомендации для преподавателей по интеграции данных навыков в учебный процесс.
Ключевые слова: цифровая грамотность, информационная безопасность, студенты, среднее профессиональное образование, технологии, образовательный процесс.
В условиях стремительного развития цифровых технологий навыки цифровой грамотности и информационной безопасности становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Студенты, обучающиеся в системе среднего профессионального образования, должны уметь эффективно использовать информационные технологии, анализировать и обрабатывать информацию, а также защищать свои данные в цифровом пространстве. Формирование этих навыков является важной задачей для преподавателей, стремящихся подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности.
Цифровая грамотность охватывает широкий спектр умений, включая использование компьютеров и мобильных устройств, работа с программным обеспечением, поиск и оценка информации в интернете, а также создание и распространение цифрового контента. Важно, чтобы студенты не только знали, как использовать технологии, но и понимали, как их действия влияют на безопасность их личной информации и данных, связанных с учебой и работой.
Преподаватели должны внедрять элементы цифровой грамотности в учебный процесс через практические задания, позволяющие студентам применять полученные знания. Например, создание проектов с использованием программного обеспечения для обработки данных или представления информации в мультимедийной форме помогает развивать навыки работы с цифровыми инструментами.
Одной из важных задач является обучение информационной безопасности, которое включает в себя как технические, так и этические аспекты использования информационных технологий. Студенты должны знать о потенциальных угрозах, таких как вирусы, фишинг и утечки данных, и уметь применять практические меры по их предотвращению. Преподаватели могут организовать занятия, на которых обсуждаются основные угрозы и способы защиты, включая использование антивирусного ПО, настройку приватности в социальных сетях и создание надежных паролей.
Для повышения уровня информированности студентов о цифровой безопасности можно проводить специальные мастер-классы или тренинги. Эти мероприятия могут включать практические задания, такие как анализ реальных случаев утечек данных или кибербуллинга, что позволяет студентам не только понять теоретические основы, но и получить опыт практического применения полученных знаний.
Важно учитывать, что формирование цифровой грамотности и навыков информационной безопасности требует системного подхода. Преподаватели должны интегрировать данные темы в различные дисциплины, показывая их значимость для различных профессиональных сфер. Например, в рамках учебного курса по основам экономики можно обсудить, как киберугрозы могут повлиять на бизнес-процессы, а в курсе по праву — рассмотреть вопросы защиты персональных данных.
Практическая значимость формирования навыков цифровой грамотности и информационной безопасности заключается в их применении в реальной жизни. Студенты должны понимать, как их действия в цифровом пространстве могут влиять на их безопасность, а также на безопасность окружающих. Это знание необходимо для минимизации рисков и повышения уровня безопасности как личной, так и профессиональной.
Таким образом, формирование навыков цифровой грамотности и информационной безопасности у студентов СПО — это актуальная и важная задача, требующая внимания со стороны преподавателей. Использование интерактивных методов обучения, проведение практических занятий и создание поддерживающей образовательной среды помогут студентам овладеть необходимыми знаниями и умениями. В конечном итоге, это не только повысит качество образования, но и подготовит студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.
Таким образом, в современных реалиях студенты должны обладать навыками цифровой грамотности и информационной безопасности, чтобы эффективно функционировать в информационном обществе. Преподаватели СПО играют ключевую роль в формировании этих навыков, внедряя их в учебный процесс через разнообразные методы и подходы. Разработка целостной стратегии обучения, направленной на интеграцию цифровых технологий и повышение уровня информированности о безопасности в сети, позволит подготовить студентов к вызовам, с которыми они столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
Подповетная
Ю
.
В
.
,
Рулевская
Л
.
П
.
,
Подповетный
А
.
Д
.
Формирование цифровой грамотности студентов
// Управление в современных системах. 2023. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-gramotnosti-studentov (дата обращения: 07.10.2024).
Салганова
Е.И., Осипова Л.Б. (2023). Цифровая грамотность студентов: компетентностный
подход // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16 № 1 С. 227–240.
Хаблиева
С
.
Р
.
Основные подходы к формированию цифровых навыков
// АНИ: педагогика и психология. 2022. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-formirovaniyu-tsifrovyh-navykov (дата обращения: 07.10.2024).
Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа.
Дизайн.
2018.
Т. 3
№ 3 С. 96–112.