Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы | Чадина Чадина Андреевна. Работа №342738. Номер работы: №342738
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Описываются эффективные приёмы, которые помогают школьникам развивать аналитическое мышление, умение работать с текстами, выстраивать аргументацию и проводить самостоятельные исследования, что способствует углублённому освоению предмета.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, литература, навыки, школьники, проектная работа, аналитическое мышление.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Чадина Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Черноголовская СОШ им. Ф.И.Дубовицкого и И.М.Халатникова»
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Описываются эффективные приёмы, которые помогают школьникам развивать аналитическое мышление, умение работать с текстами, выстраивать аргументацию и проводить самостоятельные исследования, что способствует углублённому освоению предмета.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, литература, навыки, школьники, проектная работа, аналитическое мышление.
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является важной задачей современной школы, так как этот процесс способствует развитию у школьников критического мышления, аналитических способностей и умения работать с информацией. Исследовательская деятельность помогает учащимся не просто изучать материал, но и самостоятельно открывать новые знания, осмыслять их и применять на практике. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) учителю необходимо развивать у школьников навыки самостоятельного анализа текста, умение проводить исследования и презентовать свои выводы.
Одним из ключевых методов формирования исследовательских навыков является проектная деятельность. Проекты по русскому языку и литературе дают учащимся возможность выбрать тему, требующую более глубокого анализа, провести исследование, собрать информацию и представить свои результаты. Например, учащиеся могут исследовать особенности языка и стиля определённого автора, анализируя его произведения с точки зрения использования определённых грамматических конструкций, метафор или эпитетов. Проектная работа помогает школьникам не только развивать аналитическое мышление, но и учит их планировать свою работу, искать источники информации, анализировать данные и формировать собственные выводы.
Исследовательская деятельность может быть организована через написание рефератов и эссе. Такие работы требуют от учащихся навыков систематизации информации, критического осмысления текста и структурирования своих мыслей. Например, учитель может предложить школьникам написать реферат на тему «Язык и стиль А.С. Пушкина в "Евгении Онегине"», что позволит им изучить особенности языка автора и исследовать литературные приёмы, которые он использует. Работа с первоисточниками, критической литературой и собственными выводами помогает школьникам развивать навыки исследовательской деятельности.
Анализ текстов является основой исследовательской работы на уроках литературы. Учащиеся учатся читать текст не только как художественное произведение, но и как объект для анализа. Например, они могут изучать символику в произведениях, выявлять скрытые смыслы и контексты, обсуждать философские идеи, заложенные в тексте. Учителю важно объяснять школьникам, как правильно подходить к анализу текста, какие аспекты следует учитывать (сюжет, язык, художественные приёмы, темы) и как строить свои выводы на основе проведённого анализа. Это способствует развитию у учащихся навыков внимательного и осознанного чтения.
Интерактивные методы, такие как дебаты и дискуссии, также способствуют развитию исследовательских навыков. Например, школьники могут обсуждать ключевые темы произведений, высказывать и защищать свои точки зрения, основываясь на анализе текста. Дискуссии по литературным произведениям, таким как «Преступление и наказание» Достоевского, учат школьников формулировать аргументы, работать с текстом и взаимодействовать с чужими мнениями. Это помогает им развивать умение вести исследовательскую дискуссию и аргументировать свои выводы, что является важной частью исследовательской работы.
Особое внимание следует уделить исследовательской работе по языковым темам. Например, учащиеся могут проводить исследования на тему влияния заимствованных слов на современный русский язык, анализировать диалекты или изучать стилистику различных типов текстов. Такие исследования требуют от школьников анализа большого объёма информации, её систематизации и классификации, что способствует развитию навыков самостоятельного поиска и обработки данных. Например, школьникам можно предложить исследовать изменения в языке средств массовой информации за последние десятилетия, что позволяет не только осмыслить языковые процессы, но и понять их связь с общественными изменениями.
Использование цифровых технологий также способствует развитию исследовательских навыков у школьников. Учителя могут предлагать учащимся использовать онлайн-ресурсы для поиска информации, проводить анализ данных с помощью цифровых инструментов и представлять результаты своих исследований в виде презентаций или докладов. Например, школьники могут создавать инфографику, где визуализируют свои исследования по языковым вопросам или анализу литературных произведений. Это помогает развивать у них навыки работы с информацией и её визуального представления.
Важно также учить школьников презентовать результаты своих исследований. Учитель может организовать специальные уроки, где учащиеся будут представлять свои проекты, защищать их перед классом и отвечать на вопросы одноклассников. Это не только помогает развивать навыки публичных выступлений, но и стимулирует учащихся более глубоко погружаться в изучаемую тему и тщательно продумывать аргументацию своих выводов.
Таким образом, можно утверждать, что формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы требует комплексного подхода. Проектная работа, написание рефератов и эссе, анализ текстов, интерактивные методы и использование цифровых технологий помогают учащимся развивать аналитическое мышление, умение работать с текстами и аргументировать свои выводы. Эти методы способствуют углублённому освоению предмета и помогают школьникам готовиться к успешной исследовательской деятельности в будущем.
Список литературы
Будаева, Т. А. Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний / Т. А. Будаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 731-735.
Давлеткиреева
, Р. М. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как один из методов изучения и сохранения родного языка в современной школе / Р. М.
Давлеткиреева
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 376-378.