Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы | Намсараева Оксана Ринчиновна. Работа №346246. Номер работы: №346246

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к формированию навыков исследовательской деятельности у школьников на уроках русского языка и литературы. Описываются методы, способы организации занятий, направленные на развитие критического и креативного мышления обучающихся. Подчеркивается важность интегрального подхода в обучении, который включает в себя использование разных форм работы, от исследований на основе текстов до проектной деятельности. Авторы делятся практическими рекомендациями по включению исследовательских методов в учебный процесс, примеры внедрения различных подходов в образовательный процесс.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, литература, методы обучения, навыки исследования, критическое мышление, проектная деятельность, учебный процесс.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Намсараева Оксана Ринчиновна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "Хоринская средняя школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева",

Республика Бурятия, с. Хоринск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к формированию навыков исследовательской деятельности у школьников на уроках русского языка и литературы. Описываются методы, способы организации занятий, направленные на развитие критического и креативного мышления обучающихся. Подчеркивается важность интегрального подхода в обучении, который включает в себя использование разных форм работы, от исследований на основе текстов до проектной деятельности. Авторы делятся практическими рекомендациями по включению исследовательских методов в учебный процесс, примеры внедрения различных подходов в образовательный процесс.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, литература, методы обучения, навыки исследования, критическое мышление, проектная деятельность, учебный процесс.

 

Современное образование все больше ориентируется на активные методы обучения, которые способствуют развитию не только знаний, но и умений, в первую очередь навыков исследовательской деятельности. Для учителя русского языка и литературы это становится особенно актуально, поскольку литература требует глубокого анализа, интерпретации текста и формирования личного мнения обучающихся. Исследовательская деятельность на уроках становится важной ступенью в развитии критического мышления учащихся, их способности не только воспринимать информацию, но и анализировать её, формулировать аргументы и обосновывать свои выводы.

Исследовательская деятельность в школе представляет собой систему действий, направленных на получение новых знаний через непосредственное изучение, анализ и интерпретацию информации. В контексте уроков русского языка и литературы это может включать в себя работу с текстами, творчество, обсуждение, создание собственных проектов и многое другое. Основной целью является не только получение нового знания, но и формирование у обучающихся умений самостоятельно искать и обрабатывать информацию.

Формирование навыков исследовательской деятельности способствует развитию множества компетенций:

Критическое мышление — учащиеся учатся анализировать информацию, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы.

Коммуникативные навыки — работа в группе, обсуждение, защита своих мнений и идей развивает умение выражать свои мысли и слушать других.

Творческое мышление — исследовательская деятельность нередко требует креативного подхода, что способствует развитию воображения и нестандартных решений.

Самостоятельность — учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, учатся работать с источниками информации, самостоятельно делать выводы и обосновывать свои позиции.

Методы и приемы формирования исследовательских навыков

Проектная деятельность является одним из самых продуктивных методов формирования исследовательских навыков. Она позволяет учащимся работать над темой целенаправленно, углубляясь в изучение определенных аспектов. Важно учитывать, что проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, а их формат может варьироваться от рефератов до творческих презентаций.

Пример реализации:

Учитель может предложить классам выбрать известное литературное произведение и исследовать его значимость в контексте времени написания, определить влияние на современное общество. Результаты работы можно представить в виде презентации, стенда или видеоролика.

Работа с текстами — важный аспект уроков литературы. Вовлечение учащихся в исследование литературных произведений на глубоком уровне позволит не только развить навыки анализа, но и углубить их понимание рассматриваемых тем.

Практические задания:

Текстовый анализ: учащиеся могут разобрать литературные приемы, использованные автором, или проанализировать образы персонажей.

Обсуждение и аргументация: после прочтения отрывка важно обсудить основные идеи, задавая вопросы, которые провоцируют студентов на самостоятельные размышления и аргументированные ответы.

Современные технологии открывают новые горизонты для исследовательской работы. Учащиеся могут использовать интернет-ресурсы для поиска информации, обращения к электронным библиотекам, просмотра специальных видеоматериалов.

Дебаты требуют от учащихся не только знаний по теме, но и умения быстро собирать и обрабатывать информацию. Учителя могут организовать дебаты на тему, связанную с произведением, литературным героем или текущими событиями.

Пример:

Тема дебатов: «Кто является истинным героем произведения?». В этом случае ученики должны будут подготовить свои позиции, исходя из прочитанного текста, что будет стимулировать их исследовательские навыки.

Практическая реализация.

Пример разработки урока. Рассмотрим концепцию урока по исследовательской деятельности на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Подготовительный этап:

Знакомство с основными литературными направлениями и стилем Пушкина.

Изучение биографии автора в контексте его произведений.

Исследовательская задача:

Учащимся предлагается выбрать конкретный эпизод из «Евгения Онегина» и подготовить его анализ, основываясь на современных проблемах и факторах влияния.

Обсуждение результатов:

Каждый ученик или группа представляет свои выводы, обосновывая их текстом и личными взглядами.

После проведения уроков на основе исследовательской деятельности важно провести анализ достигнутых результатов. Это можно сделать с помощью анкетирования, обсуждений, в которых ученики могут оценить как свою работу, так и работу одноклассников.

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является важной составляющей современного образования. Это способствует развитию у учащихся критического мышления, самостоятельности и творческого подхода к изучаемому материалу. Используя различные методы и подходы, учителя могут создать привлекательную и продуктивную образовательную среду, в которой исследовательская деятельность станет неотъемлемой частью учебного процесса. В итоге, такая работа позволит не только углубить знания школьников, но и подготовить их к взрослой жизни, где навыки анализа и критического мышления будут особенно востребованы.

 

Список литературы

Кашаева Валентина Владимировна Формир

ование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и

эксперимент. 2014. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-

shkolnikov-umeniy-i-navykov-tvorcheskoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti.

Павлов Иван Иванович, Алексеева Лилиана Эрнстовна Расследовательская деятельность учащихся на уроке русского языка и литературы как фактор активизации положительной мотивации // Известия ВГПУ. 2018. №1 (124).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rassledovatelskaya-

deyatelnost-uchaschihsya-na-uroke-russkogo-yazyka-i-literatury-kak-faktor-aktivizatsii-polozhitelnoy-motivatsii.

Тимофеева Светлана Владимировна Организация проектно-иссле

довательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №3 (27).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/org

anizatsiya-

proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×