Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка | Литвих Татьяна Павловна. Работа №349281

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся на уроках русского языка. Описаны методические приёмы и активные формы работы, которые способствуют развитию у учеников аналитических и исследовательских способностей, формированию критического мышления и самостоятельности. Приведены примеры исследовательских заданий и проектов, которые помогают учащимся изучать язык как живую, меняющуюся систему, развивая тем самым интерес к предмету и навыки работы с информацией.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, навыки исследования, критическое мышление, самостоятельность, аналитические способности.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Литвих Татьяна Павловна, учитель

ГОБОУ «Морской лицей городского округа Мариуполь»,

г. Мариуполь

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся на уроках русского языка. Описаны методические приёмы и активные формы работы, которые способствуют развитию у учеников аналитических и исследовательских способностей, формированию критического мышления и самостоятельности. Приведены примеры исследовательских заданий и проектов, которые помогают учащимся изучать язык как живую, меняющуюся систему, развивая тем самым интерес к предмету и навыки работы с информацией.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, навыки исследования, критическое мышление, самостоятельность, аналитические способности.

 

Современное образование ставит перед школой задачу не только передать ученикам знания, но и развивать у них способность самостоятельно исследовать и анализировать информацию. На уроках русского языка исследовательская деятельность способствует глубокому пониманию языковых явлений, формирует у учеников навыки анализа, синтеза и самостоятельного поиска решений. Развитие таких навыков помогает учащимся научиться работать с информацией и применять полученные знания на практике.

Формирование исследовательских навыков особенно важно в обучении русскому языку, так как язык представляет собой живую систему, которая постоянно изменяется. Исследовательская деятельность позволяет ученикам самостоятельно обнаруживать и изучать различные явления языка, развивая их интерес и углубляя понимание предмета. В статье рассматриваются основные методы и приёмы, которые можно использовать для включения элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Рассмотрим основные подходы к формированию исследовательских навыков на уроках русского языка.

Проблемное обучение помогает учащимся самостоятельно находить решения на основе анализа и синтеза информации. Введение на уроках русского языка проблемных ситуаций позволяет учащимся осваивать язык через поиск ответов на сложные вопросы. Проблемные задачи могут включать вопросы по грамматике, стилистике или лексике. Например, учитель может предложить ученикам проанализировать, как изменяется значение слова в зависимости от контекста или какие языковые средства лучше подходят для описания определённой темы.

Пример задания: исследование изменения значений слов в различных контекстах. Учащиеся могут выбрать одно слово и провести исследование, где и как оно используется в разных стилях речи, что помогает понять многозначность и стилистическую окраску слов.

Проектная деятельность позволяет ученикам самостоятельно организовать исследовательский процесс и представить результаты своего труда в форме проекта. На уроках русского языка проекты могут касаться различных тем, например, изучения диалектов, сленга или языка массовых коммуникаций. Учащиеся работают над проектом в группах или индивидуально, что способствует развитию навыков планирования, сбора и анализа информации.

Пример проекта: исследование языковых особенностей в социальных сетях. Учащиеся анализируют тексты, используемые в соцсетях, выявляют особенности лексики и стилистики, делают выводы о влиянии интернет-культуры на язык.

Исследование языка предполагает глубокий анализ его элементов, таких как морфология, синтаксис, стилистика и лексика. Этот метод может включать разбор языковых явлений, их изменений в историческом контексте или различий в использовании. Аналитические задания помогают развить у учащихся умение находить взаимосвязи и понимать логику языка.

Пример задания: учащимся предлагается проанализировать использование определённых грамматических конструкций в текстах различных жанров — например, сравнить использование кратких и полных форм прилагательных в художественных и научных текстах.

Наблюдение за языковыми процессами в реальной жизни развивает у школьников внимание и критический подход к использованию языка.

Учащихся можно попросить фиксировать языковые явления, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, и затем проводить анализ этих явлений в классе. Этот метод может использоваться, например, для изучения влияния иностранных слов на современный русский язык или сленга на речь молодёжи.

Пример задания: задание на сбор и анализ иностранных заимствований в повседневной речи. Учащиеся фиксируют слова, которые они слышат в речи окружающих, и затем разбирают их происхождение и роль в языке.

Рефлексия помогает учащимся осознать важность исследовательской деятельности и увидеть, как их умения развиваются. После выполнения исследовательского задания или проекта учитель может предложить ученикам обсудить, какие трудности они встретили, какие выводы сделали и как можно улучшить свои методы. Рефлексия способствует осознанию учащимися собственной роли в образовательном процессе и помогает корректировать их подход к исследовательской деятельности.

Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка имеет ряд значительных преимуществ:

- Развитие критического мышления. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать информацию, делать выводы и находить решения.

- Повышение интереса к предмету. Исследовательская деятельность позволяет школьникам осмыслить язык как живую систему, что делает процесс обучения более увлекательным.

- Формирование практических навыков. Учащиеся развивают умения планировать исследование, собирать информацию и представлять результаты своего труда.

- Самостоятельность и ответственность. Выполнение исследовательских заданий помогает ученикам научиться работать самостоятельно, принимать решения и нести ответственность за результаты своей работы.

Приведем методические рекомендации для учителей:

1. Чёткая формулировка задач. При формулировке исследовательского задания или проекта важно точно определить цель и задачи работы. Учитель должен объяснить учащимся, что именно они должны исследовать и какие результаты ожидаются.

2. Поддержка самостоятельности. Учителю следует предоставлять ученикам достаточно свободы в выполнении исследования, чтобы они могли развивать свои аналитические и исследовательские способности. Вместе с тем важно оставаться доступным для помощи и консультаций.

3. Оценка исследовательских работ. Оценка должна учитывать не только правильность выполнения задания, но и степень самостоятельности и творческого подхода. Учитель может также организовать коллективное обсуждение результатов, что способствует обмену опытом.

4. Введение элементов групповой работы. Работа в группе способствует развитию у школьников навыков командной работы и учит их обмениваться идеями, что особенно полезно в исследовательской деятельности.

В заключение отметим, что формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка является важным шагом к созданию образовательной среды, которая способствует развитию самостоятельности, критического мышления и интереса к изучению языка. Исследовательская деятельность помогает учащимся глубже понять язык и увидеть его как динамичную систему, что повышает их мотивацию к изучению русского языка и развивает необходимые для дальнейшего обучения и жизни компетенции. Применение исследовательских заданий на уроках русского языка позволяет не только достигнуть высоких учебных результатов, но и сформировать у учащихся умение учиться, что станет залогом их успеха в будущем.

 

Список литературы

1. Данилова О. С., Крылова А. Р. (2021). Проектная деятельность на уроках русского языка как средство развития исследовательских навыков. Вопросы образования, 7(4), 76–88.

2. Максимова Н. Ю., Беляева Е. В. (2018). Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка. Вестник образования, 11(5), 37–48.

3. Щербакова Л. А., Федорова Ю. М. (2022). Исследовательская деятельность как метод изучения языка в школе. Образование и общество, 8(2), 51–63.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×