Формирование навыков композиции на уроках изобразительного искусства в средней школе | Певнева Светлана Сергеевна. Работа №350739
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к формированию навыков композиции на уроках изобразительного искусства в средней школе. Рассматриваются основные принципы композиции, значимые для развития творческих способностей учащихся, их пространственного мышления и эстетического восприятия. Обосновывается важность целенаправленного подхода к обучению композиции и представлены рекомендации для организации эффективного образовательного процесса. Статья ориентирована на учителей изобразительного искусства, стремящихся развивать у учеников навыки построения гармоничных и выразительных композиций.
Ключевые слова: композиция, изобразительное искусство, средняя школа, пространственное мышление, эстетическое восприятие, принципы композиции.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Певнева Светлана Сергеевна, учитель изобразительного искусства
МБОУ ОЦ «Содружество», г. Воронеж
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к формированию навыков композиции на уроках изобразительного искусства в средней школе. Рассматриваются основные принципы композиции, значимые для развития творческих способностей учащихся, их пространственного мышления и эстетического восприятия. Обосновывается важность целенаправленного подхода к обучению композиции и представлены рекомендации для организации эффективного образовательного процесса. Статья ориентирована на учителей изобразительного искусства, стремящихся развивать у учеников навыки построения гармоничных и выразительных композиций.
Ключевые слова: композиция, изобразительное искусство, средняя школа, пространственное мышление, эстетическое восприятие, принципы композиции.
Формирование навыков композиции на уроках изобразительного искусства в средней школе играет ключевую роль в развитии творческих способностей учащихся, их эстетического восприятия и способности к выразительному построению изображений. Композиция представляет собой не только технический аспект изобразительного искусства, но и основу художественного мышления, позволяющую передать настроение, смысл и идею произведения. В процессе обучения композиции важно не только обучить детей основным принципам построения изображения, но и развить у них способность к пространственному восприятию, анализу формы и гармонии элементов, которые делают композицию выразительной.
Одним из первых этапов формирования навыков композиции является ознакомление учащихся с основными принципами и правилами компоновки. Центральное место здесь занимает знакомство с такими понятиями, как равновесие, пропорции, симметрия и асимметрия, ритм и контраст. Понимание этих элементов является основой для построения гармоничной композиции, так как именно через их взаимодействие создается целостность и выразительность работы. Учителю важно донести до учеников значимость каждого из этих принципов, демонстрируя примеры из различных видов искусства, будь то живопись, графика или скульптура.
Знакомство с принципами композиции можно начинать с упражнений на восприятие формы и пространства. Простейшие задания, например, на расположение геометрических фигур в определенном пространстве, помогают учащимся научиться анализировать взаимодействие форм, развивают у них чувство равновесия и симметрии. Постепенное усложнение упражнений способствует осознанию пространственных отношений и формирует основы композиционного мышления. На данном этапе важно, чтобы учащиеся научились находить визуальный баланс в изображении и умели подбирать элементы так, чтобы они образовывали единую композиционную структуру.
Методические приемы, направленные на формирование навыков композиции, включают работу с различными элементами, такими как линия, пятно, цвет и фактура. Каждый из этих компонентов имеет свою выразительную функцию и может использоваться для создания глубины, выделения главного объекта и передачи настроения. Например, использование линий различной толщины и направления позволяет создать динамику и акцентировать внимание зрителя на главных элементах. Работа с пятном помогает учащимся осознать значимость распределения массы и визуальной тяжести в композиции. Подобные приемы дают возможность развить у школьников не только чувство формы, но и понимание связи между элементами изображения и их ролью в композиции.
Важным этапом формирования навыков композиции является обучение принципам фокуса и центра внимания. Композиция всегда предполагает наличие главного элемента, на который будет направлен взгляд зрителя, и учителю важно научить учащихся выделять его с помощью цвета, контраста или расположения. Это помогает ученикам осознать, что каждая деталь в произведении искусства должна иметь свою функцию, а общее впечатление от работы зависит от грамотного акцентирования. Такие задачи нацелены на формирование у детей умения управлять восприятием зрителя, что является важным компонентом художественного мышления.
Применение ритма и повторяющихся элементов также является одним из основных принципов, с которыми необходимо знакомить учащихся. Через ритм создается ощущение движения и гармонии в изображении, что придает работе целостность и завершенность. Упражнения на создание ритмических композиций позволяют учащимся понять, как равномерное или чередующееся повторение форм влияет на восприятие произведения. Например, построение изображения на основе повторяющихся форм или линий способствует развитию у учеников способности к структурированию изображения, организации его элементов и созданию единства.
Особую роль в формировании композиционного мышления играет работа с цветом. Изучение цветовых сочетаний и гармонии помогает учащимся освоить базовые правила использования цвета в композиции, такие как цветовые контрасты и гармония оттенков. Цвет может стать основным выразительным элементом композиции, а также служить средством для выделения ключевых деталей или создания настроения. Практические задания на подбор и сочетание цветов позволяют ученикам развивать эстетическое восприятие и учат использовать цвет как инструмент для создания визуальной глубины и насыщенности композиции.
Работа с композицией также включает понимание перспективы и глубины пространства. Учащиеся средней школы сталкиваются с необходимостью создавать изображение, передающее пространство и объём. Уроки, направленные на освоение линейной и воздушной перспективы, позволяют им научиться изображать объекты так, чтобы они воспринимались в контексте глубины, а не плоской поверхности. Учитель может предложить ученикам задания по созданию композиций, где перспектива подчеркивает расположение предметов в пространстве, их взаимоотношение и дистанцию, что способствует развитию у учащихся пространственного мышления.
Учителю изобразительного искусства важно поддерживать творческий подход учащихся и мотивировать их к поиску индивидуальных решений в композиции. Разнообразие тем и подходов к заданию, обсуждение и анализ выполненных работ помогают школьникам сформировать свой собственный стиль и выработать осознанное отношение к выбору композиционных решений. Совместное обсуждение работ способствует развитию критического мышления, учит детей анализировать свои работы и находить возможные пути их улучшения. Это не только развивает у учащихся уверенность в своих силах, но и способствует формированию навыков самовыражения через искусство.
Таким образом, формирование навыков композиции на уроках изобразительного искусства в средней школе требует систематического подхода и последовательного изучения основных принципов и приемов. Учителю важно создавать условия для экспериментирования, поощрять творческий подход и помогать учащимся осознавать значение каждого элемента в построении целостного изображения. Композиция является мощным инструментом художественного самовыражения, и овладение её основами способствует формированию у школьников эстетического вкуса, пространственного мышления и чувства гармонии, что играет важную роль в их общем культурном развитии.
Список литературы
1. Методика преподавания изобразительного искусства : учебно-методическое пособие / составитель О. А. Михалькова. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 50 с. — ISBN 978-5-9765-4768-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/183000
2. Раджабов И. М. О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе / И. М. Раджабов, А. М. Нурудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 647-649.