Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни воспитанников центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Лотова Замира Макамбаевна. Работа №349539
Аннотация: В статье раскрывается важность формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков культурного поведения в повседневной жизни. Описываются методы и подходы, которые помогают воспитанникам центра освоить социально значимые нормы и правила, развить уважительное отношение к окружающим и сформировать базовые поведенческие установки. Рассматривается роль воспитателя как наставника и примера в процессе воспитания культурного поведения.
Ключевые слова: культурное поведение, навыки социализации, воспитание детей-сирот, социальная адаптация, этикет, навыки поведения.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Лотова Замира Макамбаевна, воспитатель
ГКУ РС (Якутия)"Хангаласский ЦССВ"
Аннотация: В статье раскрывается важность формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков культурного поведения в повседневной жизни. Описываются методы и подходы, которые помогают воспитанникам центра освоить социально значимые нормы и правила, развить уважительное отношение к окружающим и сформировать базовые поведенческие установки. Рассматривается роль воспитателя как наставника и примера в процессе воспитания культурного поведения.
Ключевые слова: культурное поведение, навыки социализации, воспитание детей-сирот, социальная адаптация, этикет, навыки поведения.
Формирование навыков культурного поведения у воспитанников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет решающую роль в их социализации и адаптации к общественным нормам. Культурное поведение не только помогает детям устанавливать позитивные контакты с окружающими, но и способствует их внутреннему развитию, самооценке и уверенности в себе. Под культурным поведением понимается уважительное отношение к людям, соблюдение норм поведения в обществе, умение вести себя в различных социальных ситуациях, проявлять внимание к окружающим и осознавать свои обязанности. Эти качества помогают детям-сиротам не только чувствовать себя частью общества, но и успешно адаптироваться в нем, строить здоровые взаимоотношения и достигать личных целей.
Для воспитанников, лишенных семейной поддержки, центры предоставляют пространство, где можно восполнить пробелы в социальном воспитании. Важной частью этого процесса является работа по формированию навыков культурного поведения, которая требует постоянного вовлечения и систематичности. Одна из ключевых задач воспитателя – не только обучить детей этикету и правилам поведения, но и привить им внутреннюю мотивацию к их соблюдению. Пример воспитателя, его постоянная поддержка и ненавязчивое наставничество помогают детям выработать позитивное отношение к соблюдению норм и правил.
Одним из важных методов обучения культурному поведению являются практические занятия. Например, для младших воспитанников эффективно использование игровых методов, в которых они могут разыгрывать различные ситуации, требующие вежливого поведения: приветствия, прощания, просьбы и благодарности. Такие игры, как «Вежливый магазин», «Чайная церемония» или «Прием гостей», позволяют детям в игровой форме запомнить базовые правила поведения и развить навыки общения. Важно, чтобы воспитатель в процессе игр подчеркивал значимость вежливых слов, уважительного обращения и умения проявлять благодарность.
Для старших детей воспитатель может организовать занятия, на которых дети учатся применять правила поведения в общественных местах. Они обсуждают нормы, принятые в транспорте, на улице, в магазине, общественных заведениях. Совместные беседы помогают воспитанникам лучше понимать, как их поведение может влиять на окружающих, и учат учитывать общественные нормы. Практические упражнения и обсуждения позволяют детям выработать осознанное отношение к соблюдению культурных норм, видеть в них не просто обязательные правила, а важные элементы, способствующие комфортному взаимодействию с окружающими.
Пример воспитателя играет важную роль в формировании культурного поведения воспитанников. Наблюдая за поведением взрослых, дети учатся манере общения, спокойствию, сдержанности и доброжелательности. Воспитатель является для детей образцом, на который они ориентируются. Положительные примеры, такие как приветливость, терпение и тактичность, наблюдаемые в поведении воспитателя, откладываются в памяти воспитанников и воспитывают у них потребность следовать этим примерам. Поэтому воспитателю важно внимательно следить за собственным поведением, быть терпеливым и тактичным, оказывать помощь и поддержку детям, особенно в тех ситуациях, где воспитанники могут чувствовать себя неуверенно.
Ключевым моментом в воспитании навыков культурного поведения является практика конструктивного общения и разрешения конфликтов. В центрах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередко могут возникать конфликтные ситуации, что обусловлено как личностными особенностями детей, так и их жизненным опытом. Важно, чтобы воспитатель научил воспитанников разрешать конфликты мирным путем, выслушивать собеседника, учитывать его мнение и аргументировать свою позицию. Научиться вести себя уважительно в стрессовых ситуациях, без повышения голоса и перехода на агрессию, – это важный навык, который помогает детям адаптироваться к различным условиям и поддерживать здоровые отношения с окружающими.
Также полезной формой обучения культурному поведению является привлечение воспитанников к участию в мероприятиях и общественно полезных делах, которые организуются внутри центра или за его пределами. Например, мероприятия по благоустройству территории центра, помощь пожилым или участие в благотворительных акциях способствуют воспитанию у детей ответственности, чувства долга и уважения к окружающим. Участие в таких мероприятиях учит детей оказывать помощь окружающим, видеть ценность общественно полезного труда, что также является частью культурного поведения. Важно, чтобы дети чувствовали себя активными участниками событий и осознавали, как их действия могут влиять на общественное благо.
Положительный эффект для социализации и формирования навыков культурного поведения дают встречи с приглашенными гостями. Воспитатель может организовать встречи с интересными людьми, которые могут поделиться своим жизненным опытом и продемонстрировать своим примером важность культурного поведения. Такие встречи помогают воспитанникам узнать больше о разных сферах жизни, получить полезные советы и увидеть, как люди, соблюдающие культурные нормы и проявляющие уважение к окружающим, добиваются успеха и счастья в жизни.
Помимо этого, большое значение имеет работа с эмоциональной сферой ребенка. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо внимание к их эмоциональным потребностям и поддержка в формировании адекватной самооценки. Это помогает им чувствовать себя достойными членами общества и способствует развитию уважительного отношения к себе и окружающим. Воспитатель может использовать приемы эмоциональной поддержки, такие как индивидуальные беседы, поощрение за успехи и акцентирование внимания на сильных сторонах ребенка. Это помогает ребенку строить уверенные отношения с другими, воспринимать себя как ценного члена коллектива и вести себя культурно.
Таким образом, формирование навыков культурного поведения у воспитанников центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является многоаспектной и трудоемкой задачей, требующей терпения и последовательного подхода. Воспитатели играют важнейшую роль в этом процессе, создавая для детей примеры и условия, в которых они могут постепенно осваивать навыки культурного взаимодействия. Групповые занятия, индивидуальная поддержка, практическое обучение и участие в общественной жизни центра помогают детям научиться вести себя уважительно, учитывая нормы поведения и правила вежливости, что способствует их успешной адаптации в обществе и будущей самостоятельной жизни.
Список литературы
Бегидова
С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.
Кузьмина Е.В. Особенности формирования социально-бытовых навыков воспитанников детского дома // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015251 (дата обращения: 31.10.2024).
Моисеева, И. А. Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме / И. А. Моисеева. —
Текст :
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X
Междунар
. науч.
конф
. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). —
Краснодар :
Новация, 2019. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14797/ (дата обращения: 31.10.2024).