Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания в ДОУ | Ильина Александра Евгеньевна. Работа №310782
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания совершенствовались.
В данной работе говорится о том, что культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 2 «Сказка»
Доклад на тему:«Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания в ДОУ»
Подготовил:
Воспитатель
Ильина А.Е.
2021г.
Формирование навыков личной гигиены.Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Выделяют несколько видов культурно-гигиенических навыков:
- навыки культуры еды (питье, прием пищи);
- навыки соблюдения чистоты тела (причесывание, содержание носа в чистоте, умывание и т.д.)
- навыки поддержания порядка в окружающей обстановке (уборка постели, одевание, чистка зубов и т.д.)
Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
-
Соблюдение взрослыми ( родителями) и детьми режима дня. Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек.
-
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
-
Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.
-
Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке.
-
Многократное повторение детьми действий с выделением способа и порядка их выполнения, при этом формы выполнения должны быть разные.
-
Индивидуальная работа с каждым ребенком. Обязательный учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
Игра - неотъемлемая часть жизни детей дошкольного возраста. И поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Поэтому педагоги часто используют такие игровые формы как: дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.
В дидактических играх используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления («Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.д.).
Широко используются настольно-печатные ( «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры (« Кто больше знает приветствий» и т.д.)
Игры- упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Кукла Катя простудилась» - способы правильного пользования носовым платком).
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры –инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и др
Важно понимать, что значение формирования культурно-гигиенических навыков в развитии ребенка дошкольного возраста очень сложный процесс. Это процесс влияет на :
-
развитие нравственных чувств
-
развитие внимания и воли
-
речевое развитие
-
условия для здоровья
-
стремление к самостоятельности
-
контроль за внешним видом
-
познание окружающего мира
-
предпосылки формирования основ эстетического вкуса
- Формирование навыков самообслуживания.
Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросовестный, в котором нет места лени и неаккуратности.
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умывание, уборка постели и комнаты и т. д.).
Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе. Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.
В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности, соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию.
У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.), воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранять их стремление к самостоятельности, которое является самым великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От воспитателя требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.
У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.
Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).
Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности,умению доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.
В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи. Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию.
У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у дошкольников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот возрастной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать желание помогать друг другу.
Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствованию навыков самообслуживания. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.); видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).
В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполнения процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носовым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске. Необходима закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.
Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним видом, но и за внешним видом своего товарища. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить свою помощь, подсказать, что не так во внешнем виде. Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.
Таким образом, можно сделать вывод , что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания — это неотъемлемая часть воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.