Формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы | Подъяблонская Татьяна Вячеславовна. Работа №223811
Автор: Подъяблонская Татьяна Вячеславовна
Статья содержит рекомендации по формированию навыков осознанного, выразительного чтения у младших школьников
Формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы
Подъяблонская Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов
Проработав в школе учителем начальных классов больше 20-ти лет, я убедилась, что чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.
Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.
Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.
Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.
В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
Цель обучения мне видится в следующем: активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения.
Исходя из этого, поставила задачи:
развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;
развитие
общеучебных
умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
развитие речи учащихся;
развитие познавательного интереса младших школьников.
Концептуальной основой моего опыта являются следующие положения:
– обучение должно идти впереди развития;
– системность и целостность содержания учебного материала;
– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.
Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др. Приходит в гости и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.
Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.
Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.
Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.
Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.
В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.
Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ:
– чтение текста про себя, комментирование его;
– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
– чтение жужжащее;
– чтение хором;
– чтение в темпе скороговорки;
– “прыжки” (чтение через слово)
– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)
Для формирования выразительности использую такие упражнения:
– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
– чтение труднопроизносимых слов;
– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
– чтение одного предложения с разной интонацией;
– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;
– чтение по ролям.
Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.
Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.
Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.
Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:
Урок-игра;
Урок-викторина;
Урок-путешествие;
Урок-зачёт;
Урок-тестирование;
Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3 классе–
ур
ок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).
Использование межпредметных связей положительно сказывается на идейно-тематическом анализе произведения.
Кружковая работа – инсценируем сказки, провожу конкурсы на лучшего чтеца. В 1-х классах веду кружок “Литературное слушание”. Умение слушать художественное произведение позволяет ребёнку эмоционально воспринимать произведение, задуматься о нравственных категориях–
до
бре и зле, дружбе и вражде, а также испытывать радость, веселье, печаль и другие чувства.
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.
В 4-м классе активно работаем с детьми с книгой “Родничок” (сост. М.Барабанов, Г.Губанов). дополнительно читаем рассказы Н.Носова, .Пришвина, сказки А.С.Пушкина. На внеклассных занятиях провожу КВН по сказкам А.С.Пушкина, конкурсы по русским народным сказкам, литературные игры по произведениям Маршака, Михалкова и т.п.
Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:
Где ребёнок берёт книги?
Какую книгу читает он сейчас?
Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?
Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:
читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
читайте перед сном.
Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.
Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.
Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.
Периодически посещаем спектакли в драматическом театре “На окраине” и другие спектакли в учреждениях культуры города. Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними достижениями. У всех ребят есть личный листок учёта скорости чтения. В нём отмечается дата проведения проверки и количество слов, прочитанных в минуту. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.
С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.
Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.
Выделяю три уровня формирования познавательной деятельности учащихся– ученический, алгоритмический, эвристический.
Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.
Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.
1-й уровень – навык чтения не сформирован;
(ученический)
речь развита слабо;
работает с помощью учителя;
не умеет работать в группе, паре: возникают частые конфликты;
интерес к учебной деятельности на уровне любопытства, привлекает занимательный, яркий материал;
неустойчивое внимание.
2-й уровень – навык чтения на стадии формирования;
(алгоритмический)
хорошо развита устная речь;
проявляет навыки самостоятельной деятельности с подсказкой учителя;
умеет работать в паре, а в группе-чаще слушатель, любознателен, но требует постоянной помощи учителя.
3-й уровень – сформированы навыки чтения;
(эвристический)
хорошо развита устная и письменная речь;
проявляет самостоятельную деятельность;
лидер в паре и группе;
слышит
другого
, планирует свою деятельность;
познавательная активность, переходящая в познавательную деятельность.