Формирование навыков письма – одна из проблем начальной школы. | Литвинова Анна Владимировна. Работа №304168
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младших школьников во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык письма. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.
Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
На уроках «Обучения грамоте» я практикую игровые моменты: письмо левой рукой, письмо с закрытыми глазами, физкультминутки - стихотворения, физкультминутки с музыкальным сопровождением.
Считаю, что формирование навыков красивого, правильного, каллиграфичного письма – это одна из основных проблем начальной школы, потому что почерк душа человека, ее лицо. Нам, учителям, необходимо сделать так, чтобы и душа, и мысли, и почерк были красивыми.
Формирование навыков письма – одна из проблем начальной школы.
Начальная школа в наше время требует от учителя новых нетрадиционных подходов и форм обучения. Век компьютеризации, инноваций ставит перед школой новые задания, требует разработки новых технологий и реализации их в жизни, а еще - нового учебно – методического обеспечения, которое учитывало бы изменения в образовании.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младших школьников во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких является навык письма. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием навыков письма?” Хочется вспомнить исторический факт, что методика обучения четкому и красивому письму была разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.
Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв [25].
Столь же важное значение в обучении письму придавал К.Д. Ушинский и первоначальным упражнением в письме элементов: «Основательное, ничем не пренебрегающее обучение постепенно ускоряет свой ход: учение, много пропускающее в начале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков». Указания великого русского педагога не утратили силу и по сей день.
Еще в свое В. Сухомлинский писал: « Между рукой и мозгом – много связей, которые действуют двусторонне – рука развивает мозг, творит мудрость; мозг развивает руку, делая ее инструментом творчества, инструментом и источником мысли».
Первый класс – важнейшая ступенька в формировании навыков письма. Основное задание этого периода – развивать у детей мелкие мышцы руки, поэтому необходимо много штриховать и рисовать. Именно через игру ребенок подготавливается к урокам письма.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей -первоклассников ( слабое развитие мелкой моторики, недостаточная подвижность во время письма, неумение длительное время находиться в напряжении) программа не рекомендует практиковать развитие скорости письма. Необходимо сохранять синхронность письма во время изучения маленьких и больших букв, простых в написании. Обучение письму будет легким, если изложение материала станет для детей интересным, увлекательным отрезком жизни, наполненным ярким красками, образами, звуками, конечно - это зависит и от « Прописей для развития письма».
Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
На уроках «Обучения грамоте» я практикую игровые моменты: письмо левой рукой, письмо с закрытыми глазами, физкультминутки - стихотворения, физкультминутки с музыкальным сопровождением, для свободных движений – использую белую бумагу.
Письмо левой рукой – для детей игра, развлечение, а на самом деле - это способ научить правую руку лучше овладеть навыками письма. А это уже особенность взаимодействия двух полушарий коры головного мозга. Письмо с закрытыми глазами развивает воображение, пространственное восприятие; физкультминутки дают возможность отдохнуть и одновременно эмоциональный заряд на следующий вид работы. Свободные движения формируют навыки автоматического письма.
Если в добукварный период учащиеся писали элементы или сами буквы не называя их, а запоминая зрительно, то букварный период требует запоминания названий элементов букв, развивает навыки перекодирования печатных в рукописные и наоборот – умение соединять буквы в слоги, слова, писать предложения, придерживаться одинаковых промежутков между словами.
Как показывает практика, ученик в период обучения письму умственно почти не развивается. Монотонное и однообразное написание букв утомляет первоклассников, не вызывает у них интереса, не активирует умственных и творческих способностей. Что делать? Следует, во – первых, создать эмоциональное состояние, которое будет играть не последнюю роль в ходе письма, поэтому учитель должен организовать работу так, чтобы ученик мог порадоваться своим достижениям. В букварный период показывать образцы узоров, орнаментов ( растительных, геометрических), образцы старинных рукописных букв. На одном из уроков письма, мною было предложено учащимся написать свое имя с помощью старославянских букв. Ребятам очень понравилось и запомнилось это задание.
Заинтересованность – основа успеха детей на уроках письма. От нее учитель приходит к формированию навыков анализировать увиденное. Часто перед написанием буквы предлагаю детям представить часть рисунка ( дорисовать его) и рассказать, что они представляют. Это развивает воображение, мышление, формирует современную личность.
Написание букв в начальной школе подлежит аналитико – синтетическому методу, поэтому учитель должен совершенствовать навыки анализа и синтеза, а именно во время написания учителем букв на доске проводить полный комментарий написания - количество элементов, где каждый элемент писать, отрывая руку или нет, куда вести линию, где заканчивать. Когда учитель требует не молчать при написании буквы, а комментировать, развивается логическое мышление.
Считаю, что формирование навыков красивого, правильного, каллиграфичного письма – это одна из основных проблем начальной школы, потому что почерк душа человека, ее лицо. Нам, учителям, необходимо сделать так, чтобы и душа, и мысли, и почерк были красивыми. Чтобы обучение письму было успешным, систематическим, последовательным во время выполнения письменных работ. « Ученическая тетрадь – зеркало всей воспитательной работы. Тетрадь – это результат всего педагогического процесса», - писал В. Сухомлинский.
Список литературы
Кучинский
Н.В. Курс лекций Основы каллиграфии
.
– К., 1999. – 176 с.
Лисовой А.С., Лисовой К.А. Ваш почерк расскажет о Вас. – К., 1998. – 44с.
Эльконин
Д. Б. Психологические игры. – М.: Просвещение, 2003. – 58с.
https://www.yarkiedeti.ru/vsyo_o_rannem_razvitii/etapi-formirovaniya-navika-pisma/
.
Я хочу предложить некоторые конкретные учебные материалы и рекомендации для работы над этой проблемой. Итак, с чего же следует начать?