Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков программирования у детей дошкольного возраста | Мартынова Елена Венеровна. Работа №290453

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мартынова Елена Венеровна
В век информационных технологий любая сфера экономики и жизни общества работает с использованием IT-технологий.

В настоящее время обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Современному миру нужны кадры — смелые, активные и нацеленные на результат, готовые обеспечить прогресс, поэтому крайне важно начинать знакомство с первичным программированием с детского сада.

По словам президента В.В. Путина: «Надо каждому прочувствовать, что мир вокруг стремительно меняется. Технологии развиваются нарастающими темпами. Поэтому наши планы устремлены в будущее. Мы создаём условия для реализации талантов, способностей каждого человека, особенно для молодёжи».

Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 г.г.» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в развитии образования в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Отсюда изменение векторов образования, направленных на подготовку специалистов различной направленности. Данную подготовку можно начинать уже со старшего дошкольного возраста, когда у детей сформированы основы абстрактно-логического мышления.

Одним из вариантов формирования первичных навыков простейшего программирования у детей дошкольного возраста является создание системы работы.

Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Программист – одна из самых востребованных профессий XXI века, и, даже если ребенок захочет строить карьеру в другой области, навыки программирования непременно пригодятся ему в жизни. Программирование развивает логику и абстрактное мышление, учит планировать, строить взаимосвязи, быстро разбираться в поставленных задачах, тренирует память, развивает логику, воображение, любознательность.

Вопросам формирования первичных навыков программирования посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей. (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.).

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году.

В применении информационных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами: еще академия педагогических наук СССР утвердила направление исследований "Психолого–педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада" (научный руководитель направления – кандидат психологических наук С.Л.Новоселова). Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

С.Л. Новоселова показала, что «введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка». Компьютер, по ее мнению, перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в образовательном учреждении. Успех же компьютеризации во многом зависит от метода ее введения на тех или иных уровнях образования и, разумеется, от качества техники и методики ее применения, соответствия человеческим возможностям.

По мнению Н.В. Новоторцевой, использование информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. IT-технологии используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми.

Н.В. Новоторцева провела анализ развития использования информационных технологий в дошкольном образовании, которое началось с середины 80-х годов, когда в Москве в 1986 году был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ  имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

«Программирование – новая грамотность», — считает Митч Резник, профессор МТИ. «Обучение малышей программированию – то же самое, что научение детей предыдущего поколения письму. И, что важно, когда ребенок осваивает основные концепции программирования, он не просто получает навыки использования компьютерных технологий. Он не просто пользователь, пассивно воспринимающий определенный контент. Он получает возможность создать на компьютере что-то свое, выразить себя, почувствовать себя творцом».

Российские ученые (Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества.

Техническое детское творчество является одним из важных способов освоения дошкольниками новых технологий, оно способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также способствует приобретению первичных навыков программирования.

С 31 октября 2019 года МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №192» является муниципальной инновационной площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста первичных навыков простейшего программирования». В рамках реализации плана работы педагогами ДОО были пройдены курсы повышения квалификации по темам «Программирование в детском саду. Развитие логического мышления у дошкольников» (удостоверение ЧОУ ДПО ИПКПК от  19.05.2020 г.), «Создание условий для реализации модулей «LEGO в детском саду» и «Робототехника» программы  STEM – образование» (удостоверение НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-ресурс» от 19.11.2019).

C целью повышения  компетенции педагогов в области ознакомления детей с простейшим программированием были проведены следующие мероприятия:

- круглый стол «Формирование у детей дошкольного возраста первичных навыков простейшего программирования как средство развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников» - старший воспитатель Чумакова А.С.;

- Мастер-класс «Применение алгоритмов в образовательном процессе ДОО» - воспитатель Вавилова М.Е.;

- Мастер-класс «Игры и упражнения с программируемым заданием» - воспитатель Олеськова Р.А.

Творческой группой педагогов ДОО были разработаны продукты инновационной деятельности:

- дополнительная общеразвивающая программа «Новые горизонты»;

- картотека дидактических игр и упражнений с программированным заданием;

- диагностический инструментарий.

С целью оценки результатов инновационной деятельности был разработан мониторинг, включающий в себя оценку по 5 направлениям:

- Умение читать и составлять простейшие линейные алгоритмы (Наблюдение, анализ продуктов деятельности, методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн), «Задания на нахождение закономерностей», методика «Нелепицы», методика «Лабиринт» (автор: Л.А. Венгер);

- Умение конструировать и оживлять механизмы по схеме, фотографии, по условиям (наблюдение);

- Умение конструировать и оживлять механизмы в соответствие с собственным замыслом (наблюдение);

- Ориентировка в различных технических и программных особенностях устройств (наблюдение);

- Умение отличать реальность от вымысла (Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет», «В чем ошибся художник?»).

Средством фиксации данных педагогической диагностики являются индивидуальные диагностические листы, где сформированность показателя характеризуется в словесной (опосредованной) форме:

-«Показатель сформирован» (зеленый цвет) – это значит, что сформированное умение проявляется в любых условиях, ребенок справляется с задачей в разных ситуациях, полностью выполняет действие.

-«Показатель в стадии формирования» (желтый цвет) – показатель проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление, ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.

-«Показатель не сформирован» (красный цвет) – показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, он не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Проведение мониторинга запланировано на сентябрь 2020 года.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Новые горизонты» предполагается в ходе студийно-кружковой деятельности и начнется с октября 2020 года. Вся работа с детьми строится на знакомстве и общении с роботом-носителем искусственного интеллекта «Емелей»: он делится новыми знаниями, просит помощи, учится. Структура каждого занятия состоит из общения с Емелей, выполнения настольных игр и упражнений с программным содержанием, двигательной активности с использованием простейших программных задач, работа с планшетом в программе «Пиктомир», изучение языка программирования Scratch, конструирование и оживление различных механизмов.

Методическое пособие «Картотека дидактических игр с программированным заданием» включает в себя 4 раздела:

-Алгоритмические игры и упражнения;

-Игры и упражнения на кодирование информации;

-Игры и упражнения на декодирование информации;

-Игры и упражнения  на восприятие вероятностей.

Эти игры и упражнения можно использовать на занятиях, в совместной и индивидуальной работе с детьми для закрепления пройденного материала, т. к. задания подобраны с учётом усвоенных ранее тем. Длительность игр – 5-10 минут.

Методическое пособие содержит описание и фотографии развивающих игр, упражнений и пособий. В него вошли следующие игровые задания: по развитию способности действовать в уме (ребусы, анаграммы, зашифрованные слова); упражнения на представление звуковой информации в графическом виде (диктанты по клеточкам, кодирование направления движения стрелками); цифровые и буквенные задания; игры с алгоритмами, а также пособия «Перфокарта», «Перфоконверт», «Протяни дорожку», которые используются для проверки знаний детей, способствуют выработке навыков самоконтроля, делают процесс обучения разнообразным и интересным. Игры и упражнения предлагаются в виде карточек, таблиц, схем. Некоторые задания выполняются на бумаге в клеточку. Дидактические игры прошли апробацию педагогами и детьми подготовительной к школе группы, на методическое пособие получена рецензия ведущего специалиста МКУ КНМЦ Кабановой Н.В.

Для реализации инновационной деятельности в ДОО были приобретены: интеллектуальный робот PUDDING S, «Робомышь», конструктор ROBOTIS PLAY 300 DINOs, планшеты, различные виды конструкторов и дидактических игр с алгоритмами, интерактивная доска.

С целью изучения заинтересованности родителей в теме проекта, привлечение к участию в инновационной деятельности было проведено анкетирование родителей подготовительной к школе группы по теме: «Программирование для детей». Опросник включал следующие вопросы:

1.                  Интересуется ли ваш ребенок гаджетами? (компьютер, телефон, планшет)?

2.                  Сколько времени в день ваш ребенок проводит с гаджетами?

3.                  Пользуясь гаджетами, ребенок чаще всего: Смотрит видео,  играет в игры, общается в соцсетях (Тик Ток, Вконтакте, Инстраграмм и др), другой вариант.

4.                  Какими приложениями, сайтами интересуется ваш ребенок?

5.                  Вы слышали, знакомы с приложением «Пиктомир»?

6.                  Что такое «Программирование»?

7.                  Нужно ли знакомить с программированием детей в детском саду?

8.                  Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок посещал кружок по программированию?

По результатам опроса выявлено, что 100 % воспитанников интересуются современными гаджетами, 52% проводят с ними от 1 до 3 часов в день, предпочитая смотреть видеозаписи блогеров  в видеохостинге «YouTube» (49%) и играть в компьютерные игры (41%). Лишь 8% родителей знакомы с программой «Пиктомир», но 68% родителей считают нужным знакомить дошкольников с программированием. Таким образом, вопрос знакомства детей с простейшим программированием является актуальным среди родителей и воспитанников подготовительной к школе группы.

В рамках реализации плана инновационный деятельности старший воспитатель Чумакова А.С. представила индивидуальный проект «Развитие алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста»  на IX открытом Краснодарском фестивале педагогических  инициатив «Новые идеи — новой школе».

В следующем учебном году планируется апробация дополнительной общеразвивающей программы «Новые горизонты», разработка и апробация методического пособия «Юный программист», проведение констатирующего и контрольного эксперимента, участие в научно-практических конференциях, организация и проведение методических объединений по теме инновационной площадки, заключение договоров с сетевыми партнерами.

 

Список цитируемой литературы:

1.         Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры

2.         Компьютерные игры в жизни дошкольников - Психологическая наука и образование -2012/2.

3.         Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

4.         Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

5.         Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. №2. - с. 91-92.

6.         Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

7.         Пособие для развивающего обучения «Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch!» - Эл Свегайт, - Москва: Эксмо, 2020

8.         И. Воронин, В. Воронина. Программирование для детей. От основ к созданию роботов., - 2020

9.         [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://piktomir.ru/

 

10.       [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apptractor.ru/develop/coding/scratch-yazyik-programmirovaniya-dlya-detey.html 

 

 

Мартынова Елена Венеровна

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №192 «Академия детства», город Краснодар

a_detstvo@mail.ru

 

Формирование навыков программирования у детей дошкольного возраста

 

Аннотация: Статья о реализации муниципальной инновационной образовательной площадки «Формирование у детей дошкольного возраста первичных навыков простейшего программирования» на базе детского сада.

Ключевые слова: инновационная площадка, программирование, алгоритмика, цифровая образовательная среда.

 

«Надо каждому прочувствовать, что мир вокруг стремительно меняется. Технологии развиваются нарастающими темпами. Поэтому наши планы устремлены в будущее. Мы создаём условия для реализации талантов, способностей каждого человека, особенно для молодёжи».

В.В. Путин

 

В век информационных технологий любая сфера экономики и жизни общества работает с использованием IT-технологий.

В настоящее время обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Современному миру нужны кадры — смелые, активные и нацеленные на результат, готовые обеспечить прогресс, поэтому крайне важно начинать знакомство с первичным программированием с детского сада.

По словам президента В.В. Путина: «Надо каждому прочувствовать, что мир вокруг стремительно меняется. Технологии развиваются нарастающими темпами. Поэтому наши планы устремлены в будущее. Мы создаём условия для реализации талантов, способностей каждого человека, особенно для молодёжи».

Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 г.г.» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в развитии образования в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Отсюда изменение векторов образования, направленных на подготовку специалистов различной направленности. Данную подготовку можно начинать уже со старшего дошкольного возраста, когда у детей сформированы основы абстрактно-логического мышления.

Одним из вариантов формирования первичных навыков простейшего программирования у детей дошкольного возраста является создание системы работы.

Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Программист – одна из самых востребованных профессий XXI века, и, даже если ребенок захочет строить карьеру в другой области, навыки программирования непременно пригодятся ему в жизни. Программирование развивает логику и абстрактное мышление, учит планировать, строить взаимосвязи, быстро разбираться в поставленных задачах, тренирует память, развивает логику, воображение, любознательность.

Вопросам формирования первичных навыков программирования посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей. (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.).

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США в Массачусетском технологическом институте, в 1971 году.

В применении информационных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами: еще академия педагогических наук СССР утвердила направление исследований "Психолого–педагогические основы использования компьютерных игровых программ в системе дидактики детского сада" (научный руководитель направления – кандидат психологических наук С.Л.Новоселова). Основные положения направления легли в основу разработки научных основ информатизации дошкольного образования.

С.Л. Новоселова показала, что «введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка». Компьютер, по ее мнению, перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в образовательном учреждении. Успех же компьютеризации во многом зависит от метода ее введения на тех или иных уровнях образования и, разумеется, от качества техники и методики ее применения, соответствия человеческим возможностям.

По мнению Н.В. Новоторцевой, использование информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. IT-технологии используют в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми.

Н.В. Новоторцева провела анализ развития использования информационных технологий в дошкольном образовании, которое началось с середины 80-х годов, когда в Москве в 1986 году был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

«Программирование – новая грамотность», — считает Митч Резник, профессор МТИ. «Обучение малышей программированию – то же самое, что научение детей предыдущего поколения письму. И, что важно, когда ребенок осваивает основные концепции программирования, он не просто получает навыки использования компьютерных технологий. Он не просто пользователь, пассивно воспринимающий определенный контент. Он получает возможность создать на компьютере что-то свое, выразить себя, почувствовать себя творцом».

Российские ученые (Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях. Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых приоритетная задача для образования и общества.

Техническое детское творчество является одним из важных способов освоения дошкольниками новых технологий, оно способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также способствует приобретению первичных навыков программирования.

С 31 октября 2019 года МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №192» является муниципальной инновационной площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста первичных навыков простейшего программирования». В рамках реализации плана работы педагогами ДОО были пройдены курсы повышения квалификации по темам «Программирование в детском саду. Развитие логического мышления у дошкольников» (удостоверение ЧОУ ДПО ИПКПК от 19.05.2020 г.), «Создание условий для реализации модулей «LEGO в детском саду» и «Робототехника» программы STEM – образование» (удостоверение НЧОУ ДПО «Учебный центр «Персонал-ресурс» от 19.11.2019).

C целью повышения компетенции педагогов в области ознакомления детей с простейшим программированием были проведены следующие мероприятия:

- круглый стол «Формирование у детей дошкольного возраста первичных навыков простейшего программирования как средство развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников» - старший воспитатель Чумакова А.С.;

- Мастер-класс «Применение алгоритмов в образовательном процессе ДОО» - воспитатель Вавилова М.Е.;

- Мастер-класс «Игры и упражнения с программируемым заданием» - воспитатель Олеськова Р.А.

Творческой группой педагогов ДОО были разработаны продукты инновационной деятельности:

- дополнительная общеразвивающая программа «Новые горизонты»;

- картотека дидактических игр и упражнений с программированным заданием;

- диагностический инструментарий.

С целью оценки результатов инновационной деятельности был разработан мониторинг, включающий в себя оценку по 5 направлениям:

- Умение читать и составлять простейшие линейные алгоритмы (Наблюдение, анализ продуктов деятельности, методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн), «Задания на нахождение закономерностей», методика «Нелепицы», методика «Лабиринт» (автор: Л.А. Венгер);

- Умение конструировать и оживлять механизмы по схеме, фотографии, по условиям (наблюдение);

- Умение конструировать и оживлять механизмы в соответствие с собственным замыслом (наблюдение);

- Ориентировка в различных технических и программных особенностях устройств (наблюдение);

- Умение отличать реальность от вымысла (Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет», «В чем ошибся художник?»).

Средством фиксации данных педагогической диагностики являются индивидуальные диагностические листы, где сформированность показателя характеризуется в словесной (опосредованной) форме:

-«Показатель сформирован» (зеленый цвет) – это значит, что сформированное умение проявляется в любых условиях, ребенок справляется с задачей в разных ситуациях, полностью выполняет действие.

-«Показатель в стадии формирования» (желтый цвет) – показатель проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление, ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.

-«Показатель не сформирован» (красный цвет) – показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, он не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Проведение мониторинга запланировано на сентябрь 2020 года.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Новые горизонты» предполагается в ходе студийно-кружковой деятельности и начнется с октября 2020 года. Вся работа с детьми строится на знакомстве и общении с роботом-носителем искусственного интеллекта «Емелей»: он делится новыми знаниями, просит помощи, учится. Структура каждого занятия состоит из общения с Емелей, выполнения настольных игр и упражнений с программным содержанием, двигательной активности с использованием простейших программных задач, работа с планшетом в программе «Пиктомир», изучение языка программирования Scratch, конструирование и оживление различных механизмов.

Методическое пособие «Картотека дидактических игр с программированным заданием» включает в себя 4 раздела:

-Алгоритмические игры и упражнения;

-Игры и упражнения на кодирование информации;

-Игры и упражнения на декодирование информации;

-Игры и упражнения на восприятие вероятностей.

Эти игры и упражнения можно использовать на занятиях, в совместной и индивидуальной работе с детьми для закрепления пройденного материала, т. к. задания подобраны с учётом усвоенных ранее тем. Длительность игр – 5-10 минут.

Методическое пособие содержит описание и фотографии развивающих игр, упражнений и пособий. В него вошли следующие игровые задания: по развитию способности действовать в уме (ребусы, анаграммы, зашифрованные слова); упражнения на представление звуковой информации в графическом виде (диктанты по клеточкам, кодирование направления движения стрелками); цифровые и буквенные задания; игры с алгоритмами, а также пособия «Перфокарта», «Перфоконверт», «Протяни дорожку», которые используются для проверки знаний детей, способствуют выработке навыков самоконтроля, делают процесс обучения разнообразным и интересным. Игры и упражнения предлагаются в виде карточек, таблиц, схем. Некоторые задания выполняются на бумаге в клеточку. Дидактические игры прошли апробацию педагогами и детьми подготовительной к школе группы, на методическое пособие получена рецензия ведущего специалиста МКУ КНМЦ Кабановой Н.В.

Для реализации инновационной деятельности в ДОО были приобретены: интеллектуальный робот PUDDING S, «Робомышь», конструктор ROBOTIS PLAY 300 DINOs, планшеты, различные виды конструкторов и дидактических игр с алгоритмами, интерактивная доска.

С целью изучения заинтересованности родителей в теме проекта, привлечение к участию в инновационной деятельности было проведено анкетирование родителей подготовительной к школе группы по теме: «Программирование для детей». Опросник включал следующие вопросы:

Интересуется ли ваш ребенок гаджетами? (компьютер, телефон, планшет)?

Сколько времени в день ваш ребенок проводит с гаджетами?

Пользуясь гаджетами, ребенок чаще всего: Смотрит

видео, играет

в игры, общается в

соцсетях

(Тик Ток,

Вконтакте

,

Инстраграмм

и

др

), другой вариант.

Какими приложениями, сайтами интересуется ваш ребенок?

Вы слышали, знакомы с приложением «

Пиктомир

»?

Что такое «Программирование»?

Нужно ли знакомить с программированием детей в детском саду?

Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок посещал кружок по программированию?

По результатам опроса выявлено, что 100 % воспитанников интересуются современными гаджетами, 52% проводят с ними от 1 до 3 часов в день, предпочитая смотреть видеозаписи блогеров в видеохостинге «YouTube» (49%) и играть в компьютерные игры (41%). Лишь 8% родителей знакомы с программой «Пиктомир», но 68% родителей считают нужным знакомить дошкольников с программированием. Таким образом, вопрос знакомства детей с простейшим программированием является актуальным среди родителей и воспитанников подготовительной к школе группы.

В рамках реализации плана инновационный деятельности старший воспитатель Чумакова А.С. представила индивидуальный проект «Развитие алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста» на IX открытом Краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи — новой школе».

В следующем учебном году планируется апробация дополнительной общеразвивающей программы «Новые горизонты», разработка и апробация методического пособия «Юный программист», проведение констатирующего и контрольного эксперимента, участие в научно-практических конференциях, организация и проведение методических объединений по теме инновационной площадки, заключение договоров с сетевыми партнерами.

 

Список цитируемой литературы:

1. Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры

2. Компьютерные игры в жизни дошкольников - Психологическая наука и образование -2012/2.

3. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

4. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

5. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. №2. - с. 91-92.

6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

7. Пособие для развивающего обучения «Программирование для детей: делай игры и учи язык Scratch!» - Эл Свегайт, - Москва: Эксмо, 2020

8. И. Воронин, В. Воронина. Программирование для детей. От основ к созданию роботов., - 2020

9. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://piktomir.ru/

10. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apptractor.ru/develop/coding/scratch-yazyik-programmirovaniya-dlya-detey.html

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×