Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. | Кураева Людмила Владимировна. Работа №332599

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рекомендации, методы и приемы формирования навыков самообслуживания детей 3-х лет в ДОУ. Формирование навыков самообслуживания у детей является важным этапом в их развитии. Это помогает им стать более самостоятельными и независимыми, а также способствует развитию их навыков и умений. В данной публикации мы рассмотрим, как мы, воспитатели второй младшей группы "Солнышко", формируем навыки самообслуживания у наших воспитанников. Мы хотим поделиться нашими методами и подходами, которые мы используем для достижения этой цели.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Формирование навыков самообслуживания у детей является важным этапом в их развитии. Это помогает им стать более самостоятельными и независимыми, а также способствует развитию их навыков и умений. В данной публикации мы рассмотрим, как мы, воспитатели второй младшей группы "Солнышко", формируем навыки самообслуживания у наших воспитанников.

Мы хотим поделиться нашими методами и подходами, которые мы используем для достижения этой цели.

В начале учебного года было проведено исследование умений и навыков воспитанников. Дети, пришедшие из других садов, уже умели надевать колготы, футболки и штаны, но не знали последовательности действий при одевании и раздевании. Дети, пришедшие из дома, не имели навыков самообслуживания и не проявляли желания делать что-либо самостоятельно. Родители чрезмерно опекали детей, выполняя все действия за них.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети могли достать хлеб, салфетку. Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате - при выполнении гигиенических процедур, в вестибюле - при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.
В нашей работе с детьми мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировали наши методы и подходы к их потребностям. В первые дни пребывания детей в детском саду было уделено особое внимание детям, пришедшим из семьи. Они играли и разговаривали во время одевания, ожидая помощи взрослых. Одновременно с созданием необходимых условий, детей обучали правилам поведения за столом, в умывальной комнате, в прихожей. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.

С первых дней работы с родителями было выяснено, что большинство из них не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей. Родители объясняют это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают. Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
В конце сентября провели консультацию на тему «Я сам», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны овладеть дети 3-4 лет, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

Мы проводим практические занятия, где дети могут применять свои навыки самообслуживания на практике. Это помогает им закрепить полученные знания и умения. При формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста необходимо обучать их определенным действиям, таким как застегивание и расстегивание пуговиц, застегивание на липучку и молнию. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий. Для того чтобы ребёнок научился шнуровать ботинки, необходимо развить мелкую мускулатуру рук. Для этого используйте дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозаика» и т. д. В детском уголке поместите предметы, использование которых обязывало бы ребёнка упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п) Основная деятельность маленьких детей - игра. В играх детей обучали умениям, необходимым в самообслуживании. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Прежде всего, детей учили последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, перед тем как надеть колготы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить правильно; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед. По мере овладения навыками одевания и раздевания, мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, делая это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, мы говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, используйте художественную литературу «Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела». Мы также использовали поощрение, создавая в группе обстановку доброжелательности и поощряя взаимопомощь детей.

Мы начинаем с простых задач и постепенно усложняем их, чтобы дети могли развиваться и совершенствовать свои навыки. Мы показывали и рассказывали детям, как складывать вещи и вешать их в шкаф. Мы также учили детей самостоятельности во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Например, обедая за одним столом с детьми, мы показывали, как правильно есть и держать ложку. Мы также использовали игровые приемы, например, вносили в группу куклу, которая хотела научиться правильно держать ложку, и просили детей показать ей, как это делается. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать».
Во второй половине года начали обучать детей пользоваться вилкой. Решили выяснить, у кого в семьях разрешают детям есть вилкой, оказалось, что никто не разрешает. Мы не искали быстрых путей, а кропотливо, изо дня в день учили их пользоваться вилкой. К концу учебного года половина детей хорошо усвоили этот навык и самостоятельно пользовались вилкой.

Мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Мы также показывали, как нужно стряхнуть руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем мы предлагали детям попробовать сделать то же самое. В умывальную комнату мы приглашали не всех сразу, а небольшими подгруппами, не более 3 человек.

Мы поддерживаем и поощряем детей, когда они успешно выполняют задачи самообслуживания. Это помогает им чувствовать себя уверенно и мотивирует их продолжать развиваться. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась - у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно.

Мы добились того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава, правильно пользуются мылом и водой. Обучение ребёнка навыкам умывания происходит постепенно. В первое время мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два - три месяца у детей сформировались довольно прочные умения. По мере овладения этим навыком предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучали правильно пользоваться полотенцем: показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли за то, что ребёнок делает это правильно. По окончании умывания обращали внимание на его внешний вид, отмечали, что он стал чистый, аккуратный.

Мы создаем в группе атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и безопасно. Это помогает им чувствовать себя уверенными и готовыми к обучению. Дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Мы видим положительные результаты в формировании навыков самообслуживания у наших воспитанников. Дети становятся более самостоятельными и независимыми, они могут выполнять простые задачи без помощи взрослых. Они также проявляют большую уверенность в своих способностях и стремятся к развитию.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учится ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание – это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, умывание и т.д.).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×