Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков саморегуляции у школьников с ОВЗ: психологические техники и упражнения | Турукина Оксана Андреевна. Работа №346957

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена формированию навыков саморегуляции у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью психологических техник и упражнений. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в управлении эмоциями и поведением, и предложены эффективные методы для развития этих навыков. Рассматриваются методы когнитивно-поведенческой терапии, дыхательные упражнения и телесно-ориентированные техники как основные способы помощи детям с ОВЗ в формировании саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, дети с ОВЗ, психологические техники, когнитивно-поведенческая терапия, телесно-ориентированные техники, эмоциональная регуляция.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Турукина Оксана Андреевна, педагог-психолог

МКОУ для обучающихся с ОВЗ

Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"

 

Аннотация. Статья посвящена формированию навыков саморегуляции у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью психологических техник и упражнений. Описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в управлении эмоциями и поведением, и предложены эффективные методы для развития этих навыков. Рассматриваются методы когнитивно-поведенческой терапии, дыхательные упражнения и телесно-ориентированные техники как основные способы помощи детям с ОВЗ в формировании саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, дети с ОВЗ, психологические техники, когнитивно-поведенческая терапия, телесно-ориентированные техники, эмоциональная регуляция.

 

Формирование навыков саморегуляции у школьников с ОВЗ является одной из важных задач педагогов и психологов. Саморегуляция — это способность управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, что особенно важно для детей с различными формами ограниченных возможностей здоровья, включая аутистический спектр, задержку психического развития, нарушение слуха или зрения. У школьников с ОВЗ часто наблюдаются трудности в управлении эмоциями, импульсами и поведением, что может затруднять процесс их адаптации в учебной среде и в социуме.

Саморегуляция включает в себя не только эмоциональный контроль, но и навыки концентрации, планирования и самоконтроля. В связи с этим в работе с детьми с ОВЗ требуется использование специальных психологических техник и упражнений, направленных на развитие этих навыков.

Психологические техники, направленные на формирование саморегуляции, должны быть адаптированы под особенности каждого ребенка с ОВЗ. В зависимости от типа нарушения, необходимо подбирать упражнения и подходы, которые будут соответствовать их эмоциональным и когнитивным особенностям.

Одним из эффективных подходов для формирования навыков саморегуляции является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Этот метод помогает детям осознать связь между своими мыслями, эмоциями и поведением, что способствует их лучшей саморегуляции.

- Упражнение "Остановка мысли". Цель упражнения – помочь ребенку осознать свои негативные или импульсивные мысли и научиться их останавливать. Ребенок учится замечать мысли, которые вызывают негативные эмоции, и использует специальное "стоп-слово" (например, "стоп", "остановись"), чтобы прервать нежелательный мыслительный процесс. Это упражнение помогает детям с ОВЗ развивать самоконтроль и снижать уровень тревожности.

- Упражнение "Мои эмоции". В этом упражнении ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать или написать свои эмоции, а затем обсудить, что вызывает эти эмоции и как с ними справиться. Это помогает детям лучше осознавать свои эмоциональные состояния и развивать способность к эмоциональной регуляции.

Дыхательные упражнения — это один из самых простых и доступных способов помочь детям с ОВЗ контролировать свои эмоции и поведение. Правильное дыхание способствует расслаблению, снижению уровня тревожности и улучшению концентрации внимания.

- Упражнение "Квадратное дыхание". Ребенку предлагается дышать по схеме: вдох на четыре счета, задержка дыхания на четыре счета, выдох на четыре счета и снова задержка дыхания на четыре счета. Это упражнение помогает замедлить дыхание, успокоить нервную систему и улучшить контроль над эмоциями.

- Упражнение "Дыхание животом". Ребенок кладет руки на живот и учится дышать глубоко, чтобы с каждым вдохом и выдохом ощущать, как живот поднимается и опускается. Это упражнение помогает снять физическое напряжение и способствует расслаблению.

Телесно-ориентированные техники направлены на работу с телесными ощущениями, что помогает детям лучше осознавать свое тело, управлять напряжением и контролировать импульсы.

- Упражнение "Прогрессивная мышечная релаксация". Ребенку предлагается последовательно напрягать и расслаблять разные группы мышц, начиная с ног и заканчивая мышцами лица. Это помогает детям с ОВЗ лучше осознавать свое тело и снижать уровень физического напряжения.

- Упражнение "Заземление". Ребенку предлагается сесть на стул или лечь на коврик и представить, что его тело соединено с землей через стопы или ладони. Это упражнение помогает развить чувство устойчивости, снизить тревожность и повысить концентрацию.

Игровые методы особенно эффективны для детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Через игру дети учатся контролировать свои эмоции, развивают навыки взаимодействия с окружающими и учатся планировать свои действия.

- Игра "Замри – двигайся". В этой игре дети двигаются под музыку, а когда музыка останавливается, им нужно замереть на месте. Это упражнение помогает развивать внимание и самоконтроль.

- Игра "Джунгли зовут". Дети воображают себя животными в джунглях и должны следовать инструкциям учителя: "Теперь ты лев, ты можешь ходить медленно и плавно", "Ты пантера, которая крадется". Это упражнение способствует развитию контроля над телом и эмоциями.

Применение психологических техник и упражнений для формирования саморегуляции у школьников с ОВЗ имеет значительное положительное влияние. Дети становятся более способными к контролю своих эмоций и поведения, что улучшает их адаптацию в школе и способствует лучшему взаимодействию с окружающими.

Дети с ОВЗ, освоившие техники саморегуляции, становятся менее подвержены резким эмоциональным вспышкам и более спокойно реагируют на стрессовые ситуации. Когда дети учатся управлять своим вниманием и концентрацией, у них повышается интерес к учебе и улучшаются результаты в образовательной деятельности. Навыки саморегуляции помогают детям с ОВЗ лучше интегрироваться в социальную среду, развивать позитивные формы поведения и налаживать контакты с одноклассниками.

В заключение отметим, что формирование навыков саморегуляции у школьников с ОВЗ — важная задача, от решения которой зависит успешность их адаптации в учебной и социальной среде. Использование психологических техник и упражнений помогает детям развивать эмоциональную и поведенческую саморегуляцию, что положительно сказывается на их учебных результатах и эмоциональном состоянии. Регулярное применение таких методов способствует повышению уверенности детей в себе, улучшению их социализации и снижению уровня стресса.

 

Список литературы

 

Козлова, О.В. (2019). Дыхательные техники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы психологии, 6(15), 27-34.

Сергеев, А.П. (2021). Телесно-ориентированные техники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Педагогика и психология, 7(14), 18-25.

Федорова, А.В. (2022).

Когнитивно

-поведенческая терапия для детей с ОВЗ: методы и подходы. Психология и образование, 3(8), 45-52.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×