Формирование навыков смыслового чтения | щукина Ирина Юрьевна. Работа №310758
В статье дается краткое описание методов и способов формирования навыков смыслового чтения.Освещаются основные этапы формирования данных навыков, разнообразие форм, используемых при работе на уроках литературного чтения в начальных классах. Рассматриваются возрастные особенности, которые необходимо учитывать при организации уроков чтения. В данной статье аргументируется выбор того или иного метода, при построении урока, обосновывается необходимость использования творческого потенциала младших школьников.
Формы и методы формирования навыков смыслового чтения в начальных классах.
Чтение и работа с информацией на начальной ступени общего образования является первостепенной задачей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели является «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Литературное чтение в начальной школе предполагает осмысленный, творческий духовный процесс, который состоит в освоении художественной литературы, развитии эстетического принятия материала. Для того, чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, важно, чтобы смысловое чтение было развито на достаточном уровне.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается осознание и принятие информационной, смысловой и идейной сторон текста.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения,
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Важно определить и использовать на уроках наиболее эффективные приёмы для формирования навыков смыслового чтения.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
• До чтения текста;
• Во время чтения текста;
• После чтения текста.
Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения, прогнозировать содержание текста (приём «Антиципация»).
Этап ориентирован на использование личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Учащиеся знакомятся с внешними атрибутами книги, рассказа, текста: заглавие, иллюстрации. Учителю важно на этом этапе правильно поставить вопросы. Например: “Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чем будет рассказ? Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? Прочитайте название. Можно по нему догадаться, кто будут герои произведения? Подумайте, о чём мог написать автор?”
Использование таких приемов, как «Загадка», «Угадай слово», «Расшифруй картинку» помогает предположить, о чём пойдёт речь, то есть тему текста, его эмоциональную окраску. Главная задача учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст или книгу.
Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания текста на уровне содержания, - это цель данного этапа.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
- Чтение, деление на смысловые части.
-Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
-Чтение по готовому плану.
-Чтение, после чтения пересказывание.
Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
-Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. -Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
-Чтение по группам. Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
Затем происходит анализ первичного восприятия текста: беседа о том, что поняли, почувствовали во время чтения, узнать, подтвердились ли предположения, сделанные до чтения текста. Параллельно ведется словарная работа, без которой в принципе невозможно понимание текста. Это и работа с незнакомыми словами, с опорными словами и словами образами.
Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа – смысловое понимание произведения ( понимание разницы между темой и основной мыслью текста, осознания идеи автора).
Самостоятельную работу по содержанию можно проводить с помощью ответов на вопросы . Учащимся предлагается опросник к тексту, на которые они ищут ответы либо цитатами, либо в свободной форме. Вопросы и ответы являются не только прямыми, но и косвенными, требующими анализа и рассуждения.
Приём «Паспорт героя» помогает систематизировать и обобщить знания, выделять существенные и несущественные признаки . В паспортах дети характеризуют не только внешний вид персонажей, но и делятся своим отношением к ним.
Прием «Радуга» очень нравится детям, дает широкие возможности для творчества. Все дети любят рисовать. А при помощи рисунка можно выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир героев. Например : «Нарисуйте характер героев. Нарисуйте доброту. Аргументируйте. Главное, выбирать такие творческие задания, в которые были бы включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Можно сделать вывод: правильно организованная и целенаправленная работа с текстом дает возможность младшему школьнику добывать из разнообразного объема информации важную и полезную, а также получать социально-нравственный опыт