Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского и литературы | Цикарева Ольга Александровна. Работа №338931

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья представляет собой исследование методов, направленных на развитие у учащихся навыков анализа текста, понимания его смысла и интерпретации литературных произведений в рамках учебного процесса по русскому языку и литературе. Автор рассматривает различные подходы к формированию у школьников умения критически воспринимать тексты, выявлять ключевые идеи и осмысливать информацию, представленную в литературных произведениях.

Ключевые слова: смысловое чтение, русский язык, литература, навыки, анализ, методы, понимание.

Введение в смысловое чтение играет важную роль в формировании навыков работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Смысловое чтение предполагает не только осознанное восприятие текста, но и его глубокое понимание, анализ и интерпретацию. Целями данного этапа обучения являются развитие умения воспринимать информацию из текста, выделять основные и второстепенные мысли, устанавливать логические связи между фактами и событиями, а также формирование критического мышления и умения формулировать собственное мнение по прочитанному. Этот этап обучения является базой для дальнейшей работы с текстом, поэтому особое внимание уделяется его освоению.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

 

Цикарева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 49», г. Нижний Тагил

 

Аннотация. Статья представляет собой исследование методов, направленных на развитие у учащихся навыков анализа текста, понимания его смысла и интерпретации литературных произведений в рамках учебного процесса по русскому языку и литературе. Автор рассматривает различные подходы к формированию у школьников умения критически воспринимать тексты, выявлять ключевые идеи и осмысливать информацию, представленную в литературных произведениях.

Ключевые слова: смысловое чтение, русский язык, литература, навыки, анализ, методы, понимание.

 

Введение в смысловое чтение играет важную роль в формировании навыков работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Смысловое чтение предполагает не только осознанное восприятие текста, но и его глубокое понимание, анализ и интерпретацию. Целями данного этапа обучения являются развитие умения воспринимать информацию из текста, выделять основные и второстепенные мысли, устанавливать логические связи между фактами и событиями, а также формирование критического мышления и умения формулировать собственное мнение по прочитанному. Этот этап обучения является базой для дальнейшей работы с текстом, поэтому особое внимание уделяется его освоению.

Для успешного формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы применяются различные методы и приемы. Один из них – чтение вслух. Этот метод позволяет учащемуся слышать и осознавать прочитанный текст, что способствует лучшему пониманию смысла произведения. Также эффективным приемом является работа с текстом в формате анализа и обсуждения. Ученики могут разбирать текст на части, выделять ключевые моменты, обсуждать их с учителем или другими учащимися. Это поможет им глубже погрузиться в содержание произведения и выработать навыки интерпретации текста. Кроме того, использование вопросов к тексту и заданий на понимание смысла помогает развивать умение критического мышления и аналитические способности учащихся. Такие упражнения стимулируют обдумывание и обсуждение важных аспектов произведения, способствуя расширению кругозора и формированию глубокого понимания текста.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы может быть эффективным, если использовать творческие задания. Такие задания помогают учащимся активно взаимодействовать с текстом, развивать свою креативность и аналитическое мышление.

Одним из таких заданий является написание продолжения текста. Учащимся предлагается прочитать небольшой отрывок или фрагмент произведения и завершить его собственными словами. Это задание не только тренирует навыки понимания прочитанного, но и позволяет развить воображение и литературное творчество учащихся.

Еще одним интересным заданием является создание альтернативного сюжета или концовки произведения. Учащимся предлагается переосмыслить историю, изменить ход событий или предложить свое видение развития сюжета. Это задание стимулирует учащихся к более глубокому анализу произведения и способствует развитию их литературного вкуса.

Также для развития навыков смыслового чтения можно использовать задание на составление рассказа по картине. Учащимся предлагается изобразительное искусство, на основе которого они должны представить себе сюжет, героев и события, и в своих рассказах внести свою интерпретацию происходящего. Это задание развивает умение анализировать и интерпретировать визуальную информацию, а также помогает учащимся привнести свой творческий подход и оценку произведенным изображениям.

Для оценки и контроля уровня смыслового чтения учащихся на уроках русского языка и литературы можно использовать различные методы и инструменты. Одним из наиболее эффективных способов является проведение тематических тестов и заданий, которые позволят определить уровень понимания текста и выявить возможные проблемы в этом процессе. Помимо этого, также полезно использовать устные формы контроля, такие как устные опросы и обсуждения прочитанного, чтобы проверить глубину осмысления текста учащимися. Другим важным методом оценки может быть анализ письменных работ учащихся, включающих в себя осмысленные рефлексии и анализ прочитанного.

Важно учитывать, что контроль уровня смыслового чтения должен быть систематическим и регулярным, чтобы отслеживать прогресс учащихся и корректировать образовательный процесс в соответствии с их потребностями и достижениями.

 

Список литературы

1. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. - М.: ШБ, 2005.

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2012. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×