Формирование навыков сотрудничества и позитивной коммуникации у дошкольников разновозрастной группы | Горбачева Галина Анатольевна. Работа №350014
Аннотация: Статья раскрывает значимость формирования навыков сотрудничества и позитивной коммуникации у детей разновозрастной группы в детском саду. Рассматриваются основные подходы и методы, направленные на развитие у дошкольников умений взаимодействия, уважения друг к другу и готовности к совместной деятельности. Педагогические приемы и принципы организации разновозрастного общения помогают детям учиться у сверстников и старших товарищей, способствуют их социальной адаптации и гармоничному развитию в коллективе.
Ключевые слова: дошкольное образование, разновозрастная группа, навыки сотрудничества, позитивная коммуникация, взаимодействие, социализация.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Горбачева Галина Анатольевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №16 "Снежинка ", г. Радужный
Аннотация: Статья раскрывает значимость формирования навыков сотрудничества и позитивной коммуникации у детей разновозрастной группы в детском саду. Рассматриваются основные подходы и методы, направленные на развитие у дошкольников умений взаимодействия, уважения друг к другу и готовности к совместной деятельности. Педагогические приемы и принципы организации разновозрастного общения помогают детям учиться у сверстников и старших товарищей, способствуют их социальной адаптации и гармоничному развитию в коллективе.
Ключевые слова: дошкольное образование, разновозрастная группа, навыки сотрудничества, позитивная коммуникация, взаимодействие, социализация.
Воспитание и обучение в детском саду нацелены на всестороннее развитие личности ребенка, включая формирование навыков взаимодействия, сотрудничества и позитивного общения. В детских садах всё чаще формируются разновозрастные группы, где в одном коллективе оказываются дети разных возрастов, с различным уровнем знаний, умений и навыков. Такая организация группы требует от воспитателя создания условий, способствующих формированию навыков общения и сотрудничества у детей, что в будущем поможет им успешно адаптироваться в школьной и социальной среде.
Разновозрастная группа предоставляет уникальные возможности для обучения дошкольников через взаимодействие и подражание, когда младшие дети наблюдают за поведением старших и перенимают их умения, а старшие, в свою очередь, развивают чувство ответственности и учатся заботиться о младших товарищах. Такое общение создает условия для формирования важных социальных навыков: дети учатся обсуждать, принимать общие решения, уступать и договариваться. Навыки позитивной коммуникации в разновозрастной группе формируются через постоянное взаимодействие и выполнение заданий в парах и группах, которые направлены на достижение общего результата.
Первым шагом для развития у дошкольников навыков сотрудничества и позитивного общения становится создание доверительной атмосферы в группе, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Для этого воспитателю важно уделять внимание поддержке и поощрению детей, предоставляя каждому ребенку возможность проявить себя, выразить мнение и поделиться своими мыслями. Задача педагога — продемонстрировать детям примеры конструктивного общения, научить их слушать друг друга и выражать свои эмоции и мысли в дружелюбной форме. Важно объяснять детям, что такое уважение и как оно проявляется в действиях, поступках и словах.
Эффективным методом формирования навыков сотрудничества являются совместные игры, где дети работают над общей задачей. Кооперативные игры, такие как «построй вместе», «найди пару», «расставь в порядке» и другие, требуют от детей договоренности и выполнения общих действий для достижения результата. Например, в игре «построй вместе» дети могут строить дом из кубиков, где каждому отводится определенная роль, и для успешного выполнения задачи требуется слаженная работа всех участников. В таких играх дети учатся принимать участие в коллективных действиях, договариваться, выражать и слышать друг друга, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков.
Особую ценность в разновозрастных группах представляют ролевые игры, где дети могут погружаться в разные сценарии и проживать разнообразные роли. В таких играх старшие дети могут брать на себя ведущую роль и направлять младших, показывая пример, как необходимо себя вести и что делать. Это развивает у них лидерские качества, чувство ответственности и уверенности в себе. Например, в игре «семья» старшие дети могут быть родителями, а младшие — детьми. Воспитатель может помочь детям распределить роли и объяснить, какие действия и правила приняты в «семье». Через эту игру дети учатся взаимодействовать, заботиться друг о друге, помогать и проявлять внимание к другим.
Также важным аспектом является обучение детей способам разрешения конфликтных ситуаций. Конфликты неизбежны, особенно в разновозрастных группах, где каждый ребенок может проявлять свои особенности характера и интересы. Поэтому воспитателю важно не избегать конфликтов, а использовать их как возможность для обучения конструктивному решению разногласий. Например, если дети не могут договориться о том, кто будет первым играть с новой игрушкой, воспитатель может предложить им выслушать друг друга и найти компромиссное решение. Это учит детей анализировать ситуацию, понимать эмоции других и искать выходы, удовлетворяющие обе стороны. Важно, чтобы воспитатель был для детей примером терпеливого и внимательного отношения к чужому мнению.
Для формирования навыков сотрудничества и позитивного общения в разновозрастной группе полезны также игры, направленные на развитие эмпатии и эмоционального интеллекта. Задача воспитателя — помочь детям научиться распознавать и понимать эмоции друг друга, оказывать поддержку и сочувствие. Эффективны игры и упражнения на выявление и осознание эмоциональных состояний, такие как «Угадай настроение», где дети, глядя на выражение лица, мимику или жесты, должны определить, как чувствует себя их товарищ. Такие игры развивают эмпатию, что помогает детям стать более чуткими к потребностям других, формирует основу для доброжелательного общения и умения поддерживать друг друга.
Значительную роль в формировании навыков сотрудничества и позитивного общения играет включение детей в проекты и мероприятия, требующие групповой работы. Например, создание коллективного рисунка, аппликации или изготовление поделок к праздникам позволяет детям вместе работать над одной целью, делая вклад в общий результат. В процессе таких занятий дети осознают важность слаженной работы, учатся учитывать мнение каждого участника, что способствует сплочению коллектива и развитию чувства взаимопомощи и поддержки.
Организация общения в разновозрастной группе требует от воспитателя гибкости и внимания к каждому ребенку. Важно учитывать возрастные особенности, интересы и предпочтения каждого воспитанника, помогая каждому находить свое место в коллективе и чувствовать себя частью группы. Поддержка со стороны педагога в виде похвалы, подбадривания и внимания к успехам ребенка формирует у детей уверенность в себе и положительное отношение к совместной деятельности. В результате дети учатся работать вместе, уважать друг друга, преодолевать трудности и радоваться успехам своих товарищей.
Таким образом, формирование навыков сотрудничества и позитивной коммуникации у детей разновозрастной группы в детском саду — важная задача, решению которой способствуют разнообразные игры, коллективные проекты, а также эмоциональная поддержка воспитателя. Такие навыки необходимы детям для успешного взаимодействия с окружающими, помогают развивать социальные умения, чувство эмпатии и готовность к сотрудничеству. Воспитание детей в духе доброжелательности и сотрудничества создает основу для их гармоничного развития и успешной адаптации в обществе.
Список литературы
Гиниятуллина
И. И.
Формирование условий развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе
// Вестник науки. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-usloviy-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-doshkolnikov-v-raznovozrastnoy-gruppe (дата обращения: 01.11.2024).
Евдотьева
, Н. С. Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада / Н. С.
Евдотьева
, А. Ф. Новикова, Е. В. Реутова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108289/ (дата обращения: 01.11.2024).
Сычева Л. В. Формирование доброжелательных отношений между детьми в разновозрастной группе детского сада // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/2062-formirovanie-dobrozhelatelnikh-otnoshenij