Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков табличного умножения нетрадиционными способами и приёмами обучения» | Харитонова Ирина Викторовна. Работа №241533

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Харитонова Ирина Викторовна
Раскрыть нетрадиционные способы изучения и запоминания таблицы умножения для детей

«Формирование навыков табличного умножения нетрадиционными способами и приёмами обучения»

Всем нам известно, что главная цель федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий обеспечивающих повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. И моя главная задача как учителя повышать качество знаний своих обучающихся , качество усвоения фундаментальных знаний основ наук. К такому роду знаний относится знание таблицы умножения. В современных условиях реализации стандарта ФГОС НОО при изучении детьми таблицы умножения каждый учитель должен организовать деятельность так, чтобы обучающиеся не просто заучивали табличные случаи, а чтобы умели объяснять смысл выполняемого действия, чтобы умели применять знания нахождения результата табличного умножения и умения выполнять соответствующий случай деления, т.е. чтобы при изучении таблицы умножения формировалось «умение учиться»( УУД), как требует того стандарт.

Во многих публикациях, посвященных данному вопросу, а также собственные наблюдения опирающиеся на результаты опроса учителей нашей школы позволяют сделать вывод, что многие школьники (от 15% до 40% начальные классы) испытывают затруднения и допускают ошибки в процессе выполнений заданий на умножение и деление.

Некоторые учащиеся к концу четвёртого года обучения математике усваивают таблицу недостаточно прочно, что в свою очередь отрицательно сказывается не только на формирование вычислительных знаний, умений и навыков, но и на развитии мышления школьников, а это в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности.

Передо мной встала проблема: как интересными и доступными для обучающихся способами и приёмами работы добиться качественного освоения таблицы умножения.

Цель моей статьи: раскрыть нетрадиционные способы изучения и запоминания таблицы умножения.

Я считаю, что процесс формирования навыков табличного умножения и деления будет эффективен, при условии:

- соблюдения индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

- применения индивидуального и дифференцированного подхода;

- более широкого применения наглядности;

- проведения систематической и целенаправленной работы с использованием нетрадиционных приёмов, способствующих отработке навыков табличного умножения и деления.

Практическая значимость состоит в том, что подобранные и разработанные в ходе обобщения опыта материалы могут быть использованы в процессе обучения математике в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе по любой программе, том числе с детьми, испытывающими затруднения в обучении и детьми ОВЗ.

 

Методические подходы к изучению табличного умножения и соответствующих случаев деления разных авторов учебников по математике

В.Н. Рудницкой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро позволяют сделать следующие выводы:

По требованиям любой программы табличные случаи умножения и соответствующие им случаи

деления

обучающиеся должны усвоить на уровне навыка.

Составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приемов, которыми обучающиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц:

– смысл умножения,

– смысл деления,

– переместительное свойство умножения,

– взаимосвязь между компонентами и результатом умножения (между множителем и произведением).

При формировании навыков табличного умножения учитель может использовать разнообразные методические подходы существующих УМК,

т.

к.каждый

из них имеет много общего:

– использование наглядного материала,

– использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,

– выполнение воспроизводимой операции по образцу,

– систематичное использование игровых заданий.

Выбор нетрадиционных приёмов по изучению таблицы умножения я определяла согласно логики учебного материала, в соответствие с методическими подходами к изучению темы и психологическими закономерностями усвоения знаний детьми.

Также при выборе приёмов обучения, я, конечно, опиралась на педагогический опыт коллег, в том числе из своей школы. Считаю, что именно изучение чужого опыта и сопоставление его со своим является движущей силой профессионального развития, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.

Описание опыта.

Подготовительный этап:

СТАРТ

начинаем мы изучать таблицу умножения уже в первую четверть 1 класса, когда знакомимся с числами первого десятка. Всё очень просто - закрепляя чётные числа, мы считаем до 10 в прямом и обратном порядке по два: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10. Это уже таблица умножения на 2.

ЛЕГКО И ПРОСТО

Затем по той же методике мы присчитываем уже по четыре (зная, что 2 + 2 = 4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8,4. То же самое происходит и со счётом по три: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9, 6, 3. Когда начнётся изучение чисел в пределах 100, учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно.

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ

В 1 классе я знакомлю детей с действиями умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических заданий….

Считаем учеников в парах, когда идём в столовую или на экскурсию, раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее. Таким образом, когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, обучающиеся практически уже понимают принцип умножения и деления.

Основной этап

(использование нетрадиционных приёмов в процессе изучения таблицы умножения и деления – 2 класс)

ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ

Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают очень быстро и легко. Во-первых, у них большой опыт и навык устного счёта. Во-вторых, часто в обучении помогает занимательный материал, потому что хорошо запоминается только то, что вызывает интерес. Предлагаю детям игру: «ПОСЧИТАЙ ЛАДОШКИ!» Встаём в круг и, выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев), считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. Детям нравится эта игра.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

При изучении таблицы умножения, раскрываю маленькие «хитрости». Например, что при умножении 5 на чётные числа 2,4,6,8,10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0.

(5Х 2,4,6,8,10 = …0) А при умножении 5 на нечётные числа 1,3,5,7,9, получаются нечётные числа, причём, всегда оканчивающиеся на 5! (5 х 1,3,5,7,9 = …5)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПОСОБ

Для тех, кто любит петь, существует песенно-игровая методика обучения: поём и решаем. На слайде я поместила ссылки , которыми можно пользоваться при поиске песенок. Хорошо этот приём использовать во внеурочной деятельности. Например, послушайте.

Таблица умножения запоминается без особых сложностей в песне: рифма всплывает сама собой, когда вдруг забыл правильный ответ.

Прочность запоминания материала основывается на эмоциональной памяти. Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает процесс обучения доступнее каждому.

Так контрольным моментом для таблицы умножения как раз является известная песенка «Дважды два-четыре»: «Дважды два- четыре, дважды два- четыре, это всем известно в целом мире», «Пятью пять – двадцать пять – совершенно верно!», «Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть» и так далее. Совсем недавно в интернете я познакомилась с методикой учителя начальных классов из Костромской области Карповой С.Н. Обрадовалась, увидев, что и она использует методы музыкального запоминания. Причём, она сочинила свои песенки, при помощи которых изучает не только таблицу умножения, но и правила русского языка.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЕВЯТКА

Особый случай – умножение на 9. На уроке я использовала приём умножения на пальцах, и шуточный приём сказка про Ваню.

ПЕРВЫЙ ПРИЁМ. Рассказываю ученикам сказку. Ваня сдавал зачёт по таблице умножения на 9, которую не выучил. Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9 (1):

1) 9 х 1= 2) 9 х 1= 9 3) 9 х 1=9

9 х 2= 9 х 2= 1 9 х 2=18

9 х 3= 9 х 3= 2 9 х 3=27

9 х 4= 9 х 4= 3 9 х 4=36

9 х 5= 9 х 5= 4 9 х 5=45

9 х 6= 9 х 6= 5 9 х 6=54

9 х 7= 9 х 7= 6 9 х 7=63

9 х 8= 9 х 8= 7 9 х 8=72

9 х 9= 9 х 9= 8 9 х 9=81

2) Вздохнул, начал рассуждать: 9 х 1 – я знаю, будет 9, а дальше - ничего не знаю. Решил посчитать, сколько же он случаев умножения не знает. Считает и пишет: 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8 (2) Когда написал 8, думает: Как много я не знаю, ну-ка, ещё посчитаю, может, меньше не знаю, проверить надо! И снова числа от 1 до 8 пишет, только снизу вверх считает (3). Тут учитель стал собирать листочки с ответами. А на следующий день Ваня вдруг узнал, что получил отметку «5»! Но дома он так перепугался, что ничего не знает и получит «2», что выучил всю таблицу умножения! Как же так получилось? А посмотрите, какие ответы получились у Вани! Правильно? Вот такая история!

ВТОРОЙ ПРИЁМ.

Опять нам помогает наша личная «Счётная машинка». Две руки держим перед собой. Начинаем рассказывать таблицу умножения на 9. Зажимаем слева первый палец- 9х1- справа осталось 9 пальцев – 9 х 1= 9. 9 х 2- зажимаем второй слева палец. Количество пальцев слева зажатого пальца-(1)- это число десятков, а справа- (8) -число единиц. 9 х 2 = 18. Проверьте: 9 х 3 = 27, 9 х 4= 36, , 9 х 5 = 45, 9 х 6 = 54, 9 х 7= 63, 9 х 8 = 72, 9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90. Дети с интересом проверяют свои ответы по таблице, напечатанной в учебнике.

А если серьёзно, то есть ещё один ПРИЁМ. Основан он на десятичном счислении, которым люди массово пользуются. Что такое 9?

9 - это 10 без 1, 9 х 1 = 10 – 1= 9

18 – это 20 без 2, 9 х 2 = 20 - 2 = 18

27 – это 30 без 3, 9 х 3 = 30 – 3 = 27

36 – это 40 без 4, 9 х 4 = 40 – 4 = 36

45 – это 50 без 5, 9 х 5 = 50 – 5 = 45

54 – это 60 без 6, 9 х 6 = 60 – 6 = 54

63 – это 70 без 7, 9 х 7 = 70 – 7 = 63

72 – это 80 без 8, 9 х 8 = 80 – 8 = 72

81 – это 90 без 9, 9 х 9 = 90 – 9 = 81

 

 

УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ ( слайд 9)

Существует несколько приемов счёта при помощи пальцев, так например

Для этого нужно повернуть руки ладонями от себя. Мысленно присваивается пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки.

Вот так:

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и загнуть его. Количество пальцев слева от загнутого пальца – это десятки, количество пальцев справа – это единицы. У нас слева – 2 пальца, это 2 десятка, а справа 7 пальцев. Значит, 3·9=27.

 

Счет по пальцам широко применялся в старину. Этим способом успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Этот способ описал в своей «Арифметике» выдающийся математик 18 века Леонтий Филиппович Магницкий.

Вот, например, как умножали древние римляне на пальцах числа от 6 до 10.

1. Мысленно пронумеруем свои пальцы от 6 до 10 на каждой руке, начиная с мизинца. Пусть требуется умножить 7 на 8.

2. Кончик пальца 7 левой руки касается кончика пальца 8 правой руки. Соприкасающиеся пальцы и все пальцы ниже считают десятками. У нас это 50.

3. Теперь верхние пальцы левой и правой руки перемножаются друг с другом. Слева у нас 3, а справа 2. 3·2=6

4. Теперь складываем оба числа: 50=6+56. Правильно?

 

 

В качестве "счетной машинки" не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмем, к примеру, 10 клеточек в тетради. Необходимо зачеркнуть 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа - 2 клеточки. Значит 9·8=72. Все очень просто. 7 2

Художественный способ.

Еще один нестандартный способ рассчитан на детей, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом.

Детям предлагается пофантазировать и представить, с чем у них ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши.

К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко. Главное, чтобы эти образы были придуманы вами. Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе сочините историю на каждый пример умножения. Вот , что получилось у моих обучающихся.

Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста». Подобные истории помогают тем, у кого богатое воображение, поэтому процесс запоминания достаточно быстрый.

Литературный способ.

Этот способ подойдет детям, склонным к запоминанию стихов. Им можно предложить изучить таблицу умножения в стихотворной форме.

Таким образом, при решении примера, у ребенка будет возникать ассоциация с рифмованной строчкой.

Обобщающий этап.

Повторяем все случаи умножения и деления используя игры, тренажёры. А так как

любая тема, в том числе таблица умножения, должна изучаться, учитывая ее метапредметную направленность , выполняем задания, направленные на формирование метапредметных результатов по теме «Таблица умножения», которые целесообразно проводить на каждом уроке математики на этапе актуализации знаний.

Хотела бы обратить внимание на игровое упражнение, которое я использую в рамках внеурочной деятельности «Тренажёр таблицы умножения» ( слайд 11)

 

Детям раздаётся такая таблица и предлагаются задания

найди и подчеркни все примеры на 2, на 5 и так по очереди,

найди и подчеркни все примеры на 7 в 3 столбике справа, во 2 столбике слева и т.п.,

найди и подчеркни все примеры на 6 в 10 строке сверху, снизу и т.п.

работаем с первым столбиком:

закрываем листом бумаги ответы в таблице и на листе ребенок пишет напротив каждого примера ответы, затем открывает и проверяет. Так прорабатываем с каждым столбиком.

Примеры, в которых были допущены ошибки, прорабатываем несколько дней подряд.

С таблице работать каждый день по 10 минут в течение недели, затем перерыв 3 -4

дня, и снова возвращаемся.

На родительском собрании раздаю родителям памятки, содержащие ссылки на интернет-ресурсы, которые помогут детям проверить свои знания таблицы умножения, пройти тест, поиграть, потренироваться. Родителям нравится такая форма контроля обучения.

https://uchi.ru/matematika/umnozhenie

http://vseigru.net/igry-matematicheskie/23498-igra-trenazher-tablitsa-umnozheniya.html

https://uchim.org/matematika/tablica-umnozheniya

http://bi2o2t.ru/training/div

https://onlinetestpad.com/ru

http://igraemsami.ru/umnozhenie-chisel/tablitsa-umnozheniya-test.html

 

Мной собран практический , наглядный материал, который можно использовать на том или ином этапе изучения таблицы умножения. Так здесь вы можете увидеть некоторые пособия. которые я использую в своей работе.

Результативность.

Показателем результативности для меня, могут являться следующие результаты:

Контрольный срез, проводимый в конце 2 четверти показал хороший результат усвоения таблицы умножения от 2- 6 . Отличный уровень выполнения показан -19 обучающихся обучающихся( 66 %) , средний - 10 ( 34%)

Приложение

Дидактические математические игры, которые можно применить при изучении таблицы умножения.

Игра «Да. Нет»

На доске даны примеры: 4 х 6, 8 х 3, 4 х 5, 7 х 3, 9 х 4, 5 х 6. Показываю карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят: "Да", затем произносят пример 4 х 6=24. если число не является ответом, говорят: "Нет".

«Живая математика»

У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример

(3 х 2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.

Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока.

«Не скажу»

Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!»!". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24 : 6=4, 30 : 6=5 и т.д.

Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.

«Проверь себя»

Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например, 18. Я показываю карточку, а ученики записывают пример на умножение с таким ответом.

«Кто скорее, кто вернее?!»

Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры (4 х 4; 9 х 2 или 40 : 4 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.

Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее уточняется понимание поместного значения цифр – учащимся нужно встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая – десятки. Смешение мест рассматривается как проигрыш.

 

«Не подведи друга!»

К доске выходят одновременно двое (четверо) учеников. Читаю пример, например, 6 х 7. Предлагаю составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой – на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряю ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:

6 х 7 = 42 7 х 6 = 42

42 : 7 = 6 42 : 6 = 7

Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7 х 6 = 42 вытекает

42 : 7 = 6, 42 : 6 = 7.

«Делится – не делится»

Называю различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число делится, например, на (4, 5) без остатка.

«Собери слово»

На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает.

В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.

«Молчанка»

Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример, дети на карточках - ответы. (У каждого ученика есть числовой набор).

«Лучший счетчик»

На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы, и все проверяют свои записи.).

«Круговые примеры»

Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый учащийся одного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться! На следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.

 

«Чей ряд лучше?»

Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количество правильных ответов каждого ряда.

«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»

У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, "летит в космос" первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!

Аналогично проводятся игры: "Кто быстрее окажется на таинственном острове?", "Какой ряд сегодня умники и умницы?"

«Цепочка»

На доске или плакате запись:

Даю задание:

найдите последнее число, если первое число 18, 24;

найдите первое число, если последнее 16, 72.

«Математическое домино»

Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части - ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот, у кого карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.

«Математическое лото»

Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например, 5 х 3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Фишки, учащиеся изготавливают на уроке трудового обучения.

«Найди пару»

К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.

9 х 4 =? + ?

 

42 : 6 = ?

 

76 - 44 =? х ?

 

27 + 27 =? х ?

 

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ

Автор: Марина Казарина

Ученики и ученицы!

Чтоб было проще вам считать,

Мы Пифагорову таблицу

В стихах решили написать.

По ней легко найти решенье,

Куплет достаточно прочесть,

А чтоб запомнить вычисленья,

Везде своя подсказка есть!

Ну что ж, откладывать не станем,

Тетрадь и карандаш достанем

И примемся за дело бойко.

Итак, на старт выходит ДВОЙКА!

Умножив два на единицу,

Получим ДВОЙКУ - лебедь-птицу,

Спасает каждый ученик

От этих «птичек» свой дневник.

Известно детям в целом мире,

Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.

Им также следует учесть,

Что дважды три получим ШЕСТЬ.

Два на четыре - будет ВОСЕМЬ.

И всех ребят мы очень просим

Забыть капризы, ссоры, лень

Восьмого марта - в мамин день!

Нам два на пять умножить нужно,

И если все возьмёмся дружно,

Да поднатужимся, ребятки,

То сразу попадем в ДЕСЯТКУ!

О том, что дважды шесть – 12.

Вам календарь расскажет, братцы,

А в нём подсказку вам дадут

Двенадцать месяцев в году!

Красиво два на семь умножить

Февральский праздник нам поможет,

День всех влюбленных, помню я, -

ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

А сколько будет дважды восемь,

Десятиклассников мы спросим.

Они подскажут нам ответ,

Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

Запомнить надо постараться,

Что дважды девять – ВОСЕМНАДЦАТЬ.

И очень просто догадаться,

Что дважды десять - будет ДВАДЦАТЬ!

Мы хорошенько постарались

И с двойкой быстро разобрались.

Теперь, друзья, держитесь стойко,

В игру уже вступает ТРОЙКА!

Умножив три на единичку,

Мы попадаем на страничку

Из книги сказок для ребят

Про ТРЕХ веселых поросят!

Что трижды два равно ШЕСТИ,

Ответ в шпаргалке подглядим!

А трижды три, решим и сами,

Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ.

Три на четыре умножая,

Я циферблат воображаю

И представляю я тотчас,

Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз.

Что трижды пять равно ПЯТНАДЦАТЬ,

Легко должно запоминаться.

Представь, как в школе первоклашки

Играют весело в пятнашки!

Умножим три на шесть в два счета,

Скорее взрослым стать охота!

Ты знаешь, годы быстро мчатся,

Глядишь, тебе уж ВОСЕМНАДЦАТЬ!

Умножить три на семь придется,

И это нам легко дается,

Ведь трижды семь - ответ один,

Получится ДВАДЦАТЬ ОДИН!

А сколько будет трижды восемь,

За сутки справимся с вопросом,

Ведь в сутках, как известно в мире,

Часов всего ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

Мы по секрету скажем всем,

Что трижды девять - ДВАДЦАТЬ СЕМЬ.

И надо ж было так случиться,

Что трижды десять будет ТРИДЦАТЬ!

Ну, вот и тройку одолели,

Устать мы, к счастью, не успели.

А дел ещё невпроворот,

Нас впереди ЧЕТВЁРКА ждёт!

Четверку на один умножив,

Мы изменить ее не сможем,

В произведенье с единицей

Должна ЧЕТВЕРКА получиться!

Четыре на два - будет ВОСЕМЬ,

Восьмерку на нос мы набросим,

Вдруг подойдет тебе и мне

Восьмерка в качестве пенсне?

Четыре на три как умножить?

Придется в зимний лес идти,

ДВЕНАДЦАТЬ месяцев помогут

Зимой подснежники найти!

Умножь четыре на четверку,

Такой пример легко решить!

В произведении этом только

ШЕСТНАДЦАТЬ можно получить!

Для вас четыре на пятерку

Умножат ловко мушкетеры,

С врагами шпаги вновь скрестя

В романе «ДВАДЦАТЬ лет спустя».

Четыре мы на шесть умножим

И в результате будет что же?

Идут часы, бегут минутки…

ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – ровно сутки!

Четыре на семь – ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ

Деньков обычно в феврале.

А для проверки всех попросим

Искать ответ в календаре!

Умножь четыре на восьмерку,

И ТРИДАТЬ ДВА – звучит ответ.

У человека ровно столько

Во рту зубов в расцвете лет!

Умножь четыре на девятку –

Получишь ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ,

Ну, а умножишь на десятку,

Пиши смелее СОРОК здесь!

Четвёрка позади осталась,

Другая цифра показалась…

И предстоит запоминать

Нам умноженье с цифрой ПЯТЬ!

Умножив пять на единицу,

Мы без труда получим ПЯТЬ!

И нашу складную таблицу

Продолжим дальше изучать.

А пять на два, хочу заметить,

Умножить просто – будет ДЕСЯТЬ!

Ответ всегда в твоих руках:

Он – в рукавичках и в носках!

Умножим пять на тройку дружно,

Немного времени нам нужно.

ПЯТНАДЦАТЬ получили сразу –

Управились за четверть часа!

Как пять умножить на четыре,

Дадут ответ в телеэфире!

Смотрите на экране вы

ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!

А пятью пять – ответ известный,

О нём поётся в детской песне,

И каждый школьник должен знать,

Что здесь получим ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!

Пять на шестёрку умножаем,

В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.

И пятью семь – легко считать -

Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

А сколько будет пятью восемь,

Али-Бабу из сказки спросим.

Когда к разбойникам попал,

Он их все СОРОК насчитал!

Друзья, хочу вам подсказать,

Что пятью девять – СОРОК ПЯТЬ,

И знает каждый из ребят,

Что пятью десять – ПЯТЬДЕСЯТ!

Пятёрку враз мы рассчитали

И совершенно не устали.

Решаем дальше! Силы есть!

Теперь займёмся цифрой ШЕСТЬ!

Шесть на один – ШЕСТЕРКА вышла,

А за окном гитару слышно!

И льются песни ночью лунной

Под переливы шестиструнной.

Шестерку на два умножаем -

ДВЕНАДЦАТЬ ровно получаем.

В двенадцать ночи каждый год

К нам в дом приходит Новый Год!

Шесть на три – только

ВОСЕМНАДЦАТЬ!

В такие годы можно, братцы,

Жениться, замуж выходить,

Самим автомобиль водить!

Простой пример «шестью четыре»

Его мы с вами походили!

Подумать надо с полминутки…

ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – снова сутки!

А шестью пять - получим ТРИДЦАТЬ,

Здесь циферблат нам пригодится:

Большая стрелка на часах

Покажет ровно полчаса!

А, верно, шесть на шесть умножить

Нам снова песенка поможет,

В ее словах решенье есть:

Шесть на шесть будет ТРИДЦАТЬ

ШЕСТЬ.

«Шесть на семь» умноженье учим,

Подсказку в обувном получим,

Ведь носят многие мужины

СОРОК ВТОРОЙ размер ботинок!

Что шестью восемь - СОРОК ВОСЕМЬ,

Удав мартышке объяснял,

Но сам в длину – лишь тридцать восемь

Он «в попугаях» составлял!

А шестью девять – мы решили.

Получим ПЯТЬДЕСТЯТ ЧЕТЫРЕ!

И каждый нам ответить рад,

Что шестью десять – ШЕСТЬДЕСЯТ!

Друзья, отличная работа!

С шестёркой справились в два счёта!

А дальше предлагаем всем

Решить примеры с цифрой СЕМЬ!

«Семью один» - найти ответик

Поможет цветик-семицветик!

Ведь у таких, как он цветков,

СЕМЬ разноцветных лепестков!

Семь на два мы умножим просто,

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – хороший возраст,

Ведь в этом возрасте прекрасном

Ребята получают паспорт!

Что семью три – ДВАДЦАТЬ ОДИН,

Сказал нам важный господин,

Давайте у него же спросим:

«Cемью четыре?» ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ!

Умножим семь на пять! Готово!

Ответ знакомый - ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

Попросим тридцать три коровы

Его погромче промычать!

Для всех пропел Валерий Сюткин,

Что шестью семь – ответ простой,

Проводит СОРОК ДВЕ минутки

Он ежедневно под землёй!

Хотите семь на семь умножить?

Мы всем подсказку можем дать:

Взгляните, «СОРОК ДЕВЯТЬ» можно

Лишь раз в таблице повстречать!

А умножая семь на восемь,

ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ответ дадим!

Людей по городу развозит

Автобус с номером таким!

Семь умножаем на девятку,

Получится ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ.

И с «семью десять» всё в порядке,

Здесь ровно СЕМЬДЕСЯТ, смотри!

Итак, с семёркой мы в расчёте,

А цифра ВОСЕМЬ на подходе!

Чтоб даром время не терять,

Начнём-ка, братцы, умножать!

Восьмерку на один умножит

Подводный житель осьминог,

Ходить по суше он не может,

Хоть и имеет ВОСЕМЬ ног!

А восемь на два - знайте, братцы,

Решенье верное – ШЕСТНАДЦАТЬ!

А восемь на три – не забыли?

Ответ «в часах» - ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

Умножим восемь на четыре,

Здесь только ТРИДЦАТЬ ДВА, друзья,

Хоть в Лукоморье говорили

Про тридцать три богатыря!

Умножим восемь на пятёрку -

Здесь СОРОК, вариантов нет!

А вот подсказка-поговорка:

«За сорок бед - один ответ!»

Восьмёрочку на шесть умножим –

Выходит СОРОК ВОСЕМЬ здесь!

Ну а на семь помножив, сможем

Мы получить - ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ!

На восемь восемь научились,

Мы без ошибок умножать,

И ровно ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ

Должны в ответе указать!

На девять восемь умножаем.

Вот результат: СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

На десять восемь – отвечаем:

Здесь ВОСЕМЬДЕСЯТ, господа!

Ура! Восьмёрку одолели!

Ещё рывок, и мы у цели!

Но для начала по порядку

Беремся умножать ДЕВЯТКУ!

Умножим девять на один,

Историю страны листая,

Пусть помнит каждый гражданин

О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!

Умножить девять на два просто,

А чтоб не забывать ответ,

Запомни: твой «гражданский» возраст

Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!

«Девятка на три», вслух считаем,

Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!

А на четыре умножаем –

Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!

Совсем не сложно научиться

На пять девятку умножать!

Должно в итоге получиться

Произведенье СОРОК ПЯТЬ!

А чтоб на шесть умножить девять,

Нам ничего не нужно делать!

Мы с вами это проходили,

В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!

А вот и умница Мальвина

Прилежно учит Буратино,

И говорит ему: «Смотри,

Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!

Девятью восемь - вот задача,

Давай, работай, голова!

Но нас не подвела удача,

Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

На девять девять умножаем,

Ответ в таблице проверяем,

А равен, судя по всему,

Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!

Пример последний остаётся,

И он нам сразу поддаётся!

Девятью десять – это просто!

В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×