«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания» | Демурчева Лия Левановна. Работа №353860
Индивидуальный план работы
по теме самообразования
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Подготовил воспитатель Демурчева Л.Л.
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Приступив в прошлом году к работе в логопедической группе, стала перед выбором темы самообразования, т.к. технологии и методы необходимо было трансформировать для компенсирующего и коррекционного воздействия на детей логопедической группы. Для себя решила, что если взять тему «Обучение детей составлению текстов сказочного содержания», а так же некоторые методы ТРИЗ и РТВ и использовать их в работе со сказкой, то можно ожидать не только проявление устойчивого интереса к речевой работе детей лого группы, но и качества речи, попутно решая задачи развития мышления и воображения.
Через сказки ребенок получает знания о мире и взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека; учится преодолевать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, справедливости, любви.
Работу начала с обновления развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей.
Пополнили мини-театр, куда добавили и отремонтировали модели некоторых героев сказок, подобрали необходимые материалы и оборудование, подготовили наглядность для работы с морфологической таблицей, системным оператором, волшебниками, составили картотеку игр для развития системного мышления.
Работу с группой начали с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Ребята узнали о том, что сказки бывают: бытовые, волшебные и о животных, а так же познакомились со структурой сказки:
1. Зачин – начало сказки.
2. Основная часть, в которой описываются действия и часто трехкратное
повторение событий.
3. Концовка – развязка.
Вся работа простраивается по двум направлениям в три этапа.
1 направление.
Создание педагогических условий, позволяющих ребенку:
- усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев;
- увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик;
- узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;
- усвоить выразительные средства сказочного текста;
- осуществить фантастические преобразования реальных объектов;
2 направление.
Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых
моделей составления сказок:
- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;
- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;
- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;
- модель составления сказки с помощью метода «Вепольный анализ» (волшебный треугольник)
Первый этап. Введение детей в мир сказки, обогащение их литературного опыта.
Цель: Ознакомление детей с разными по стилистике сказками и средствами выразительности.
Если посмотреть на любую народную сказку, то для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся описания героев, суждения о их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только события. Это очень сложная задача.
Чтобы помочь в ее решении, мы установили определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы?
Перечислим:
целях этого действия (Ц),
действии героя (Д),
характер героя (Х),
достигнутый результат (Р),
мораль (М)
Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок.
Цель. Ознакомление детей с типовыми приемами фантазирования, преобразование объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучение сочинению загадок, лимерик, кодированию литературных текстов. Формирование умения анализировать сказочную литературу на предмет выявления типовых приемов фантазирования.
Одним из базовых приемов составления сказок является "Морфологический анализ" Морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я.Проппа ("Исторические корни волшебной сказки"). Такой тип сказок мы обозначили как ДИНАМИЧЕСКИЙ.
По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка.
По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбирается детьми.
"Системный оператор" является широко используемым приемом в старшем дошкольном возрасте. Работа строится по определенным правилам. Системный анализ позволяет создавать сюжет сказок, развернутый во ВРЕМЕНИ. Сюжет может строится на основе описания изменения объекта во времени. (Сказка об ивовом прутике, сказка о Бабе Яге, о девушке по имени Любовь)
"Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ". Прием вводится в работу с детьми в старшем дошкольном возрасте. Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — КОНФЛИКТНЫЙ.
Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются "Приемы типового фантазирования». Некоторые из них нами обозначены Волшебниками. Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, Волшебник Изменения Формы, Волшебник Дроби-Объединяй, Машина Времени и др.
Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.
Цель. Развитие способности сочинять сказки с использованием вспомогательных средств. Формирование умения самостоятельно использовать пространственные модели при пересказе.
Сочинение сказок идет по двум направлениям:
- индивидуальное сочинение
- коллективное сочинение
с использованием заместителей, наглядной модели – плана и моделей составления сказок с помощью метода «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника».
Цель: создать условия для развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания; расширение и уточнение представлений дошкольников, обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.
Задачи:
· продолжать изучать методическую литературу и осваивать технологию ТРИЗ;
· создать условия для развития творческой деятельности в процессе составления текстов сказочного содержания:
· познакомить дошкольников с моделями, на основе которых составляются тексты сказочного содержания.
· при помощи воспитателя воспроизводить мыслительные действия, позволяющие дошкольникам составлять сказки разных типов.
· развивать речевые умения и навыки детей.
· побуждать детей к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности на основе придуманных текстов:
- подобрать игровые упражнения;
- познакомить с алгоритмами составления текстов сказочных содержаний;
- познакомить с приемом схематизации текстов;
- создать картотеку пословиц, метафор.
· развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
· побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на алгоритмы.
· искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.
Раздел плана
Формы работы
Практические выводы
Работа с детьми
Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»;
Провести мониторинг по теме: «Организация творческой деятельности дошкольников»
Подобрать и провести игры по освоению детьми алгоритмов составления текстов сказочного содержания
Провести НОД по освоению алгоритмов составления текстов сказочного содержания
Изготовление книги сказок
Конспекты НОД.
Результаты мониторинга детей.
Картотека игр.
Разработка схем алгоритмов
Книга сказок
Работа с родителями
Повышение педагогической компетентности родителей
Индивидуальные беседы с родителями.
Привлечение родителей к сбору различных картинок для картотеки игр.
Консультации на тему: «Формирование у дошкольников интереса к сказкам»
«Сказки, которые мы читаем детям»
Семинар – практикум «Составление сказок динамического типа»
Презентация «Книга сказок»
Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.
Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.
Самореализация
Показ открытых мероприятий.
Выступление с опытом работы на педсоветах, методических объединениях.
Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Оформление предметно – развивающей среды
Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.
Показ НОД из цикла «Составление текстов сказочного содержания»
Представление опыта работы на опорной площадке
Выступление с докладом на педсовете по теме «Составление текстов сказочного содержания»
Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ
Изучение методической литературы
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2006
Сроки реализации 2024 -2025 г.г.
Погружаясь в сказочный мир, ребенок верит в то, что переживаемые события происходят в действительности, мысленно принимает участие в борьбе со злом. Через знакомство со сказкой развиваются интеллектуально - творческие способности ребенка, закладываются социально-нравственные основы, обогащается словарь детей, развивается их связная речь, формируется умение мыслить нешаблонно, проявлять индивидуальность, не бояться высказывать смелые идеи, противоречий.
В результате проведенной работы и с помощью диагностики «Изучение воображения в словесном творчестве», предложенной Г.А. Урунтаевой, можно сделать выводы:
1. Дети научились композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей: четко построить, завершить замысел.
2. При самостоятельном сочинении сказок, дети используют алгоритмы построения сюжета сказки, которыми они овладели в процессе знакомства с различными моделями сочинения текстов сказочного содержания.
3. Самостоятельно находят адекватные речевые средства воплощения замысла.
4. Научились принимать творческие задания.
5. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности, развитие фантазии и творческих способностей.
В результате проведения системы занятий по сказке у детей формируется:
1. Легкость генерирования идей;
2. Способность к эмпатии;
3. Способность к свертыванию мыслительных операций;
4. Способность предвидения;
5. Умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма).
Индивидуальный план работы
по теме самообразования
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Подготовил воспитатель Демурчева Л.Л.
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Приступив в прошлом году к работе в логопедической группе, стала перед выбором темы самообразования, т.к. технологии и методы необходимо было трансформировать для компенсирующего и коррекционного воздействия на детей логопедической группы. Для себя решила, что если взять тему «Обучение детей составлению текстов сказочного содержания», а так же некоторые методы ТРИЗ и РТВ и использовать их в работе со сказкой, то можно ожидать не только проявление устойчивого интереса к речевой работе детей лого группы, но и качества речи, попутно решая задачи развития мышления и воображения.
Через сказки ребенок получает знания о мире и взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека; учится преодолевать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, справедливости, любви.
Работу начала с обновления развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей.
Пополнили мини-театр, куда добавили и отремонтировали модели некоторых героев сказок, подобрали необходимые материалы и оборудование, подготовили наглядность для работы с морфологической таблицей, системным оператором, волшебниками, составили картотеку игр для развития системного мышления.
Работу с группой начали с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Ребята узнали о том, что сказки бывают: бытовые, волшебные и о животных, а так же познакомились со структурой сказки:
1. Зачин – начало сказки.
2. Основная часть, в которой описываются действия и часто трехкратное
повторение событий.
3. Концовка – развязка.
Вся работа простраивается по двум направлениям в три этапа.
1 направление.
Создание педагогических условий, позволяющих ребенку:
- усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев;
- увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик;
- узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;
- усвоить выразительные средства сказочного текста;
- осуществить фантастические преобразования реальных объектов;
2 направление.
Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых
моделей составления сказок:
- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;
- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;
- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;
- модель составления сказки с помощью метода «Вепольный анализ» (волшебный треугольник)
Первый этап. Введение детей в мир сказки, обогащение их литературного опыта.
Цель: Ознакомление детей с разными по стилистике сказками и средствами выразительности.
Если посмотреть на любую народную сказку, то для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся описания героев, суждения о их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только события. Это очень сложная задача.
Чтобы помочь в ее решении, мы установили определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы?
Перечислим:
целях этого действия (Ц),
действии героя (Д),
характер героя (Х),
достигнутый результат (Р),
мораль (М)
Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок.
Цель. Ознакомление детей с типовыми приемами фантазирования, преобразование объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучение сочинению загадок, лимерик, кодированию литературных текстов. Формирование умения анализировать сказочную литературу на предмет выявления типовых приемов фантазирования.
Одним из базовых приемов составления сказок является "Морфологический анализ" Морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я.Проппа ("Исторические корни волшебной сказки"). Такой тип сказок мы обозначили как ДИНАМИЧЕСКИЙ.
По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка.
По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбирается детьми.
"Системный оператор" является широко используемым приемом в старшем дошкольном возрасте. Работа строится по определенным правилам. Системный анализ позволяет создавать сюжет сказок, развернутый во ВРЕМЕНИ. Сюжет может строится на основе описания изменения объекта во времени. (Сказка об ивовом прутике, сказка о Бабе Яге, о девушке по имени Любовь)
"Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ". Прием вводится в работу с детьми в старшем дошкольном возрасте. Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — КОНФЛИКТНЫЙ.
Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются "Приемы типового фантазирования». Некоторые из них нами обозначены Волшебниками. Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, Волшебник Изменения Формы, Волшебник Дроби-Объединяй, Машина Времени и др.
Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.
Цель. Развитие способности сочинять сказки с использованием вспомогательных средств. Формирование умения самостоятельно использовать пространственные модели при пересказе.
Сочинение сказок идет по двум направлениям:
- индивидуальное сочинение
- коллективное сочинение
с использованием заместителей, наглядной модели – плана и моделей составления сказок с помощью метода «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника».
Цель: создать условия для развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания; расширение и уточнение представлений дошкольников, обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.
Задачи:
продолжать изучать методическую литературу и осваивать технологию ТРИЗ;
создать условия для развития творческой деятельности в процессе составления текстов сказочного содержания:
п
ознакомить дошкольников с моделями, на основе которых составляются тексты сказочного содержания.
п
ри помощи воспитателя воспроизводить мыслительные действия, позволяющие дошкольникам составлять сказки разных типов.
р
азвивать речевые умения и навыки детей.
побуждать детей к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности
на основе придуманных текстов:
- подобрать игровые упражнения;
- познакомить с алгоритмами составления текстов сказочных содержаний;
- познакомить с приемом схематизации текстов;
- создать картотеку пословиц, метафор.
развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты
.
побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на алгоритмы.
искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества
.
Раздел плана
Формы работы
Практические выводы
Работа с детьми
Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»;
Провести мониторинг по теме: «Организация творческой деятельности дошкольников»
Подобрать и провести игры по освоению детьми алгоритмов составления текстов сказочного содержания
Провести НОД по освоению алгоритмов составления текстов сказочного содержания
Изготовление книги сказок
Конспекты НОД.
Результаты мониторинга детей.
Картотека игр.
Разработка схем алгоритмов
Книга сказок
Работа с родителями
Повышение педагогической компетентности родителей
Индивидуальные беседы с родителями.
Привлечение родителей к сбору различных картинок для картотеки игр.
Консультации на тему: «Формирование у дошкольников интереса к сказкам»
«Сказки, которые мы читаем детям»
Семинар – практикум «Составление сказок динамического типа»
Презентация «Книга сказок»
Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.
Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.
Самореализация
Показ открытых мероприятий.
Выступление с опытом работы на педсоветах, методических объединениях.
Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Оформление предметно – развивающей среды
Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.
Показ НОД из цикла «Составление текстов сказочного содержания»
Представление опыта работы на опорной площадке
Выступление с докладом на педсовете по теме «Составление текстов сказочного содержания»
Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ
Изучение методической литературы
Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2006
Сроки реализации 2024 -2025 г.г.
Погружаясь в сказочный мир, ребенок верит в то, что переживаемые события происходят в действительности, мысленно принимает участие в борьбе со злом. Через знакомство со сказкой развиваются интеллектуально - творческие способности ребенка, закладываются социально-нравственные основы, обогащается словарь детей, развивается их связная речь, формируется умение мыслить нешаблонно, проявлять индивидуальность, не бояться высказывать смелые идеи, противоречий.
В результате проведенной работы и с помощью диагностики «Изучение воображения в словесном творчестве», предложенной Г.А. Урунтаевой, можно сделать выводы:
1. Дети научились композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей: четко построить, завершить замысел.
2. При самостоятельном сочинении сказок, дети используют алгоритмы построения сюжета сказки, которыми они овладели в процессе знакомства с различными моделями сочинения текстов сказочного содержания.
3. Самостоятельно находят адекватные речевые средства воплощения замысла.
4. Научились принимать творческие задания.
5. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности, развитие фантазии и творческих способностей. В результате проведения системы занятий по сказке у детей формируется:
1. Легкость генерирования идей;
2. Способность к эмпатии;
3. Способность к свертыванию мыслительных операций;
4. Способность предвидения;
5. Умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма).