Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование навыков учебного сотрудничества в начальных классах | Аюева Соелма Родионовна. Работа №342191

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования навыков учебного сотрудничества у младших школьников. В условиях современного образовательного процесса умение эффективно взаимодействовать с одноклассниками становится важным элементом успешного обучения. В тексте также описаны практические способы внедрения учебного сотрудничества на уроках в начальной школе, а также приведены примеры заданий, способствующих развитию данных навыков у детей.

Ключевые слова: учебное сотрудничество, начальная школа, взаимодействие, коммуникативные навыки, групповая работа, методика обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Аюева Соелма Родионовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 9, г. Хабаровск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы формирования навыков учебного сотрудничества у младших школьников. В условиях современного образовательного процесса умение эффективно взаимодействовать с одноклассниками становится важным элементом успешного обучения. В тексте также описаны практические способы внедрения учебного сотрудничества на уроках в начальной школе, а также приведены примеры заданий, способствующих развитию данных навыков у детей.

Ключевые слова: учебное сотрудничество, начальная школа, взаимодействие, коммуникативные навыки, групповая работа, методика обучения.

 

Формирование навыков учебного сотрудничества у младших школьников является одной из важнейших задач современного начального образования. Учебное сотрудничество — это совместная деятельность учащихся, направленная на достижение общих образовательных целей. Оно позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться работать в команде, договариваться, а также делиться знаниями и опытом с другими.

В условиях современного мира, где коллективная работа становится все более востребованной, умение сотрудничать с другими людьми приобретает особое значение. Именно в начальных классах закладываются основы эффективного взаимодействия, что способствует не только успешной учебной деятельности, но и общему личностному развитию ребенка.

Учебное сотрудничество способствует решению нескольких ключевых задач в образовательном процессе. Во-первых, дети учатся слушать и понимать других, выражать свои мысли и идеи, конструктивно обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Во-вторых, совместные проекты и задания развивают способность работать в группе, распределять обязанности, договариваться о путях достижения общей цели. Также групповая работа делает процесс обучения более интересным и увлекательным для детей, поскольку они видят результаты своего труда и получают положительную обратную связь от одноклассников и учителя. К тому же, через сотрудничество дети учатся уважать мнения других, принимать критику и работать над собой, что способствует формированию толерантности и эмпатии.

Формирование навыков учебного сотрудничества требует системного подхода и использования различных методов и форм работы. Наиболее эффективными из них являются:

Групповые проекты. Проекты, выполняемые в группах, позволяют учащимся совместно решать учебные задачи, делая акцент на распределении ролей и ответственности. Например, в рамках урока окружающего мира дети могут изучать и представлять проект на тему «Животные леса», где каждый ученик отвечает за определенный аспект исследования.

Ролевая игра. Ролевые игры помогают школьникам моделировать ситуации, требующие коллективного взаимодействия. Например, на уроке русского языка можно организовать игру, где каждый ребенок представляет собой персонажа из рассказа, и все вместе они обсуждают развитие сюжета.

Парная работа. Работа в парах позволяет детям научиться взаимодействовать на уровне «один на один», что является подготовительным этапом к более сложным формам сотрудничества. Например, выполнение заданий по математике в парах помогает обучающимся обсуждать и решать задачи совместно.

Обсуждение и дискуссия. После выполнения групповых или парных заданий важно проводить обсуждение результатов. Это способствует осмыслению процесса сотрудничества и помогает ученикам понять, что можно улучшить в будущем.

Примеры заданий для развития учебного сотрудничества:

«Создание истории». Ученики делятся на группы и совместно придумывают историю на заданную тему. Каждая группа представляет свою работу классу, а затем все вместе обсуждают её.

«Решение проблемы». Учитель предлагает детям решить какую-либо проблему, связанную с учебным материалом. Например, как построить модель простейшего механизма. Учащиеся в группах обсуждают возможные решения, выбирают лучшее и представляют его классу.

«Учитель для друга». Один ученик объясняет другому сложное задание или правило. Это помогает укрепить знания объясняющего и развивает уверенность в своих силах у того, кто получает помощь.

Для эффективного формирования навыков учебного сотрудничества в начальных классах учителям следует учитывать несколько важных аспектов. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно в группе. Преподаватель должен поощрять сотрудничество и поддерживать позитивные отношения между учениками. Также в групповой работе каждому ребенку должна быть определена своя роль, что поможет избежать конфликтов и повысит эффективность сотрудничества. Помимо прочего, учитель должен поощрять детей к самостоятельному решению задач и минимально вмешиваться в процесс сотрудничества, чтобы развивать у обучающихся чувство ответственности. После завершения групповой работы необходимо проводить рефлексию, где дети смогут обсудить, что у них получилось, что вызвало трудности и как можно улучшить результаты в будущем.

Таким образом, формирование навыков учебного сотрудничества у младших школьников является важным элементом образовательного процесса. Эти навыки не только способствуют успешной учебной деятельности, но и помогают детям развивать важные личностные качества, такие как ответственность, эмпатия и умение работать в команде. Учителям следует активно внедрять методы и формы работы, направленные на развитие сотрудничества, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

Список литературы

Гузеев, В. В. Методика организации учебного сотрудничества в начальной школе. — М.: Просвещение, 2015.

Сорокина, Е. В. Групповая работа в начальной школе: методические рекомендации. — М.:

Владос

, 2017.

Шклярова

, О. Л. Формирование навыков сотрудничества у детей. — СПб.: Педагогика, 2014.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×