Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников через предметы учебного плана. ☼
Автор: Бодрова Лариса Владимировна
Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников через предметы учебного плана.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических
норм и правил и не свод требований
к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии
является радость творчества.»
В.А. Сухомлинский
• В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
• Ухудшение состояния здоровья школьников - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.
• Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения.
Существуют различные типы технологий:
• Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
• Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
• Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)
• Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Элементы здоровьесберегающих технологий в структуре урока
• положительный эмоциональный настрой на уроке;
• оптимальный темп ведения урока;
• подача материала доступным рациональным способом;
• наглядность;
• смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. п.)
• физкультминутки, динамические паузы;
• дифференцированный подход в обучении;
• групповая работа, работа в парах;
• игра, игровые моменты;
• гимнастика;
• самомассаж, точечный массаж;
• воспитательные моменты на уроке (беседы)
• санитарно-гигиенические условия.
Тематика уроков в начальных классах по формированию здорового образа жизни на уроках окружающего мира.
В учебниках окр.мира прослеживаются следующие темы:
• Личная гигиена
• Режим дня школьника
• Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
• Здоровое питание
• Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой
• Оказание первой медицинской помощи
• Домашняя аптечка и все что связано с лекарствами
• Строение человека, наши органы, сохранение здоровья
• Вредные привычки (курение, наркотики, алкоголь)
На уроках технологии:
Программа предмета «Технология» предусматривает формирование у учащихся принципов здорового образа жизни. Например: при изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. На этих уроках учащиеся узнают о витаминах и минеральных веществах, белках, жирах и углеводах и содержании их в продуктах, о необходимости сбалансированного питания. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
На уроках математики:
• Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении таблицы умножения я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильный пример из таблицы умножения, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильный – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
• Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино. Затем обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
• Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
На уроках русского языка:
• Пословицы и поговорки:
«Здоровье дороже богатства», «Обед без овощей – праздник без музыки»
• Словарная работа: учитель читает загадки, а учащиеся записывают отгадки
• Работа по сюжетным картинкам, составление по ним рассказов, чтение написанных на картинках предложений
• При формировании знаний о здоровье, здоровом образе жизни иногда предлагается в качестве домашнего задания: чтение целенаправленной дополнительной научно – популярной литературы; работу со справочной литературой; подготовку докладов на соответствующие темы; сочинения.
На уроках литературного чтения:
Работа со стихотворением «Овощи» (учащиеся читают)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели за столом –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свекла? Ох!..
Вопрос учителя. Ребята, как вы думаете, кто из овощей лучше, вкусней, нужней? Сообщения учащихся о пользе овощей с заранее подготовленным материалом.
Проектная деятельность:
Проекты создаются по каждому предмету на разные темы, в том числе и о здоровом образе жизни.
Окр.мир – «Школа кулинаров», «Профессии», «Здоровый образ жизни», «Шоколад – польза или вред», «Хлеб всему голова», «Спортивная жизнь моей семьи», «Солнце, воздух и вода», «Бобер – супер зуб»…
Русский язык – «Рассказ о слове», «Однокоренные слова»
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Виды физминуток:
• оздоровительно-гигиенические;
• танцевальные;
• физкультурно-спортивные;
• подражательные;
• двигательно-речевые.
Физминутки помогают:
• снятие усталости, напряжения;
• ослабить утомление на уроке;
• проводить профилактику нарушения осанки;
• поддержание работоспособности, активного внимания
Пальчиковые игры могут помочь:
• подготовить руку к письму;
• развить внимание, терпение;
• стимулировать фантазию;
• активизировать работу мозга;
• научиться управлять своим телом.
Виды пальчиковой гимнастики:
• с предметами;
• массаж рук;
• игры с пальчиками.
Зрительная гимнастика помогает:
• снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
• тренировать вестибулярный аппарат;
• развивать зрительную координацию;
• укреплять глазные мышцы;
• развивать зоркость и внимательность;
• улучшать зрение.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение
здорового образ жизни.
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни
• Готовность ребёнка к школе.
• Режим дня первоклассника.
• Здоровье в руках взрослых.
• Телевизор и компьютер в современном мире.
• Учите детей быть здоровыми.
• Профилактика вредных привычек.
• Что нужно знать о физиологии школьника. Советы на каждый день.