Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование неречевых средств коммуникации, как элемент комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Тахиятуллиа алиса Ринатовна

Дети с особыми образовательными потребностями-нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Есть специальные коррекционные учреждения, где педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории.Такая программа  создана чтобы обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, по возможности ввести его в социум, и ребенок смог жить в дальнейшем самостоятельно.    

    Специфика специальной помощи,прежде всего  оказывают  детям с ограниченными неречевых средств,и это  заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная).      е оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги, социальные педагоги, медицинские работники.    Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. В нашем учреждений, данный момент где я работаю проводим с детьми индивидуальные занятия или в группах    по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекомендаций врачей.    Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры,  форимирование речевых средств и самое главное ориентировка в пространстве.

Проблеме формирования неречевых средств общения как одному из важнейших компонентов коммуникативной деятельности, и этикета неречевого общения в частности, специальных коррекционных учреждения в саду, в школах уделяется большое внимание.

Данный момент я работаю в коррекционном садике с незрячими детьми, до приступления к данной должности  я изучала программы Денискиной Венеры Закировны – коррекционная педагогика и Плаксиной Л.И –программа для слабовидящих детей. И самое главное что я поняла ,что  обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специали­зированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе. У слепого ребенка не­обходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном ми­ре на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориен­тировке в пространстве с опорой на знания, представления и уме­ния, которые они приобретают во время ознакомления с окружаю­щим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельно­сти.

Мы как воспитатели  используем различные методы обследования:

- наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на заня­тиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);
- беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориенти­ровки в домашних условиях);
- педагогический эксперимент (изучение ориентировки в мик­ропространстве).

Мы в саду для  обследования ребенка используются натуральные предметы,их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей,' окружающих ребенка в реальной жизни (мебель,посуда, одежда).
Обследование незрячих дошкольников проводится только в иг­ровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформули­рованными и доступными пониманию ребенка.

Самое главное внимание мы уделяем, чтобы ребенок ориентировался в пространстве. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружаю­щих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.


Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:
- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
- преодоление страха пространства и неуверенности в своих си­лах;
- овладение ориентировкой на своем теле;
- обучение способам и приемам ориентировки в микропро­странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);
- формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;
- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо­гательных средств (трость, звуковые сигналы).
- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
паса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия); .
- развитие движений (сформированное правильной позы, по­ходки при ориентировке и обследовании);
- развитие навыков мобильности (преодоление страха простран­ства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соот­ветствии с выделенными задачами и условиями обучения простран­ственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов.

Также мы с детьми проводим различные игры, чтобы дети лучше ориентировались в пространстве. Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитанияРебенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие между собой педагогов, воспитателей, врачей. Общие требования к играм:                                  - игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;

- при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);

- для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;

- если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;

- заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;

- ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);

- необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.

Например,  игра «Птички»

Данная игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков.

Суть игры: все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся.

Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным коршуном, и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка. И таких игр у нас очень много, и по моим исследованиям эти игры очень помогают детям не только ориентироваться  пространстве, но и общению друг с другом.

Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве,ещё и отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Для развития мелкой моторики мы также проводим различные игры с мелкими предметами  как игра «Золушка». Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.

Также для формирования неречевых средств мы проводим различные беседы, рассказы.А также мы в свое группе с детьми ставим различные театры, дети не только развиваются но и учатся не стеснятся окружающего мира. Дети  учатся разговаривать с интонацией, развиватеся постановки мимики, пантомимики.

Также м с детьми читаем художественные сказки, тем самым у них развиваем память, мышление и пополняем словарный запас.

Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладе­ние ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и пра­вильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих.
Незрячим же детям очень важно прежде всего научиться само­стоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимиче­ские действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведе­нии не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными нерече­выми действиями свое эмоциональное состояние.
Для адекватного же восприятия эмоционального состояния собе­седника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собе­седника

Пожалуйста, подождите.
x
×