Формирование неречевых средств коммуникации, как элемент комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями. ☼
Автор: Тахиятуллиа алиса Ринатовна
Дети с особыми образовательными потребностями-нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Есть специальные коррекционные учреждения, где педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории.Такая программа создана чтобы обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, по возможности ввести его в социум, и ребенок смог жить в дальнейшем самостоятельно.
Специфика специальной помощи,прежде всего оказывают детям с ограниченными неречевых средств,и это заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). е оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги, социальные педагоги, медицинские работники. Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. В нашем учреждений, данный момент где я работаю проводим с детьми индивидуальные занятия или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекомендаций врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры, форимирование речевых средств и самое главное ориентировка в пространстве.
Проблеме формирования неречевых средств общения как одному из важнейших компонентов коммуникативной деятельности, и этикета неречевого общения в частности, специальных коррекционных учреждения в саду, в школах уделяется большое внимание.
Данный момент я работаю в коррекционном садике с незрячими детьми, до приступления к данной должности я изучала программы Денискиной Венеры Закировны – коррекционная педагогика и Плаксиной Л.И –программа для слабовидящих детей. И самое главное что я поняла ,что обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Мы как воспитатели используем различные методы обследования:
- наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);
- беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориентировки в домашних условиях);
- педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве).
Мы в саду для обследования ребенка используются натуральные предметы,их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей,' окружающих ребенка в реальной жизни (мебель,посуда, одежда).
Обследование незрячих дошкольников проводится только в игровой форме, предлагаемые задания, должны быть четко сформулированными и доступными пониманию ребенка.
Самое главное внимание мы уделяем, чтобы ребенок ориентировался в пространстве. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:
- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
- преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
- овладение ориентировкой на своем теле;
- обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);
- формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;
- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).
- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
паса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия); .
- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);
- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соответствии с выделенными задачами и условиями обучения пространственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов.
Также мы с детьми проводим различные игры, чтобы дети лучше ориентировались в пространстве. Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитанияРебенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие между собой педагогов, воспитателей, врачей. Общие требования к играм: - игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
- при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);
- для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;
- если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;
- заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;
- ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
- необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.
Например, игра «Птички»
Данная игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков.
Суть игры: все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся.
Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным коршуном, и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка. И таких игр у нас очень много, и по моим исследованиям эти игры очень помогают детям не только ориентироваться пространстве, но и общению друг с другом.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве,ещё и отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Для развития мелкой моторики мы также проводим различные игры с мелкими предметами как игра «Золушка». Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.
Также для формирования неречевых средств мы проводим различные беседы, рассказы.А также мы в свое группе с детьми ставим различные театры, дети не только развиваются но и учатся не стеснятся окружающего мира. Дети учатся разговаривать с интонацией, развиватеся постановки мимики, пантомимики.
Также м с детьми читаем художественные сказки, тем самым у них развиваем память, мышление и пополняем словарный запас.
Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладение ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и правильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих.
Незрячим же детям очень важно прежде всего научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведении не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
Для адекватного же восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника