Формирование нравственно-экологического отношения к природе | Чачух Марет Мадиновна. Работа №338158. Номер работы: №338158
Аннотация: В статье рассматривается важность изучения предмета "Окружающий мир" в формировании нравственно-экологического отношения к природе у учащихся. Автор подчеркивает, что осознание влияния собственных действий на окружающую среду и развитие ответственности за сохранение природы являются ключевыми аспектами этого процесса.
Ключевые слова: окружающий мир, нравственно-экологическое отношение, природа, ответственность.
Изучение предмета «Окружающий мир» играет важную роль в формировании нравственно-экологического отношения к природе у учащихся.
Лежнева Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2200
Аннотация: В статье рассматривается важность изучения предмета "Окружающий мир" в формировании нравственно-экологического отношения к природе у учащихся. Автор подчеркивает, что осознание влияния собственных действий на окружающую среду и развитие ответственности за сохранение природы являются ключевыми аспектами этого процесса.
Ключевые слова: окружающий мир, нравственно-экологическое отношение, природа, ответственность.
Изучение предмета Окружающий мир играет важную роль в формировании нравственно-экологического отношения к природе у учащихся. В процессе изучения Окружающего мира учащиеся осознают, что их действия и выборы имеют прямое влияние на окружающую среду и будущее планеты в целом.
Первое, что учащиеся узнают, изучая этот предмет, - это понимание того, что природа – это нечто большее, чем просто ресурсы, доступные для потребления человеком. Они учатся ценить и уважать природу, видеть ее красоту и уникальность. Это помогает им развивать нравственные качества, такие как уважение к жизни и умение заботиться о других существах.
Изучение предмета Окружающий мир также помогает учащимся осознать свою ответственность за сохранение окружающей среды. Дети учатся учитывать последствия своих действий на экосистему и принимать решения, которые способствуют сохранению природы. Они знакомятся с понятиями устойчивого развития, экологического следа и другими ключевыми понятиями, которые помогают им строить свою жизнь с учетом экологических принципов.
Основные принципы формирования нравственно-экологического отношения к природе в процессе изучения предмета Окружающий мир включают в себя несколько ключевых аспектов.
1) Осознание важности природы и ее ресурсов для жизни на планете. Учащиеся должны понимать, что все, что нас окружает, имеет свою ценность и необходимо бережно относиться к окружающей среде.
2) Развитие ответственности за сохранение природы. Учащимся нужно показать, что каждый человек несет ответственность за свои действия и их влияние на окружающую среду.
3) Развитии учащихся чувства бережного отношения и уважения к природе. В процессе изучения предмета Окружающий мир важно формировать у детей понимание взаимосвязи всех живых организмов и их неотъемлемой роли в поддержании равновесия в биосфере.
4) Развитии навыков экологического поведения. Учащиеся осваивают практические навыки, необходимые для сохранения природы и ее ресурсов. Это может включать такие навыки, как правильная сортировка отходов, экономия воды и энергии, использование возобновляемых источников энергии и многое другое.
5) Развитием у детей эмоциональной связи с природой. Часто учащиеся мало проводят времени на открытом воздухе, поэтому важно стимулировать их интерес к природе и создавать условия для непосредственного взаимодействия с ней. Это может включать походы на природу, экскурсии в заповедники и парки, участие в экологических проектах и т. д.
Учитель является не только носителем знаний, но и моделью поведения для учеников, поэтому его подход к охране природы и экологическому мышлению имеет большое значение.
Во-первых, учитель должен иметь глубокие знания о природе и экологии, чтобы мотивировать учащихся и расширять их понимание в этой области. Только так он сможет передать свои знания и воспитать интерес у учащихся к окружающей среде.
Во-вторых, учитель должен быть активным участником экологических проектов и мероприятий. Он может организовывать экскурсии в природные заповедники, научные конференции или внеурочные занятия на открытых площадках.
В-третьих, учитель должен поддерживать и поощрять нравственное поведение учащихся в отношении природы. Он может организовывать дискуссии, беседы и проекты, направленные на осознание значимости экологической ответственности и последствий нерационального использования природных ресурсов.
Кроме того, учитель должен внедрять в учебный процесс инновационные методики, способствующие формированию нравственно-экологического отношения к природе. Например, использование интерактивных тренажеров, участие в проектах совместно с экологическими организациями, использование современных технологий для изучения экологии помогут учащимся развить интерес и понимание к окружающей среде.
Использование интегрированных уроков Окружающий мир с элементами нравственного воспитания является необходимой частью деятельности учителя начальной школы. В ходе таких уроков учащиеся знакомятся с различными природными явлениями и объектами, а также с проблемами, связанными с экологическими проблемами. Ученики изучают правила поведения в природе, узнают о способах экологически чистого образа жизни, а также о том, как возможно внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Одним из практических заданий может быть создание маленького экологического проекта. Учащиеся могут разработать план по улучшению состояния природы в своем районе или школьном дворе. Например, они могут провести акцию по очистке местных водоемов или устройству маленького сада на территории школы.
Другим практическим заданием может быть исследование природного объекта. Учащиеся могут выбрать интересующий их природный объект – лес, озеро, реку и провести исследование его состояния. Они могут изучить его экологическую ситуацию, провести сбор и анализ проб воды или почвы, а также наблюдать и изучать животный и растительный мир.
Важным элементом развития нравственно-экологического отношения к природе являются экскурсии и посещение экологических мероприятий. Учащиеся могут посетить заповедник, музей природы или принять участие в экологической акции.
Таким образом, практические задания и проекты играют важную роль в формировании нравственно-экологического отношения к природе учащихся. Эти задания позволяют учащимся активно взаимодействовать с окружающей средой, развивать экологическую грамотность и осознанность своих действий, а также формировать уважительное и бережное отношение к природе.
Список литературы
Лебедев, В. В. "Экологическое воспитание школьников". Москва: Педагогика, 2010.
Смирнова, О. Н. "Экологическое воспитание школьников в рамках предмета Окружающий мир". Москва: Просвещение, 2017.
Петров, И. И. "Экология и нравственность: взаимосвязь и взаимодействие". Москва: Академия, 2015.