Формирование нравственности на уроках русского языка и литературы | Дуброва Екатерина Владимировна . Работа №338945
Аннотация. Статья рассматривает роль русского языка и литературы в формировании нравственности учащихся. Автор объясняет, как анализ текстов, дискуссии, внеурочная работа и посещение культурных мероприятий способствуют развитию у школьников этических ценностей, таких как доброта, справедливость, толерантность и сострадание. В статье также подчеркивается важность интеграции нравственного воспитания в образовательный процесс.
Ключевые слова: нравственность, этические ценности, внеурочная работа, русский язык и литература.
Формирование нравственности является одной из ключевых задач образования. Оно направлено на развитие учащихся не только как интеллектуальных, но и моральных личностей. Несомненно, что русский язык и литература играют значительную роль в этом процессе. Уроки по этим предметам предоставляют широкие возможности для обучения доброте, справедливости, толерантности и другим ценностям.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дуброва Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово – Ивановка»
Аннотация. Статья рассматривает роль русского языка и литературы в формировании нравственности учащихся. Автор объясняет, как анализ текстов, дискуссии, внеурочная работа и посещение культурных мероприятий способствуют развитию у школьников этических ценностей, таких как доброта, справедливость, толерантность и сострадание. В статье также подчеркивается важность интеграции нравственного воспитания в образовательный процесс.
Ключевые слова: нравственность, этические ценности, внеурочная работа, русский язык и литература.
Формирование нравственности является одной из ключевых задач образования. Оно направлено на развитие учащихся не только как интеллектуальных, но и моральных личностей. Несомненно, что русский язык и литература играют значительную роль в этом процессе. Уроки по этим предметам предоставляют широкие возможности для обучения доброте, справедливости, толерантности и другим ценностям.
Во время уроков русского языка и литературы ученики знакомятся с произведениями классической и современной литературы, где часто затрагиваются вопросы этики и морали. Анализ текстов позволяет детям осознать различные поступки персонажей и оценить их соответствие нравственным принципам. Кроме того, на уроках активно применяются методы дискуссии, групповой работы, что способствует формированию этического мышления учащихся.
Однако формирование нравственности должно происходить не только на уроках, но и во внеурочное время. Для этого можно проводить круглые столы, чтение художественных произведений вслух или обсуждение фильмов с высокой этической составляющей. Внеурочная работа также может быть направлена на развитие эмпатии, помощи ближнему и другим добрым поступкам. Таким образом, формирование нравственности должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся с произведениями классической и современной литературы, которые несут в себе глубокие нравственные ценности. Через образы героев и развитие сюжета, школьники воспринимают уроки добродетели, сострадания, чести, справедливости, труда и ответственности. Открывая для себя разные мировоззрения и этические нормы, они учатся анализировать и обосновывать свои моральные принципы.
Русская классическая литература, такая как произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других выдающихся писателей, стала неотъемлемой частью учебного процесса. В произведениях этих авторов изображены разные типы нравственности и поведение героев в сложных жизненных ситуациях. Ученики учатся рассматривать мотивы и поступки персонажей, понимать их душевные конфликты и нравственные уроки, которые вмещены в этих произведениях.
Во внеурочное время учащиеся читают художественную литературу по своему выбору, обсуждают прочитанные произведения с товарищами. Читая книги о добре, дружбе, чести, они развивают свои нравственные взгляды и убеждения, учатся сопереживать героям, анализировать и обсуждать различные ситуации. Также, школьные библиотеки и клубы книголюбов предоставляют материалы, которые стимулируют формирование нравственных качеств и ценностей.
Одним из способов влияния внеурочных мероприятий на формирование нравственности является организация посещения театров, музеев и выставок. Посещение театра позволяет детям увидеть на сцене произведения классической литературы, в которых затрагиваются важные моральные вопросы. Это помогает школьникам понять, что правдивость, честность, сострадание и другие добрые качества являются важными составляющими человеческой жизни.
Организация посещения музеев и выставок способствует знакомству с произведениями искусства, в которых заключена этическая ценность. Школьники могут видеть работы известных художников, где отображены идеалы красоты, сострадания и уважения к природе и людям. Такие посещения позволяют детям расширить свою эстетическую и этическую культуру.
Кроме того, организация диспутов, конкурсов эссе и презентаций на различные темы, связанные с нравственностью и этикой, также способствуют формированию нравственных ценностей у школьников. В этих активностях дети имеют возможность проявить свое критическое мышление, аргументированно высказать свое мнение и обсудить различные этические дилеммы с товарищами.
Внеурочные мероприятия также включают чтение и обсуждение художественной литературы, которая содержит глубокие моральные смыслы. Зная о том, что герои книги рисковали своими жизнями, проявляли мужество и справедливость, ученики подражают примеру героев и воплощают эти ценности в своей жизни.
Основные принципы обучения русскому языку и литературе с учетом нравственного воспитания включают в себя создание учебной среды, способствующей формированию нравственных ценностей у учащихся. Это достигается через внедрение в учебный процесс литературных произведений, в которых затрагиваются вопросы нравственности, этика и мораль, а также через обсуждение этих тем на уроках.
Принципы также включают в себя активное привлечение учащихся к дискуссиям, анализу художественных произведений и поиску в них моральных уроков. Важно избегать пропаганды односторонних взглядов и учить учащихся критически мыслить, анализировать информацию и выстраивать собственную точку зрения на основе моральных норм и ценностей.
Таким образом, уроки русского языка и литературы имеют важное значение в формировании нравственности учащихся. Они помогают не только развивать эстетическое восприятие мира, но и предоставляют уникальную возможность соприкоснуться с высокими нравственными и этическими ценностями русской литературы. Внеурочное время также играет не менее важную роль в формировании нравственности, через чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного.
Список литературы
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М Кондаков, Тишков В. А.. М. : Просвещение, 2009. – 5 с.
Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. – (Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания). – 2008. – № 9. – 13-20 с.