Формирование нравственной культуры будущих педагогов | Успенский Иван Юрьевич, Куранбаев Фозилбек Султанназарович. Работа №330138
Развитие педагогики как науки тесно связано с изучением влияния различных сфер жизнедеятельности человека на процесс его воспитания: культуры, религии, политики, экономики, образования.
Согласно культурно-исторической теории развития личности, успешность воспитания как процесса формирования важных личностных качеств индивида зависит от социальной ситуации его развития, содержательное наполнение которой представлено в культурных традициях, нравственных нормах, моделях обучения или образцах экономического, религиозного, политического поведения.
В системе высшего образования часто предметом дискуссии является вопрос о роли тех или иных личностных качеств[4], особенностей в профессиональном становлении педагога, а также - возможностях, условиях их совершенствования с учетом тенденций развития общества.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Автор статьи: Успенский Иван Юрьевич- учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №168 Чиланзарского района, города Ташкента.
Соавтор: Куранбаев Фозилбек Султанназарович- заместитель директора по духовно-просветительской работе средней общеобразовательной школы №168 Чиланзарского района, города Ташкента.
Развитие педагогики как науки тесно связано с изучением влияния различных сфер жизнедеятельности человека на процесс его воспитания: культуры, религии, политики, экономики, образования.
Согласно культурно-исторической теории развития личности, успешность воспитания как процесса формирования важных личностных качеств индивида зависит от социальной ситуации его развития, содержательное наполнение которой представлено в культурных традициях, нравственных нормах, моделях обучения или образцах экономического, религиозного, политического поведения.
В системе высшего образования часто предметом дискуссии является вопрос о роли тех или иных личностных качеств[4], особенностей в профессиональном становлении педагога, а также - возможностях, условиях их совершенствования с учетом тенденций развития общества.
По мнению ряда авторитетных философов, педагогов, ученых, чьи имена являются знаковыми в истории развития педагогической мысли (Я.А. Коменский, И.Кант, В.О.Ключевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), одним из таких качеств является нравственность.
Нравственная культура педагога является более сложным феноменом, который является результатом синтеза его нравственности и культуры.
Шевченко Л.Л.[8] считает, что нравственная культура педагога есть система таких характеристик его личности как:
1) культура этического мышления (способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы в педагогической деятельности);
2) культура чувств (способность к моральному резонансу с детьми, сопереживанию детскому миру и др.);
3) культура поведения, характеризующая конкретный способ реализации в педагогической практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка;
4) этикет как соответствие форм, стиля, методов, средств взаимодействия с детьми моральным нормам и правилам.
Первым этапом формирования этой культуры является развитие нравственных чувств педагога, в первую очередь, любви к детям и умения ее проявления в педагогически целесообразных формах. Далее следует формировать ответственность за жизнь и здоровье детей (физическое, психическое, нравственное); терпимость, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, самоотдачу, доверие, способность к моральному резонансу с детьми и способность к сопереживанию детскому миру.
Данное мнение созвучно рассмотрению нравственности как личностной, интегративной характеристики педагога, составляющими которой являются: доброта, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм [5,c.251]; основы гуманности как осознанного и сопереживаемого отношения к человеку как высшей ценности[5,c.254]. Наличие этого качества у педагога является непременным условием его развития у детей.
Известный педагог современности Ш.А. Амонашвили в книге «Духовная основа образования»[1] , рассуждая об учителе, указывает на ценность любви и доброты, творчества и новизны, интуиции и мудрости, оптимизма и терпения, мужества и преданности, понимания своего учительского величия и скромности [там же].
Педагог, по мнению Ш.А. Амонашвили, «должен из урокодателя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учёбы и жизни, сотрудничать с учеником» [1]. Поэтому для него педагогика – высшее искусство.
Так же Ш.А. Амонашвили пишет: «Нельзя воспитать нравственность, будучи безнравственным». Отсюда важна необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: «Уча — учимся», «Воспитывая — воспитываемся», «Образовывая — образовываемся сами» [там же].
Заслуживает внимания в контексте данной статьи и педагогический опыт известного русского историка, священнослужителя и педагога В.О.Ключевского, у которого есть много высказываний о нравственности и русской культуре. Например, он считал, что нравственное чувство есть чувство долга [6]. Весьма актуально другое мнение В.О.Ключевского:
«Неокрепшая голова (о ребенке) особенно легко гнется под влиянием неприятных, тяжелых обстоятельств: тут нужно поддержать, ободрить ее, и она будет свободно и легко развиваться»; «Дома дитя привыкает понимать и любить своих, в школе – приучается жить с чужими,… учится превращать чужих в своих ближних»[6].
Отметим, что авторитетность представленных мнений о нравственности как важной личностной особенности учителя доказана временем, многолетней педагогической практикой.
Одним из базовых понятий действующей стратегия образования в современной России является компетенция. Она, по мнению А.А. Деркача, может существовать в виде деятельности (отлично от знаний); применяться к решению различного рода задач в различных ситуациях (отлично от умений); осознаваема (отлично от навыков); базируется на знаниях, умениях и навыках; формируется посредством применения активных и интерактивных методов работы [2,с.192-193].
Анализ содержания образовательных стандартов высшего образования показал, что компетенций, направленных на формирование нравственной культуры педагога немного. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) Психолого- педагогическое образования (44.03.02), в интересующем нас контексте, требует развития следующих компетенций:
-способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
-способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
-способность к самоорганизации и саморазвитию посредством применения законов развития современной социальной и культурной среды, овладения моральными нормами и основами нравственного поведения, выполнения научного исследования;
-способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики [7,с.8-9].
Содержательной основой данного процесса может быть изучение таких учебных дисциплин как философия, история, культурология, политология, социология, педагогика, основы педагогического мастерства, менеджмент, профессиональная этика, а также история педагогики, философия образования, технологии решения педагогических задач, методология и методы научного исследования и т.п. с применением интерактивных методов.
Так знакомство с философскими основами нравственности целесообразно осуществлять через инициирование персонального участия студентов в обсуждении различных нравственных концепций. На этой основе приобретается опыт нравственных суждений с опорой на философские знания, которые становятся основой формирования профессиональной позиции. Изучение истории в таком контексте требует изучения не только конкретных исторических фактов, событий, но и поиска причин морально-нравственного характера, которые мотивировали поведение конкретных личностей. Анализ теории и практики менеджмента, моделирование различных управленческих ситуаций позволят будущему педагогу научиться принимать решения, руководствуясь соответствующими морально-нравственными нормами. Фундаментальность таких норм станет предметом обсуждения в рамках дисциплины «Профессиональная этика». Актуализация культурных ценностей, традиций, достижений позволит студенту получить важный для формирования его нравственных чувств опыт эмоционально-нравственных переживаний, например, в ходе просмотра документальных фильмов, экскурсий в режиме реального времени. В качестве дисциплины по выбору может быть предложен для изучения курс «Религиоведение», в содержании которого должен быть представлен детальный анализ духовно-нравственных норм, ценностей представителей различных религиозных конфессий. Организация и проведение студентами- педагогами социологических исследований мнений представителей различных социальных групп, общностей о нравственности, ее ценности для современных людей может стать важным этапом в формировании их научного мировоззрения, понимании фундаментальной ценности нравственной культуры человека.
Считаем, что особая роль в этом процессе должна выполняться педагогикой, в которой нашли отражение самые выдающиеся примеры нравственных поступков, проявления нравственных чувств, нравственного служения представителей этой профессии независимо от исторической эпохи, национальной принадлежности. Изучение таких примеров, как правило, имеет положительный эффект для профессионального развития студентов.
Далее обратим внимание на некоторые модели, формы и методы подготовки будущих учителей, применение которых способствует успешному формированию их нравственной культуры.
В первую очередь, это касается модели сотрудничества между различными субъектами образовательной деятельности (студентами и преподавателями, учителями и студентами, студентами и учащимися), при наличии уважения, ответственности, понимания, готовности принимать совместные решения. Важнейшим методом работы в таких условиях является диалог[3], творческий обмен мнениями. Однако не все, по разным причинам, готовы к реализации данной модели, особенно - в постоянно изменяющихся условиях: корректируется содержание образования, обновляются требования к результатам деятельности обучающегося и обучаемого, в том числе – с экономической точки зрения.
Другим вариантом является модель конструктивного взаимодействия участников образовательной деятельности, согласно которой, даже в конфликтных ситуациях, осуществляется поиск ресурсов для сохранения отношений, решения поставленных задач, посредством обращения к нормам этики и нравственности.
Имеет место и конформная модель взаимодействия: один или несколько субъектов считают несущественными некоторые проблемы, недостатки, ошибки в достижении поставленных целей, нарушая при этом этические, нравственные нормы профессиональных отношений.
Формирование опыта анализа и моделирования указанных вариантов взаимодействия участников образовательной деятельности необходимо рассматривать как важный элемент профессиональной подготовки учителя в контексте развития соответствующих компетенций. Применение современных информационных технологий может существенно повысить эффективность данной работы посредством корректного отбора информационных ресурсов (текстов, видеосюжетов) преподавателем, студентом по различным критериям для решения различных задач.
Например, при разработке презентации по какой-либо теме делается акцент на одних особенностях личности педагога, а при устном ответе- на других, новых; в самостоятельной работе студент выделяет одни аргументы в защиту своей позиции, при обсуждении - дополняет ее другими. Так формируется способность к самоорганизации и саморазвитию, ответственному и качественному выполнению поставленных задач.
Подтверждением объективности наших рассуждений являются результаты проведенного нами мини-исследования мнений студентов о роли некоторых качеств педагога в его профессиональной деятельности на занятиях по педагогике. С этой целью им было предложено выполнить письменные задания-ситуации, в которых необходимо изложить свою точку зрения - ответ на поставленный вопрос.
Далее представим эти задания и полученные результаты.
Ситуация для размышления и выбора 1.«Каким качествам личности педагога Вы отдадите предпочтение: вера в добро, отзывчивость, стремление понять и помочь ученику преодолеть трудности обучения или, наоборот, эгоистичность, отсутствие стремления понять и помочь обучаемому в преодолении трудностей?»
Результаты: все студенты (52 человека) сделали выбор в пользу «первого» набора качеств. Значит, формирование нравственной культуры будущих педагогов – архиважная и актуальная задача современного образования. У них есть личностный потенциал для ее решения.
Ситуация для размышления и выбора 2. «Как Вы считаете, что в нашей жизни педагогу «второго» типа мешает развивать в себе качества «первого» типа? Укажите эти факторы, причины».
Анализ эмпирического материал, полученного при выполнении второго задания, и обобщение его результатов, позволили нам прийти к следующим выводам:
1. Необходимо активизировать воспитательную работу с будущими педагогами (53 %), особенно, по развитию ответственности (21 %).
2. Подготовка учителей должна способствовать формированию устойчивой профессиональной мотивации (50 %).
3. Факторами «риска» являются отсутствие любви к детям (19 %);неадекватная самооценка (17 %); неуважение к труду учителя (11 %).
4. Некоторые студенты обратили внимание на такие явления как злость, эгоизм, снижение ценности живого общения, издержки современного воспитания и новых образовательных технологий.
При написании эссе на тему «Педагогические идеи… и их значение для современности» (в рамках одного из туров педагогической олимпиады) все участники конкурса проанализировали нравственную составляющую профессиональной деятельности конкретного педагога.
В заключение отметим, что активная работа по формированию нравственной культуры педагога в системе высшего образования, изучению позитивных и негативных факторов ее развития является фундаментальной основой сохранения гуманистической традиции в образовании и человеческой цивилизации. Благодаря этой традиции интерес к образованию, сохранение потребности в приобретении разнообразных знаний, опыта, компетенций будет иметь место у людей всегда, независимо от состояния здоровья, этнической или религиозной принадлежности, политических взглядов, экономического положения и социального статуса. У каждого человека заложены природой потребности в познании, любви, уважении, положительных эмоциях. Главная задача педагога – их сохранить, приумножить посредством нравственного, гуманного отношения к ученику.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://royallib.com/read/amonashvili_shalva/duhovnaya_osnova_ob azovaniya.html (дата обращения: 14.06.16).
2. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие/А.А.Деркач, Е.В. Селезнева.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2007.-248 с.
3. Лапыко Т.П. Диалог преподавателя и студента в научно- исследовательской работе //Материалы международной научно-практической конференции "Технологии активного обучения в профессиональном образовании», 25-26 ноября 2011 г. Брянск, «Курсив», 2011.С.350-354.
4. Лапыко Т.П. Личностная составляющая формирования общекультурных компетенций в высшем профессиональном образовании // Проблема формирования общекультурных компетенций в профессиональном образовании: Материалы научно-практической конференции, 23 – 24 ноября 2012 г. /Под общ. редакцией М.С. Сидориной. Издано на средства внутривузовского гранта НИР № 64-К. – Брянск: Ладомир, 2012.– 317 с. - с.214- 217.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. – С.251.
6. Ключевский В.О.О нравственности и русской культуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/klyuchevskiy_vasiliy/o_nravstvennosti_i_rus skoy_kulture.html (дата обращения: 14.06.16).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавр) 44.03.02 Психолого- педагогическое образование. Утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации 14.12.2015 № 1457. С.8-9.
8. Шевченко Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: