Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста | Наталия Николаевна Иванова. Работа №352146

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с грубостью, равнодушием, эгоизмом, обманом, агрессивностью, что отрицательно сказывается на воспитании наших детей.       Поэтому очень важно в наше время приобщить детей к моральным ценностям, воспитать ребенка совестливым, милосердным, мыслящим, умеющим прощать обиды, поступать честно, конечно же способствовать развитию привязанности к родному дому, семье, воспитывать интерес к народным традициям и обычаям. Именно традиции являются связующим звеном поколений.

 

 

Формирование нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с грубостью, равнодушием, эгоизмом, обманом, агрессивностью, что отрицательно сказывается на воспитании наших детей.

Поэтому очень важно в наше время приобщить детей к моральным ценностям, воспитать ребенка совестливым, милосердным, мыслящим, умеющим прощать обиды, поступать честно, конечно же способствовать развитию привязанности к родному дому, семье, воспитывать интерес к народным традициям и обычаям. Именно традиции являются связующим звеном поколений.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.

ФОП ДО ставит одной из основных целей - приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитание любви к истории и культуре своей страны, малой родине и семье.

Основные цели духовно-нравственного воспитания в ДОУ -формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.

И моя основная задача, как педагога – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно вместить в деятельность детского сада. Поэтому, я отобрала те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в воспитательно-образовательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.

Для этого я работу с детьми разбила на модули.

Модуль 1. «Фольклор»

Модуль 2. «Народные праздники»

Модуль 3. «Народные игры»

Модуль 4. «Народная игрушка»

Модуль 5. Музейная педагогика»

 

 Фольклор является ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности.

Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь: в труде, на празднике в быту.

Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится.

Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.

Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных, они делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Для более глубокого ознакомления со сказками мы проводим инсценировки с детьми, драматизации сказок, показ различных видов театров, организуем выставку рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», организуем выставки книг: «Русские народные сказки».

Модуль «Народные праздники».

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Они объединяют в себе почти все элементы народной культуры: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность; они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. Среди них на первом месте стоят весенние праздники- Пасха, Свистунья (Закличка жаворонка)

 

Зимой – Рождество, Сретение, Масленица

Осенью – Покров, Осенины

Народные праздники, которые мы организуем в детском саду,  дают возможность детям прикоснуться к русской национальной культуре. На празднике дети демонстрируют те знания и опыт, которые они получили на занятиях.

Модуль «Народные игры». Привить детям любовь к традициям своего народа помогают игры. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе. Также мы знакомим с играми народов Поволжья.

Игра на народных инструментах создает предпосылки для приобщения детей к культурным ценностям своего народа, их изучения и творческого освоения. Народные инструменты оказывают влияние на воспитание чувства любви к самобытной культуре своего народа.

Модуль «Народная игрушка» Одним из средств передачи культуры русского народа является народная игрушка. Она учит понимать историю русского народа. В русской культуре вместе с праздниками, фольклором большое место занимает тряпичная кукла. Тряпичная кукла сопровождала ребенка с его рождения. Благодаря играм с куклами дети учились шить, вышивать, прясть. У детей воспитывались: бережливость, усидчивость, любовь к ближним.

С младшего возраста знакомим с русской народной игрушкой – матрешкой. Дети с удовольствием рассматривают и играют в нее. Знакомим детей с историей возникновения матрёшки, с цветовой гаммой, со свойствами и качествами данной игрушки, отгадываем загадки о матрешках, проводим дидактические игры.

Дымковская глиняная игрушка привлекает детей именно своей яркостью и оригинальностью. Дымковские игрушки, или как любовно называют их – дымка, просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации по мотивам дымки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувство окружающего мира.

Модуль «Музейная педагогика» Тамара Семеновна Комарова подчеркивала, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы.

В нашей группе оформлен уголок «Вещей забытых красота», где собраны предметы старины и быта крестьян, предметы народного промысла.

При ознакомлении с предметами старины и демонстрации их использования детям дошкольного возраста подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами: чугунный утюг на углях -электрический утюг. Использование таких занятий позволяет не только обучать детей, но и развивает познавательную активность детей, так как им самим нужно догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки. Кроме того, дети учатся аккуратно обращаться с предметами старины, делиться своими впечатлениями об увиденном.

Очень важное условие нравственного воспитания – тесная взаимосвязь с родителями. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Так в наше группе состоялся мастер-класс с родителями по изготовлению куклы-оберега. В рамках данного мастер-класса  мы показали, как создать свою, неповторимую, теплую, настоящую куклу-оберег. Куклы-обереги дарили на счастье, и делали именно с этой целью, чтобы они оберегали, хранили и радовали. Родители с удовольствием погрузились в атмосферу творчества.

Так же в нашей группе прошло мероприятие с родителями и детьми «Ознакомление с праздником – Сретение». Детишки с родителями узнали об истории этого дня и о традициях наших предков, сыграли в хороводную игру «Жаворонок». После беседы слепили из соленого теста жаворонков. Затем вместе пили чай, делясь добрыми впечатлениями и планами на будущее.

Родители нашей группы подготовили и показали детишкам инсценировку любимой сказки «Теремок». Артисты были очень эмоциональны, с большим удовольствием перевоплощались в персонажей сказки. Их выступление было выразительным и ярким, поэтому дети смотрели спектакль, затаив дыхание.  Так же наши родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для выступления, для драматизации сказок.

Детский сад пытается восполнить пробел в знаниях родителей о прошлом русского народа, с опытом воспитания детей в русской семье, используя групповые родительские собрания, консультации, оформление выставок, а также им предлагается список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме.

Таким образом, приобщение детей к русским народным традициям в нашем группе происходит в доступной, системной форме, а не в отрывочной работе, что позволяет создать яркие образы, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

 

Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша важная задача. Главное наше достояние - это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×