Формирование нравственных качеств школьников средствами литературной сказки | Арисова Наталья Сергеевна. Работа №223778
Автор: Арисова Наталья Сергеевна
В статье описывается педагогический опыт при работке внеурочного мероприятия, посвященного литературной сказке В. Гауфа "Холодной сердце"
УДК 378.2
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
Арисова Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
natusyakis@rambler.ru
«Лучше довольствоваться малым, чем иметь богатство, но холодное сердце»
В. Гауф, «Холодное сердце»
Литературная сказка – это один из самых популярных и любимых жанров на уроках литературы. В них отражены лаконичные, емкие и выразительные характеры, тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – открытый, добрый и мудрый
Формирование положительных нравственных качеств у школьников среднего возраста с помощью литературных сказок является тяжелой, трудоемкой, но в тоже время интересной работой. Авторская сказка требует от юного читателя особенных качеств, которые включают: творческое воображение, развитую наблюдательность, ощущение образного слова, осмысления внутренних психологических мотивов в поведении героев. Все перечисленные качества образуют суть нравственного воспитания и выработки положительных качеств в личности ребенка. Такое восприятие вырабатывается вследствие обширного знакомства с художественной литературой, освоения нужных знаний, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений, именно поэтому в формировании положительных нравственных качеств важна обдуманная работа с литературной сказкой.
Выбранная нами тема актуальна, так как во все века люди ценили положительные нравственные качества. Нравственное воспитание через художественную литературу, является главной составляющей в развитии человечества.
Духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения средствами дидактической сказки занимались зарубежные и русские ученые и писатели Б. Спиноза, И. Кант, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, Л.Н. Толстой целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов (Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин), а также субъективный подход к воспитательному процессу, ориентирующий взгляд на ребёнка как на субъект воспитания (Г.С. Батищев, Я.А. Коменский).
С точки зрения педагогики литературная сказка – это прекрасный арсенал идей, методов и способов для формирования нравственных качеств подрастающего поколения, это вызывает большой интерес у преподавателей, воспитателей, психологов. Духовно-нравственный потенциал фольклорный и авторских сказок отмечен в следующих работах. Сказка как средство воспитания старших дошкольников, рассмотрена в работе Е.В. Лопатиной Духовно-нравственный потенциал сказки, рассмотрен у С.А. Заикиной, проблемы современной литературной сказки и детской субкультуры изучены Т. Масловой, В.Г. Калинина изучила литературные сказки с точки зрения духовной культуры работа посвящена сказкам Пушкина – основа формирования духовно-нравственного воспитания, М. Хахалева проанализировала сказки, как средство формирования духовно нравственной культуры человека. Авторы, всех работ отмечают, что сказки - это огромный пласт для нравственной культуры человека, который учит детей правильно разбираться в жизни и прививает положительные стороны характера.
Объект исследования – формирование нравственных качеств школьников среднего возраста.
Предмет исследования – влияние авторской сказки В. Гауфа «Холодное сердце» на формирование нравственных качеств у школьников среднего звена.
Цель исследования – формирование нравственных качеств школьников среднего возраста средствами литературной сказки В. Гауфа «Холодное сердце».
Гипотеза исследования. Формирование нравственных качеств у школьников среднего звена средствами литературной сказки будет результативнее, если оно организовано следующим образом:
о
рганизация работы с текстом и
и
спользование словаря для пои
ска и уточнения научных понятий;
инсценировка литературной сказки;
о
бсуждение по итогам анализа сказки
.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятия морали и нравственности,
определить
специфику нравственных ценностей;
выявить особенности
литературной сказки
как важного средства обучения и воспитания школьников
и
рассмотреть
литературную сказку
В.
Гауфа
«Холодное сердце»
как
отдельный
жанр, выявить ее основные особенн
ости, в формировании нравственных ценностей
.
Раз
ра
ботать и реализовать педагогические условия формировани
я
нравственных каче
ств шк
ольников среднего возраста средствами литературной сказки В.
Гауфа
«Холодное сердце».
В ходе анализа понятий «мораль» и «нравственность» было определено, что «мораль – это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность» и «нравственность – это внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.1
Специфика нравственных ценностей школьников среднего возраста заключается в том, что именно с этого возраста начинает формироваться будущая взрослая личность. Закладываются серьезные интересы, которые останутся в будущем и повлияют на выбор профессии. Литературная сказка «Холодное сердце» позывает становление главного героя как личности и тот путь, который Петер Мунк избирает в дальнейшем. Поэтому это произведение так актуально до сих пор.
Особенности литературной сказки как важного средства обучения и воспитания школьников:
Общие особенности – отражает воззрения людей, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные и авторские сказки весьма разнообразны.
Частные особенности – опора на фольклорные традиции, присутствие игрового начала, наличие «образа автора», сочетание реального и фантастического времени, объем произведения, психология героя, духовно-нравственные качества.2
Литературная сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» знакома большинству школьников задолго до ее изучения. Это, с одной стороны, упрощает дело, а с другой – усложняет: непросто удержать интерес детей, превратить знакомство с хорошо известным произведением в праздник открытия нового и творчества. Для этого нужно найти какие-то оригинальные пути, основанные на творческом подходе, которые разбудят детскую фантазию, а она в свою очередь, станет средством более глубокого вдумчивого анализа произведения. Но при этом стоит учитывать педагогическую сторону сказочного материала, что сказка будет формировать нравственные качества школьников, которые в современном и изменяющемся мире имеют огромную ценность. Сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» уже своим названием говорит о том, что работа над ней потребует большой внимательности, отзывчивости, чуткости, понимания, сердечности и понимания ее не только на уровне интеллекта, но и на уровне сердца, чувств.
Педагогические условия, которые были созданы для формирования положительных нравственных качеств школьников в ходе изучения сказки В. Гауфа «Холодное сердце»:
И
спользование
«Толкового словаря» под редакцией Ожегова
для поиска и уточнения
научных понятий.
Инсценировка литературной сказки, которая помог
ла
детям полностью раскрыть свои творческие способности как актеров, сценаристов и режиссеров.
Организация работы с текстом: в
ыразительное чтение
, метод пересказа. Это позволило
передать иллюзорность мира сказок, где нужна правильная интонация, четкая дикция и возможность передать сказочный мир произведения
и дало
возможность работать с анализом
текста, умением своими словами передать содержание литературной сказки.
Обсуждение
по итогам
анализ
а
сказки
В.
Гауфа
«Холодное сердце»
, где каждый учащийся
высказал
собственное мнение.
Данное произведение было включено во внеклассное чтение, на занятиях в литературных кружках. Смысл сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» достаточно глубок, она учит юного читателя, тому, что настоящее счастье нельзя купить ни за какие сокровища. Не убивать в себе человечность, помогать нуждающимся в этом людям. Показывает, что самое главное богатство у человека находится внутри него самого. Если твое сердце живое, если оно может любить, сочувствовать, переживать, все краски жизни засверкают перед тобой, даже если ты беден. Но если же у тебя нет сердца, ты никого не любишь, тебе не помогут даже все сокровища мира.3
Поэтому на изучение сказки в деятельности литературного кружка было выделено два часа учебного времени, при этом применялись различные формы работы, которые были направлены на формирование положительных нравственных качеств учеников среднего школьного возраста.
Первое занятие по творчеству В. Гауфа было посвящено биографии, истории создания сказки «Холодное сердце».
Первый этап был направлен на подготовку индивидуального сообщения по творчеству Вильгельма Гауфа, а так же знакомство с историей создания сказки «Холодное сердце». Стоит отметить, что основная мысль произведения - радоваться тому, что имеешь.
Затем был переход к анализу произведения: Учитель спрашивал: Кто из персонажей в сказке «Холодное сердце» является представителями «горячего» и «холодного» сердца?
Учащиеся отмечали, что представителями «горячего» сердца в сказке Гауфа являются:
сам Петер Мунк, его мать (до того
момента, как они разбогатели);
жена Петера Мунка –
Лизбет
, которая помогала нищим людям;
добрые люди, которые не бросили в беде мать Петера, когда он ос
тавил её без своей помощи;
Стеклянный Человечек (хоть он и не совсем человек, а добрый лесной дух): он не только помогает добрыми делами Петеру, но и пытается учить его тому – что хорошо и что плохо в этой жизни.
Представители «холодного» сердца:
Петер Мунк (после того, как он разбогател),
толстый
Эзехиль
– карточный игрок, в кармане которого
никогда не переводились деньги;
король
танцев, длинный и худой
Шлукер
;
Голландец-
Михель
, который забирал в обмен на деньги у людей горячие сердца.
Учитель спрашивал, что объединило этих людей? Какие отрицательные нравственные качества объединили этих людей?
Учащиеся отмечали, что этих людей объединяло одно: их непомерная жадность и бессердечие к людям.
Второй этап занятия был направлен на восприятие текста произведения «Холодное сердце». В начале этого этапа была проведена фронтальная беседа с классом, которая включала в себя следующие вопросы:
Можно ли сказать, что сказка «Холодное сердце» - это размышление о добре и зле, о справедливости?
Кто в сказке воплощает в себе зло, а кто добро?
Похож ли Петер Мунк на традиционного сказочного героя?
(выявление сходств и различий)
Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Используя «Т
олковый словарь
»
под редакцией Ожегова
дайте определение с точки зрения биологии и точки зрения нравственных качеств:
Центральный орган кровеносной системы в виде мускульного мешка, располагающийся в левой стороне груди человека.
О душевных качествах, характере человека; о человеке как носителе каких-либо свойств, черт характера. О способности сильно, горячо чувствовать, любить; о добром, мужественном, прямодушном характере человека. Ангельское, бескорыстное.
Работа со словарем синонимов. Учитель давал задание подобрать синонимы к слову «холодное» - равнодушное, бесчувственное, злое, каменное.
Каким сердцем должен обладать настоящий герой? Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?
Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова понятия «мораль» и «нравственность».
«Мораль»:
1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали.
2. Логический, поучительный вывод из чего-н. Отсюда м.: так поступать не годится. М. басни.
«Нравственность»:
Внутренние
-
духовные и душевные
-
качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
А когда в сказке «Холодное сердце» главный герой поступил безнравственно, вопреки морали?
А как Вы думаете, есть ли сегодня такие люди, которые могут поступить так же безнравственно со своими близкими людьми, как Петер Мунк?
А смогли бы Вы простить такого человека? И, что нужно ему сделать, чтобы исправиться?
Анализ первой части сказки «Холодное сердце», включал выразительное чтение начала сказки.
Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?
Кто населяет эти края? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали?
Почему Петер Мунк стесняется своего ремесла? Чем измеряет он счастье и почет?
Есть ли в селении такие люди? Как относятся к ним окружающие?
О чем мечтает Петер? Каким способом он хочет разбогатеть? Есть ли другие способы разбогатеть? Почему герой выбирает самый простой?
К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах? Почему герой отказывается от помощи
Михеля
-великана?
Следующий этап – это была инсценировка финального эпизода встречи Петера со Стеклянным человечком.
А затем фронтальная беседа по данному фрагменту:
Почему Стеклянный Человечек то и дело называет Петера глупцом?
Какие советы дает он герою? Послушался ли их Петер? Изменился ли характер героя?
Почему помощь Стеклянного Человечка не принесла Петеру счастья? Кого винит герой в своих неудачах?
Второе занятие по «Холодному сердцу» начиналось с выразительного чтения фрагмента встречи Петера и Великана Михеля.
Анализ второй части «Холодное сердце» включало выразительное чтение и фронтальную беседу с учащимися:
Почему Петер обращается за помощью к великану?
Какую цену назначает
Михель
? Что, по мнению великана, мешает человеку обрести долгожданное счастье?
Чьи сердца хранятся у
Михеля
? Кто такие судейские, ростовщики, скупщики?
«Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает
Михель
Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?
Как изменилась жизнь Петера? Что он чувствует, путешествуя по миру?
Возвратившись
домой? Как ведет себя с односельчанами, матерью, женой? Что обрел, а что потерял Петер?
Счастлив ли Петер Мунк? (словно живу наполовину).
Анализ финала сказки «Холодное сердце», включал работу, связанную с кратким пересказом текста и выразительным чтением фрагмента сказки «Холодное сердце».
Какие испытания должен был пройти герой, прежде чем обрел свое «веселое, славн
ое сердечко»?
Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?
Ключевым моментом было обращение к высказыванию Питера Мунка «Лучше довольствоваться малым, чем иметь богатство, но холодное сердце».
Почему он произносит эти слова в конце произведения?
Какие нравственные уроки вынес главный герой в конце произведения?
Актуальна ли данная сказка сегодня? Каким должен быть человек с холодным сердцем? Что для такого человека главное? И смогли вы стать другом такого человека?
Что должно изменить человека с холодным сердцем?
А какой Вы сделали лично для себя вывод после изучения данного прои
зведения
.
Ученики говорили о том, что доброта, честность, порядочность, искренность, чуткость по отношению к другим, толерантность, надежность – это важные законы, по которым живут люди с горячим сердцем. Но и жить с «горячим» сердцем намного сложнее. Делая добро, человек словно раздаёт своё сердце по крупицам другим людям ... Такие люди нам не только встречались, но и идут с нами по жизни.
«Горячие» сердца – это сердца наших родителей, которые любят нас и о нас заботятся; … наших учителей, потому что они нас учат и переживают за нас, когда что-то у нас не получается, которые нас лечат.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанные и реализованные нами педагогические условия способствовали формированию положительных нравственных качеств у школьников:
И
спользование «Толкового словаря» под редакцией Ожегова для поиска и уточнения научных понятий.
Инсценировка литературной сказки, которая помог
ла
детям полностью раскрыть свои творческие способности как актеров, сценаристов и режиссеров.
Организация работы с текстом: выразительное чтение, метод пересказа. Это позволило передать иллюзорность мира сказок, где нужна правильная интонация, четкая дикция и возможность передать сказочный мир произведения
и дало
возможность работать с анализом текста, умением своими словами передать содержание литературной сказки.
Обсуждение по итогам анализа сказки В.
Гауфа
«Холодное сердце»
, где каждый учащийся
высказал
собственное мнение.
В ходе исследования были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся
Педагогические условия
До (%)
После (%)
Среднее (%)
1
2
3
4
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
Организация работы с текстом и использование словаря для поиска и уточнения научных понятий
30%
60%
30%
Инсценировка литературной сказки
30%
55%
25%
Обсуждение по итогам анализа сказки
30%
50%
20%
Итого:
90%
85%
75%
Стоит отметить, что способов работы с литературной сказкой множество и все они, оказывают огромное воспитательное значение на формирование нравственных качеств личности школьника. Поэтому выбранное нами произведение Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» помогает осмыслить школьникам, что положительные нравственные качества в современном мире имеют огромную ценность, что не все в мире измеряется деньгами и властью человека. Есть и мораль, доброта, честность, душевность, отзывчивость обычных простых людей, которые каждый раз страдают, видя бесчеловечное отношение окружающих к жизни других. И литературная сказка призвана научить положительным нравственным качествам школьников, через восприятия мира художественного произведения.
Литература и источники:
Гауф
, Вильгельм Маленький Мук и другие сказки / Вильгельм
Гауф
. - Москва:
Мир
,
1992.
Кочемасова
, Е.Е.. «
Урок размышление По произведению В.
Гауфа
«Холодное сердце»
[Электронный ресурс].
URL
:
https
://https://refdb.ru/look/1937351.html (Дата обращения: 14.04.2019г.)
Рыбников, А. Тема «горячего» и «холодного» сердца в русской и зарубежной литературе (по сказке В.
Гауфа
«Холодное сердце», фантастической повести Дж.
Крюса
«Тим Талер, или Проданный смех» и повести В.
Железникова
«Чучело»).
[Электронный ресурс].
URL
:
https
://
infourok
.
ru
(Дата обращения:
22
.
10
.2019г.)
Сайт по творчеству В.
Гауфа
. [Электронный ресурс].
URL
: http://vilgelm-gauf.ru/skazka_gaufa_holodnoe_serdce/ (Дата обращения: 14.04.2019г.)
Толковый словарь Ожегова
[Электронный ресурс].
URL
:
https
://
https://gufo.me/dict/ozhegov
(Дата обращения: 22.10.2019г.)
Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https:// https://gufo.me/dict/ozhegov (Дата обращения: 22.10.2019г.)
Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика): дис ... д-ра филол. наук. - М.: РГБ, 2007. – 115 с.
Рыбников, А. Тема «горячего» и «холодного» сердца в русской и зарубежной литературе (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце», фантастической повести Дж. Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» и повести В. Железникова «Чучело»). [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru (Дата обращения: 22.10.2019г.)