Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Федорова Юлия Николаевна. Работа №354908

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящей статье обосновывается проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного, выявляются эффективные педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что нравственные качества необходимы для регулирования его поведения в различных сферах жизни, включая труд, повседневные дела и отношения со всем, что нас окружает. Нравственные качества способствуют решению различных задач и взаимодействию с другими людьми. Воспитатель выступает в роли эталона и наставника, который помогает ребенку активно развивать в себе нравственные качества во взаимодействии с другими. Следовательно, существует нарастающая потребность в определении эффективных методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью сформировать у них нравственные качества.

ФОРМИРОВАНИЕ

НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Федорова Ю.Н., студентка филиала

ГБОУ ВО «СГПИ» в г.Буденновске

Научный руководитель: Узденова С.Б.,

доктор пед. наук, профессор, завафедрой филиала СГПИ

 

Аннотация: В настоящей статье обосновывается проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного, выявляются эффективные педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что нравственные качества необходимы для регулирования его поведения в различных сферах жизни, включая труд, повседневные дела и отношения со всем, что нас окружает. Нравственные качества способствуют решению различных задач и взаимодействию с другими людьми. Воспитатель выступает в роли эталона и наставника, который помогает ребенку активно развивать в себе нравственные качества во взаимодействии с другими. Следовательно, существует нарастающая потребность в определении эффективных методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью сформировать у них нравственные качества.

Ключевые слова: педагогические условия, качества личности, личность, нравственность, дошкольный возраст.

 

Актуальность темы исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, одной из приоритетных задач общества и государства, а также важнейшей целью современного образовательного процесса является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [1].

Наряду с этим, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), - закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также определил в качестве одной из задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [2].

На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющее высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение. И от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Поэтому важно с самого начала воспитывать у ребенка-дошкольника нравственные качества, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества [3].

Нравственное воспитание и развитие составляет ядро личности, ее основу. В процессе нравственного развития и воспитания у человека формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения [4].

В соответствии c основами возрастной психологии, принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Основным требованием становится соблюдение обязательных правил поведения в обществе, норм общественной морали, соблюдение нравственных устоев. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей [5].

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка происходит становление нравственных качеств, что позволяет определить этот возраст в качестве приоритетного для воспитания нравственных качеств личности.

Воспитание нравственных качеств у ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в социальной среде. Воспитывает все: семья, окружение, детский сад, но, несомненно, особую роль в развитии нравственных качеств дошкольника играет педагог, создающий необходимую воспитывающую среду. При этом для создания такой среды следует использовать соответствующие средства, инструменты, методы и формы, что требует определенной подготовки [6].

Несмотря на широту взглядов, представленных педагогов и психологов по вопросам воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание нравственных качеств, критерии и показатели их сформированности.

Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между необходимостью воспитания нравственных качеств личности ребенка и недостаточной разработанностью методических пособий и рекомендаций по данному вопросу для специалистов дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДО [2].

Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

1) текущим уровнем сформированности нравственных качеств со стороны детей дошкольного возраста и недостаточно изученными и проанализированными педагогическими условиями формирования нравственных качеств личности со стороны педагогов дошкольного образования;

2) богатым, накопленным теоретическим и практическим материалом нравственного воспитания дошкольников и сложившейся современной ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2]:

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности ребенка, освоение им моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [7].

Нравственное воспитание включает:

формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

формирование нравственных

привычек

[

7

]

.

Формирование этих нравственных качеств - длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «так нужно», «так нельзя» [8].

Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает педагогу учить их нравственному поведению.

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка. При этом необходимо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития [7].

Автор Е.И. Радина в своем труде «Роль беседы в воспитательно-образовательной работе детского сада», опираясь на философию К.Д. Ушинского, характеризует нравственность как «совокупность индивидуальных ценностей и принципов, которыми человек руководствуется, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться» [9]. Данное представление о нравственности мы возьмем для раскрытия понятий, представленных в Таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ понятия «нравственность» с ключевыми элементами духовно-нравственного воспитания

 

Понятие

Сходство

Различие

1

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность зависит от общепринятой морали.

Нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки Мораль устанавливает требования для всех людей в конкретном сообществе, нравственность - это те правила, которые человек устанавливает для самого себя. Нравственные понятия отдельного человека могут отличаться от общественных норм.

2

Этика - одна из форм идеологии - учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

Нравственность является объектом изучения при раскрытии понятия этики. Этика употребляется для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

В аспекте общепринятых этических норм, индивидуальные качества человека утрачивают свою актуальность. В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью - то, что она изучает. Этика –теория -нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а также. область знаний о них.

3

Этикет - это система норм и правил, близкая к морали и отчасти пересекающаяся с ней по ценностному содержанию, и в то же время близкая по форме к ритуалу, обычаям). Система правил, регламентирующих поведение людей, и отражающих их представление о подобающем.

Этикет обязывает к сдержанности, вежливости, корректности и таким образом создает ту атмосферу, которая поддерживает нравственность, делает людей более чувствительными к морали.

Этикетные нормы имеют вид предписаний, которых следует строго придерживаться, причем регламентируется только внешняя сторона поведения (например, в обществе, коллективе и т.п.). В этикете важен сам факт соблюдения нормы, а не мотивы, что присуще как раз нравственности.

4

Культура - сложившиеся у людей ценности, нормы, обычаи, верования и обряды, знания и умения, техника и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации.

Уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей. Каждая цивилизация в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми.

Культура играет важную роль в формировании морального развития личности. Культура относится к общим убеждениям, ценностям, обычаям и практикам определенной группы или общества. Культурные факторы влияют на моральные рассуждения, принятие решений и поведение личности (что, как и в случае с этикетом, противоречить личностным убеждениям и предпочтениям человека).

 

Ключевой ролью роль дошкольного образовательного учреждения является - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях [2].

Отметим, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста складывается более эффективно, если учитывать важные факторы [7]:

1) теоретические аспекты формирования нравственных качеств дошкольника, где нравственность выступает структурным элементом целостного развития личности ребенка;

2) психолого-педагогические условия формирования нравственных качеств;

3) психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1

Внимание

Непроизвольное внимание сменяется развитием произвольное внимание, когда ребенок начинает сознательно направлять внимание и удерживать его на определенных предметах и объектах.

 

 

2

Память

Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

3

Мышление

Высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

4

Воображение

Развитие творческого воображения (различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений).

5

Речь

Расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

 

6

Интеллект

Эмоциональный интеллект –

готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» Возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания.

Социальный интеллект -

возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности.

7

Деятельность

Для деятельности ребенка 5 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Ребенок 5 - 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

8

Самосознание (самооценка)

У ребенка 5 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников

9

Рефлексия

Осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

10

Соподчинение мотивов

Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

 

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДOO осуществляется, прежде всего, в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках [6].

Главное направление работы ДOO по воспитанию нравственных качеств (гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность), заключается в том, чтобы придать отношениям дошкольников с окружающим миром положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру [6].

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации осуществляется с использованием определенных методов, форм и средств. A. Н. Леонтьев утверждает, что детям в старшем дошкольном возрасте «необходимо прививать»:

умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами;

бережно относиться к общественному имуществу;

формировать у них умения и навыки, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду), то есть ребенка следует учить готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность;

планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности ребенок должен уметь привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать то, чем пользовался, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений» [10].

Методы воспитания нравственных качеств – это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. Классификация данных методов создает условия для более целесообразного их использования, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам [7].

Группы методов нравственного воспитания – это методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, методы объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы словесно-эмоционального и наглядно-практического воздействия [7].

Таблица 3 - Методы воспитания нравственности у детей старшего дошкольного возраста

Название метода

Практическое применение в образовательном процессе

1

Наглядный метод

-чтение воспитателем произведений устного народного творчества;

-наблюдение;

-демонстрация (театр, спектакль) сказок и других произведений педагогом/воспитанниками;

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

-проведение дидактических игр;

-целевые прогулки, экскурсии;

-моделирование сказок.

2

Словесный метод

-рассказ воспитателя;

-чтение произведений воспитателем;

-заучивание потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

-рассказывание произведений устного народного творчества;

-беседы с элементами диалога;

-обобщающие рассказы воспитателя;

-ответы на вопросы воспитателя, детей;

-проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

-сообщение дополнительного материала воспитателем;

-загадывание загадок;

-рассматривание наглядного материала;

-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

-разбор житейских ситуаций;

-проведение викторин, конкурсов, праздников, утренников;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

3

Практический метод

-изготовление с детьми наглядных пособий;

-организация вечера с родителями;

-проведение игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, инсценировка);

-приготовление с детьми различных блюд народной кухни;

-изготовление поделок на выставки;

-организация постановок различных сказок;

-проведение экскурсий различной направленности;

-изобразительное искусство/ лепка из пластилина иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

 

Для воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста используются определенные формы воспитательной работы. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками [7].

Формы воспитания нравственных качеств личности могут быть индивидуальными и групповыми (массовыми) или, как промежуточный вариант, проводимыми в небольших группах [7].

К средствам нравственного воспитания относится личный пример взрослых, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика ребенка. Т.е. используется положительный пример, который рассматривается в педагогической литературе как самостоятельный инструмент и один из компонентов различных методов формирования нравственного сознания и поведения [7].

В современном ДОУ для реализации задач духовно-нравственного воспитания используются следующие педагогические технологии:

социально-коммуникативные технологии

- опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по

управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально-значимой задачи;

технологии личностно-ориентированного подхода

-

предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов образовательного диалога, форм контроля за личностным развитием дошкольника

;

проектные технологии

- целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты;

технологии игрового обучения и развития

- организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности

[3

]

.

Построение воспитательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы учитывает контингент воспитанников, оснащенность дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также опыт и творческий подход педагога [7].

Практическое применение в ДОУ различных педагогических технологий позволяет в полной мере реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников [3]. Посредством технологий игрового обучения и развития можно развивать психические познавательные процессы, нравственные и волевые качества. Их использование позволяет формировать духовно-нравственные ценности через знакомство дошкольников с культурой, историей и природой родного края.

Одной из важнейших методик (форм работы) с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание нравственности, является проведение этических бесед. Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Она является сложным методом обучения, который зависит от подготовки самого воспитателя и от уровня развития детей, а также от степени их активности и самостоятельности, знаний.

Главная цель этических бесед заключается в формировании у ребенка нравственных мотивов поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. В ходе этических бесед происходит углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений [11].

Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который нужен для выработки у детей соответствующей оценки отрицательного поступка и стремления избегать его [11].

Важным структурным элементом этической беседы является диалог между её участниками [12]. Диалог - форма общения, разговор между двумя и более людьми, в ходе которого возникают личные отношения, такие как: принятие личности собеседника, способность слышать и слышать другого, реакция на высказывание говорящего, стремление понять собеседника, умение правильно излагать свои мысли. Вопросно - ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

Важно отметить, что приоритетным методическим вопросом является также выбор темы этической беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям, отражать факты и явления общественной жизни [12].

Тематика этических бесед определяется программой обучения, и тесно связана с содержанием жизни детей, событиями повседневной жизни, с окружающей природой и трудом взрослых [11].

Таким образом, формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста требует определенных педагогических условий. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

[Электронный ресурс].

Режим доступа: http:// https://docs.edu.gov.ru/document/.docx (дата обращения: 19.12.2024);

Приказ Министерства просвещения России от 21 января 2019 г. № 31

«О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»

(с изменениями и дополнениями)

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// https://docs.edu.gov.ru/document/.docx (дата обращения: 19.12.2024);

Данилюк

,

А.

Я.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере образования. Данилюк

,

А.Я., Кондаков

,

А. М.,

Тишков

В. А.

М.: Просвещение, 2019. 256с.

;

Праздникова

,

Г.

З.

Всегда стремиться к выбранной цели: Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева // Сельская школа. 2020. №4. С.44-51

;

Каршинова

,

Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. 20

2

0. №6. С.48 – 52

;

Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М.:

Гардарики

, 2023. 255с.

;

Виноградова, А.М.

Нравственное воспитание в детском саду

.

Содержание и методы нравственного воспитания детей в дошкольных учреждениях, ведущая роль воспитания в формировании личности ребенка.

[Электронный ресурс]. Режим доступа http://

https://www.livelib.ru/author/696485/top-vinogradova-a-m

(дата обращения: 19.

12

.2024)

;

Бордовская

, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В.

Бордовская

, С.И. Розум. - СПб

.:

Питер, 2019. - 320

c

.

;

Радина

, Е.И.

Роль беседы в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Научная педагогическая

электронная библиотека

им. К.Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. Режим доступа

https://

http://elib.old.gnpbu.ru/

(дата обращения: 27.11.2024)

;

10.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Академия, 1972. 195с.;

11.Петрова, В.П., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 5-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. 80с.;

12.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2019. – 65-68 с.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X