Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста | Комик Евгения Михайловна. Работа №347040
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования образа семьи у детей дошкольного возраста. Показана значимость семейных ценностей и взаимоотношений в процессе воспитания детей. Описываются подходы и методы, способствующие осознанию ребёнком важности семьи и её роли в его жизни. Приводятся примеры педагогической практики, а также методы вовлечения родителей в процесс формирования у дошкольников положительного образа семьи. Важное внимание уделяется эмоциональной составляющей восприятия семьи и её роли в социальном и эмоциональном развитии ребёнка.
Ключевые слова: дошкольное образование, образ семьи, воспитание, дошкольники, семейные ценности, эмоциональное развитие, взаимодействие с родителями.
Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста
Комик Евгения Михайловна, воспитатель
Структурное подразделение МБОУ - Теренгульская СОШ
ДОУ - Теренгульский детский сад
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования образа семьи у детей дошкольного возраста. Показана значимость семейных ценностей и взаимоотношений в процессе воспитания детей. Описываются подходы и методы, способствующие осознанию ребёнком важности семьи и её роли в его жизни. Приводятся примеры педагогической практики, а также методы вовлечения родителей в процесс формирования у дошкольников положительного образа семьи. Важное внимание уделяется эмоциональной составляющей восприятия семьи и её роли в социальном и эмоциональном развитии ребёнка.
Ключевые слова: дошкольное образование, образ семьи, воспитание, дошкольники, семейные ценности, эмоциональное развитие, взаимодействие с родителями.
Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста является важным аспектом их социального и эмоционального развития. В этот период ребёнок активно познаёт мир, учится взаимодействовать с окружающими, и одним из ключевых элементов этого мира становится семья. Именно в семье закладываются основы нравственных ценностей, формируется представление о любви, поддержке, взаимопомощи и ответственности. Воспитатель играет важную роль в том, чтобы помочь ребёнку осознать и принять эти ценности, поддержать положительный образ семьи и укрепить его через различные педагогические приёмы.
В дошкольном возрасте ребёнок находится на этапе активного формирования личности, и его представления о семье могут быть довольно гибкими и подверженными влиянию. Семейные ценности и модели поведения могут варьироваться в зависимости от культурных и социальных условий, однако для всех детей важно видеть примеры доброжелательных и поддерживающих отношений в семье. Воспитатель, как посредник между семьёй и ребёнком, может помочь малышу понять, что такое семья, какие роли в ней существуют и как взаимодействие в семье строится на взаимопонимании и доверии.
Одним из ключевых подходов к формированию положительного образа семьи является работа через игровые и творческие методы. Дети этого возраста особенно восприимчивы к игре, через которую они легче понимают сложные понятия и ситуации. Воспитатель может организовать игры, в которых моделируются семейные ситуации: дети могут «побыть» в роли родителей, бабушек или дедушек, обсуждать семейные обязанности, заботу о младших или помощь старшим членам семьи. Через такие ролевые игры дети учатся пониманию, что семья — это не просто набор людей, живущих вместе, но и система отношений, где каждый важен и играет свою роль.
Примером эффективного игрового метода может быть игра «Моя семья», где детям предлагается нарисовать или создать из подручных материалов свою семью, рассказать о том, как они проводят время с родителями, братьями и сёстрами. Обсуждение этих работ позволяет воспитателю узнать, как ребёнок видит свою семью, и скорректировать его восприятие, если оно нуждается в поддержке или разъяснении. Творческие задания помогают детям выразить свои чувства к семье, осознать её важность, а также развивают навыки коммуникации и эмоциональной открытости.
Эмоциональное развитие в процессе формирования образа семьи играет первостепенную роль. Семья — это источник эмоционального благополучия ребёнка. Позитивные эмоции, связанные с близкими, создают у ребёнка ощущение безопасности, которое становится базисом для успешного взаимодействия с окружающими. В этом воспитатель может также способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, где детям будет комфортно обсуждать свои семейные переживания, делиться историями о том, что они любят делать с родителями. Например, в группе можно проводить такие мероприятия, как «Семейные истории», где дети рассказывают о своих любимых семейных праздниках или традициях. Это помогает детям чувствовать себя уверенно и показывает, что семья — это источник радости и поддержки.
Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс воспитания и формирования образа семьи у детей. Совместные мероприятия — праздники, открытые занятия, мастер-классы — помогают создать единую образовательную среду, где ценности, которые прививаются в семье, подкрепляются и усиливаются в детском саду. Например, можно организовать праздник «День семьи», где родители и дети участвуют в конкурсах, играх, квестах, направленных на укрепление семейных связей. Такие мероприятия позволяют ребёнку видеть единство своих значимых взрослых — родителей и воспитателя, что укрепляет его ощущение безопасности и защищённости.
Одним из важных аспектов формирования образа семьи является также обсуждение таких понятий, как уважение, сотрудничество и взаимопомощь. Воспитатель может использовать литературные произведения, которые иллюстрируют семейные ценности. Чтение сказок и рассказов о семьях, где герои проявляют заботу друг о друге, помогает детям понять, что такое семья в более широком контексте, и какие моральные принципы лежат в основе хороших семейных отношений. Например, можно прочитать детям сказку «Три медведя», где показаны семейные связи, совместное проживание, взаимодействие и распределение обязанностей между членами семьи. После чтения воспитатель может обсудить с детьми, что они узнали о роли каждого в семье медведей, как можно заботиться о других и уважать их личное пространство.
Таким образом, формирование образа семьи у детей дошкольного возраста — это сложный, но очень важный процесс, требующий комплексного подхода. Воспитателю необходимо учитывать эмоциональные, социальные и когнитивные аспекты развития ребёнка, организовывать игры, творческие и образовательные мероприятия, которые помогут малышу осознать важность семьи. Вовлечение родителей в этот процесс способствует созданию единой образовательной среды, где ребёнок будет получать поддержку как дома, так и в детском саду. В итоге, благодаря продуманной работе воспитателя, ребёнок учится строить свои отношения на основе уважения, взаимопонимания и заботы, что станет для него основой в дальнейшей жизни.
Список литературы
Бодрова Е.А. Формирование образа семьи у дошкольников // Проблемы современного образования.
2020. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraza-semi-u-doshkolnikov
Гафурова
Ш.А.
Р
оль семьи в воспитании детей
// Вопросы науки и образования. 2021. №14 (139).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospitanii-detey-1
Иванова
Н.В.
И
зучение представлений дошкольников о семье как компонента детской картины мира // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy-doshkolnikov-o-semie-kak-komponenta-detskoy-kartiny-mira
Маркелова
С. Ю. Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образова
тельный процесс семей воспитанников ДОУ / С. Ю.
Маркелова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 172-174. — URL:
https://moluch.ru/archive/353/79305/
Юревич С. Н, Москвитина Е.П. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Инновационная наука.
2015. №11-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-traditsii-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov