Формирование общей и специальной выносливости у спортсменов-скалолазов 15-16 лет | Михайлов Максим Геннадьевич. Работа №352558
Аннотация. Данная статья посвящена методике развития выносливости у спортсменов - скалолазов 15-16 лет, которые занимаются в группе спортивного совершенствования первого года обучения. Указанное направление подготовки является очень значимым для тренеров, так как информации, а также непосредственно методик по развитию выносливости в скалолазании, в том числе и специальной, недостаточно.
Именно создание такой методики стало целью работы. Статья содержит результаты педагогического эксперимента, которые позволяют говорить об улучшении развития этого качества.
Ключевые слова: скалолазание, общая выносливость, специальная выносливость, методики тренировки, развитие выносливости.
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека и спортсмена.
Проблемы с выносливостью испытывают все скалолазы - от новичков до чемпионов мира. Но если у первых это связано, прежде всего, с качеством и эффективностью техники лазания, то спортсменов - профессионалов выносливость интересует в узком смысле, как физическое качество, которое во многом определяет спортивный результат. Спортивная физиология определяет термин “выносливость” как способность сохранять работоспособность в течение длительного времени, умение сопротивляться утомлению и работать на фоне усталости (Курамшин Ю.Ф., 1999г.). Различают несколько видов выносливости: глобальную и локальную, динамическую и статическую, аэробную и анаэробную. В отличие от многих других видов спорта, в скалолазании, особенно в лазании на трудность, необходимо комплексное развитие всех видов выносливости.
Если затронуть вопрос развития специальной выносливости в скалолазании, которая особенно интересна тренерам, существуют определенные методы ее развития. Они достаточно стандартны и включают в себя следующие варианты: “пирамиду”, “ведение” “поиск монетки”, “пятнашки”, круговую тренировку, беговую тренировку, лазание с поясом-утяжелителем.
Выносливость, общая и специальная, важна не менее, чем скоростные качества в тренировочном процессе, поэтому работа над ее развитием должна быть постоянной. От этого зависит качественный и количественный результат при выступлении на соревнованиях у каждого скалолаза.
В связи с вышесказанным было принято решение о проведении педагогического эксперимента в направлении развития выносливости у спортсменов. Непосредственно в самом педагогическом эксперименте принимали участие 22 спортсмена-скалолаза в возрасте 15-16 лет, которые занимаются в группе спортивного совершенствования первого года обучения. Главной задачей с детьми данного возраста стала разработка программы по развитию общей и специальной выносливости, апробирование ее на практике и определение ее эффективности.
Для эксперимента были созданы две группы - контрольная и экспериментальная, по 11 человек в каждой. За основу была взята программа, разработанная с учетом методики тренировок выносливости у борцов и программа, реализуемая в спортивной секции по скалолазанию. Предполагалось, что изменение в структуре тренировочного процесса, основанное на тренировочном процессе борцов, направленное на развитие общей и специальной выносливости, повысит уровень ее развития и у спортсменов - скалолазов в целом. кал
о В подготовку экспериментальной группы были введены спортивные игры и кроссовая подготовка. Основной акцент делался на бег, который составлял 15-60 минут от времени тренировки. Увеличение времени происходило постепенно. Максимальное время (30-60 минут) наблюдалось в микроцикле (МК), направленном на повышение функционального состояния организма; 20-30 минут бега - в МК углубленной общей физической подготовки; 15-20 минут - в остальных микроциклах, кроме соревновательных периодов.
Сам бег вводился в каждое занятие в зависимости от его конкретной цели. При высокоинтенсивной нагрузке в основной части тренировки на проработку трасс, он проводился как завершающий этап. Если же нагрузка в основной части тренировочного процесса была достаточно легкой, то мог быть введен в начальной части занятия. Учитывалась ЧСС: каждый из спортсменов замерял пульс до начала бега, во время него (при небольшой паузе на несколько секунд) и после его завершения. Кроме того, спортсмены заполняли ежедневный дневник по самочувствию после каждой тренировки и отмечали там свою реакцию (на их взгляд) дыхательной и мышечной систем после бега. Таким образом, проводился разносторонний контроль самочувствия тренирующихся.
Что же касается спортивных игр, то они отбирались с учетом акцента на всю ту же выносливость, вводились два раза в неделю в конце тренировки.
Тестирования, которые были проведены в начале и середине тренировочного года показали очень хороший подъем по развитию общей и специальной выносливости. Оценивание производилось по Гарвардскому степ-тесту, глубоким приседаниям за одну минуту, лазанию на скорость, по времени виса на зацепе, по максимальному времени лазания по тренажеру. В экспериментальной группе произошли значительные положительные изменения в развитии специальной выносливости, которые являются статистически достоверными.
Благодаря данной подготовке улучшилась работа кардиореспираторной системы, наблюдалось более эффективное использование кислорода в мышцах и улучшение процесса сжигания молочной кислоты; у спортсменов увеличилась способность долго оставаться расслабленными во время продолжительного лазания.
Методика, предложенная нами, показала свою эффективность на практике и может быть успешно использована другими тренерами в работе со спортсменами - скалолазами 15 -16 лет. Процент введения бега и спортивных игр составляет 35% от общего тренировочного занятия и производится за счет сокращения углубленной общефизической подготовки.
лазание
Библиографический список:
1. Курамшин Ю.Ф. Выносливость и методика ее развития. Т и М ФК (курс лекций): Учебное пособие / под общей ред. Курамшина Ю.Ф., Попова В.И. - С-Пб.: СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999. - С. 154-170с.
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М: Физкультура и спорт, 1977. – 280с.
3. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки - М.: Физкультура и спорт, 1988. — 267с.
4. Сологуб Е.Б., Солодков А.С. Общая физиология: Учеб пособие / СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта. С-Пб. Д., 2005. - 216 с.
5. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебное пособие / СПб., ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2008. - 292с.
6. Neil Graham Основы скалолазных тренировок. Выносливость,1998. (ФОРУМ Mountain RU.).
88975d171bf5a3ce397ce3160b93756e.pdf