Формирование общих компетенций студентов на занятиях по дисциплине История | Бутусова Валентина Николаевна. Работа №264664
Автор: Бутусова Валентина Николаевна
В статье говорится о методах формирования общих компетенций по дисциплине ОГСЭ.03 История
Формирование общих компетенций студентов
на занятиях по дисциплине История
С 70-х годов XX века человечество вступило в новую стадию развития – информационное общество, для которого основной чертой стало увеличение роли информации и знаний. Безусловно, в связи с этим возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах. Однако, быстрый темп современной жизни, ускоренное развитие технологий, устаревание информации приводят к тому, что современные выпускники колледжей и вузов сталкиваются с недостатком полученных в году учебы знаний и видят необходимость через некоторое время в получении второго или даже третьего образования. Сейчас уже трудно представить, что знаний, полученных когда-то может хватить в течении всей трудовой деятельности человека, недаром широкое распространение получила концепция «образование через всю жизнь». В соответствии с новыми реалиями должны меняться и методы обучения. Основная задача преподавателя теперь состоит не столько в том, чтобы дать нужные знания и умения, а в том, чтобы научить учиться, т.е. выпускники после окончания учебного заведения должны быть способными к самообучению, поэтому первостепенное значение имеет развитие их интеллектуальных способностей, предпринимательства, адаптивности. В современных условиях, когда разрушается профессиональная замкнутость, изменяются трудовые задачи, перед выпускниками учебных заведений появляется необходимость организовывать свою деятельность в постоянно меняющихся социально-экономических реалиях.
Описанные выше изменения в обществе нашли свое место и в ФГОС, направленном на формирование у выпускников общих и профессиональных компетенций, предусмотренных в соответствии с конкретной специальностью. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Под профессиональными компетенциями (ПК) понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящей статье пойдет речь о способах формирования ОК в системе среднего профессионального образования (СПО) на примере дисциплины «История».
Для дисциплины ОГСЭ.03 История уровень требований достаточно высокий. В качестве примера приведем набор ОК, которые должны быть сформированы на занятиях по истории по специальности 44.02.01 Дошкольное образование:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм
На дисциплину «История» из цикла ОГСЭ по учебным планам отводится 48 часов аудиторной нагрузки в рамках которой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия и 24 – внеаудиторная самостоятельная работа. Являясь одной из самых значимых общественных наук, история дает колоссальные возможности для формирования всесторонне развитой личности обучающегося. Однако, требования к уровню освоения дисциплины и ее роль в закладывании фундамента для дальнейшего изучения профессиональных модулей заставляет преподавателей отказываться от традиционных методов обучения, которые носят репродуктивный характер. Необходимо учитывать, что основными дидактическими единицами курса (датами, именами политических и государственных деятелей, фактами, терминами) обучающиеся уже должны владеть, так как они завершили блок истории за общеобразовательную школу. Поэтому дисциплина из цикла ОГСЭ нацелена на концептуальное осмысление всех тех явлений, которые характерны для периода новейшей истории, понимание экономических, политических, культурных и социальных процессов, происходящих в современном мире, их взаимосвязанность и взаимообусловленность, а также осознание роли в них Российской Федерации.
Сегодня занятия по истории должны быть ориентированы на использование активных и интерактивных методов обучения и направлены на активизацию познавательной самостоятельности студентов. Ключевая роль в процессе обучения постепенно перемещается с фигуры преподавателя на личности обучающихся, которые становятся активными участниками образовательного процесса начиная с их непосредственной включенности в формирование плана, целей и результатов конкретного урока.
Среди наиболее действенных методов, которые способствуют формированию целого ряда общих компетенций (работа в коллективе, команде, ответственность за ее работу, принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях, готовность нести за них ответственность) являются ролевые игры (например, побыть на месте преподавателя), интеллектуальные игры, работа в группах, исторический суд, проведение дискуссий по различным актуальным проблемам современности и т.д. Безусловно, такие формы проведения занятий требуют долгой подготовки, они интеллектуально и физически затратны для любого педагога.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач способствуют задания опережающего характера: найти информацию по теме следующего занятия, подготовить краткую биографическую справку о том или ином историческом деятеле, ответить на несколько вопросов, составить краткий конспект или создать презентацию.
Отдельно стоит сказать об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности. Изучение новейшей истории дает безграничный потенциал в этом направлении, особенно, учит ориентироваться в огромном количестве информации и выделять наиболее главное и значимое, формировать свою собственную оценку происходящим событиям. В этом, в частности, студентам помогает такой вид самостоятельной работы, как еженедельная подготовка актуальных мировых, российских и региональных новостей. В практических занятиях, обучающимся предлагается задания с использованием сети Интернет: дать характеристику одному их инновационных объектов на территории России или какого-либо региона, описать образовательную систему одной из стран мира (с пояснением причин выбора именно этой страны) и т.д. Кроме всего перечисленного, занятия по истории дают колоссальную возможность не только расширить эрудицию и аналитические способности студентов, но и повлиять на другие стороны их личности. Речь идет прежде всего о здоровьесберегающих технологиях. Для привлечения внимания студентов к здоровому образу жизни можно использовать известную былинную присказку, полезную для тех, кто сутулиться: «Грудь должна быть колесом, а не спина» или крылатое латинское выражение «В здоровом теле здоровый дух», цель которого гармоничное развитие души и тела человека. История позволяет привести множество поучительных примеров, особенно о сильных духом личностях, которым даже физические недостатки не помешали стать известными и реализованными в жизни: художница Ф. Кало, американский президент Ф. Рузвельт и т.д. Это позволяют разрядить атмосферу и способствуют формированию комфортной атмосферы на занятиях.