Статья Формирование общих компетенций студентов с помощью логико-смысловых моделей при изучении дисциплины «Физика» . Автор: Третьякова Наталья Дмитриевна

Автор: Третьякова Наталья Дмитриевна
В современном образовании традиционное обучение с использованием наиболее распространенных лекционных и опросных методов не подходит большинству обучаемых. Они  по-разному воспринимают, обрабатывают, классифицируют и применяют свои знания, обучающиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а педагогам все труднее организовать продуктивный учебный процесс; мультимедийные технологии обрушивают на обучающегося все увеличивающийся объем иллюстративного материала.


Автор: Третьякова Наталья Дмитриевна

 

 

 

 

Формирование общих компетенций студентов с помощью логико-смысловых моделей при изучении дисциплины «Физика» В современном образовании традиционное обучение с использованием наиболее распространенных лекционных и опросных методов не подходит большинству обучаемых. Они по-разному воспринимают, обрабатывают, классифицируют и применяют свои знания, обучающиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а педагогам все труднее организовать продуктивный учебный процесс; мультимедийные технологии обрушивают на обучающегося все увеличивающийся объем иллюстративного материала.

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления общего образования должны быть положены «ключевые компетентности». Знания, умения, навыки обучающегося не рассматриваются в качестве главной цели и результата образования, а лишь как одно из средств развития способностей и социализации обучающихся. От нынешнего студента требуется умение самостоятельно управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть навыками самостоятельной работы, диагностическими навыками самоконтроля, самооценки. В этой ситуации остается один, но самый главный и все еще малоиспользуемый ресурс – возможности самого обучающегося. То есть необходимо включить мотивацию к обучению изнутри, но это возможно только в том случае, если обучающийся будет способен преодолевать познавательные барьеры непонимания учебного материала, добиваться положительных результатов в обучении и ощущать себя личностью. Добиться этого оказалось возможным с помощью новых методов, а именно ЛСМ, помогающие на основных этапах учебного процесса: восприятие знаний, их осмысление и фиксация, воспроизведение и применение.

Нашей задачей являлось развитие компетентности обучающихся, ее самостоятельности к самообучению и способности к применению полученныхзнаний. Эффективными средствами, помогающими решать поставленные задачи, являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является логико – смысловая модель (ЛСМ).

В основу ЛСМ нами положен следующий принцип: любой сложный для обучающегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления, а именно:

выделить наиболее существенные его элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания

об

уча

ю

щегося;

освободить их от излишней информации;

расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знания из другого;

распределить их по осям в ЛСМ;

по мере возможности дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок, рамок и других графических средств.

Новый материал изучается обучающимися на уроке, максимально используя демонстрационный эксперимент, учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник или план презентацию урока, физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой).

Итак, в основе логико – смысловой модели лежит опорно – узловая система координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект исследования (тему занятия, название раздела, проблему). Затем определяются основные направления темы, которые рекомендуются разбить на части, выделяются дополнительные подразделы (главы). Из каждой части выбираются ключевые понятия, которые фиксируются в узловых точках модели, называемых координатами.

Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит два компонента: смыслового – в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов и логический – в виде системы расстановки координат и узлов.

Достоинством ЛСМ является то, что она позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.

При изучении нового материала можно предложить студентам готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание студентов на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах.

На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться,

уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых и наоснове ранее усвоенных знаний и умений.

ЛСМ, отражающая алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке формирования умений и навыков.

Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках, при подготовке к контрольным работам, практическим и лабораторным работам, а так же при подготовке студентов к экзаменам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом.

 

Алгоритм составления логико – смысловых моделей

Определить объект исследования или изучения.

При этом не всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по направлениям, т.е. существует эффект упрощения ЛСМ. В некоторых ситуациях возможно и усложнение схемы.

Оп

р

еделить количество направлений.

Здесь возможен творческий подход, что особенно ценно в применении технологии деятельностного подхода в обучении.

Определить узловые элементы.

ЛСМ удобны – наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала студентами, формализуют его запись, дают алгоритм изучения,развивают творческое воображение.

 

Конструирование моделей включает следующие процедуры:

- в центр будущей системы координат (условный фокус внимания) помещается объект конструирования: экспериментальная тема, проблемная ситуация, задача и т. п.;

- определяется набор координат - «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения.

-определяется набор опорных узлов для каждой координаты путем логического или экспертного (интуитивного) определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;

- выполняется расстановка на координатах путем выбора оснований и формирования шкал;

- осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой этапа путем замены развернутых информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или, как исключение, аббревиатурой.

Под нашим руководством студентами были разработаны логико-смысловые модели, которые используются на разных этапах занятий.

Примеры ЛСМ по физике

 

 

 

 

 

Форма работы может быть парной, групповой, индивидуальной.

 

Совместная работа над ЛСМ способствует активации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении. Благодаря наглядности и логичности при представлении материала моделями, большинство студентов, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии.

«Логико-смысловые модели» (ЛСМ) - представление и анализ знаний, они содержат два компонента: логический - в виде определенного порядка расстановки координат и узлов и смысловой - в виде содержания координат и «узлов». Микрооператоры заполнения координат и узлов могут изменяться в зависимости от решаемой задачи, но конфигурации и функциональные свойства инструментов при этом остаются неизменными.

Составление «Логико – смысловых моделей» позволяют ввести новые формы самостоятельной работы на уроке:

а) внесение дополнений и корректировка ЛСМ приучает обучающихся к работе с базовой и дополнительной литературой;

б) составление и защита своей ЛСМ – прекрасная возможность составить «шпаргалку» при подготовке к уроку, экзамену;

в) взаимоопрос в группах (по 4 человека): каждый обучающийся рассказывает своим товарищам материал двух координат (можно тянуть жребий или номера координат указывает капитан группы). Остальные обучающиеся его внимательно слушают, вносят поправки и дополнения, оценивают его ответ. Второй обучающийся отвечает на узелки следующей координаты и т. д. Данный вид самостоятельной работы развивает коммуникативную компетенцию обучающихся;

г) самостоятельное изучение новой темы:

- вариант первый: если новая тема изучается на уроке, то можно заполнять узелки ЛСМ прямо на уроке, находя ответы коллективно, используя материал учебника и дополнительной литературы (этим методом лучше работать при знакомстве с ЛСМ);

- вариант второй: если обучающиеся уже имеют навыки работы с ЛСМ, то можно дать задания группам учащихся прямо на уроке подготовить выступление по одной из координат (или по всем координатам). Обсуждение проводится прямо в группе;

- вариант третий: полная проработка темы по ЛСМ самостоятельно дома, а в группе только корректировка и разбор трудных и спорных вопросов (т. е. проведение семинара);

д) проведение зачета: вместо вопросов преподаватель на зачете указывает одну из координат ЛСМ или несколько узелков на разных координатах ЛСМ, а учащиеся подробно на них отвечают.

Дидактические многомерные инструменты позволяют осуществлять моделирование учебных тем для первичного знакомства с материалом, для успешного освоения и осознания материала, для закрепления и обобщения знаний. На первой ступени индивидуализации обучения работа проводится по готовой многомерной логико-смысловой модели, на второй ступени - по частично готовой модели и опорно-узловым матрицам, на третьей ступени индивидуализации - самостоятельное составление ЛСМ и опорно-узловых матриц связи с их последующей защитой. Дидактические многомерные инструменты помогают преподавателю (и обучающемуся) при подготовке к занятиям: преподаватель (обучающийся) представляет себе весь раздел (тему) в целом, анализирует и моделирует темы следующих занятий (например, более подробный разбор и анализ одной из координат ЛСМ или одного из «узелков» данной темы). И преподаватель, и обучающийся, имея перед собой ЛСМ темы, четко представляют, на каком этапе изучения темы они находятся.

Работая по технологии индивидуализированного обучения, мы отмечаем положительные результаты такой работы:

1. Все обучающиеся справляются с заданиями репродуктивного уровня, что позволяет исключить проблему неуспеваемости.

2. Снизилась перегрузка обучающихся учебным материалом (за счет отмены обязательных объемных домашних заданий); Студенты поверили в свои силы (выработка положительной мотивации обучения), повысился интерес к учебе. Диагностика, проводимая психологом, позволяет сделать вывод о том, что у обучающихся повысилась мотивация к изучению предмета.

3. Осуществляется переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы на уроке (от 25 до 75% учебного времени).

Список использованной литературы:

Прорывные технологии: Методическое пособие /Авт.-сост.Т.И.Фисенко.-Хабаровск: ХК ИРО, 2013.

Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем: Пособие-хрестоматия для учителя /Сост.Фисенко Т.И./ под ред. Л.П.Мошейко .- Хабаровск: ХК ИРО, 2011.-60с.

http://klevoz.ru/nuda/ispolezovanie-logiko-smislovih-modelej-kak-sredstvo-povisheniy/main.html

http

://

shkolazhizni

.

ru

/

psychology

/

articles

/8011/

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x