Формирование общих трудовых навыков у дошкольников посредством организации совместного труда детей со взрослыми | Никитина Валентина Леонидовна. Работа №343795
Аннотация. В данной статье рассматривается важность формирования общих трудовых навыков у детей дошкольного возраста через совместный труд с взрослыми. Подробно анализируются методы и формы организации совместной деятельности, а также их влияние на развитие личности ребенка. Обсуждаются практические аспекты внедрения трудовой деятельности в дошкольные учреждения, а также положительные результаты, которые она приносит как детям, так и воспитателям. Особенно акцентируется внимание на роли взрослых в процессе обучения и воспитания, а также на необходимости создания комфортной и поддерживающей атмосферы для эффективного обучения детей.
Ключевые слова: трудовые навыки, дошкольники, совместный труд, воспитание, обучение, развитие личности, активные методы, педагогическая поддержка.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ТРУДА ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ
Никитина Валентина Леонидовна, воспитатель
МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" Нижегородская обл. г. Выкса
Аннотация. В данной статье рассматривается важность формирования общих трудовых навыков у детей дошкольного возраста через совместный труд с взрослыми. Подробно анализируются методы и формы организации совместной деятельности, а также их влияние на развитие личности ребенка. Обсуждаются практические аспекты внедрения трудовой деятельности в дошкольные учреждения, а также положительные результаты, которые она приносит как детям, так и воспитателям. Особенно акцентируется внимание на роли взрослых в процессе обучения и воспитания, а также на необходимости создания комфортной и поддерживающей атмосферы для эффективного обучения детей.
Ключевые слова: трудовые навыки, дошкольники, совместный труд, воспитание, обучение, развитие личности, активные методы, педагогическая поддержка.
Формирование трудовых навыков у дошкольников является одной из ключевых задач в системе раннего детского развития. Труд не только развивает у детей практические умения, но и формирует их характер, дисциплину, ответственность и умение работать в команде. Взаимодействие детей с взрослыми в процессе совместного труда создает уникальные условия для обучения и развития, благодаря чему дети учатся не только выполнять задачи, но и выстраивать отношения, воспринимать и анализировать информацию, а также преодолевать трудности.
Трудовые навыки — это набор умений, необходимых для выполнения различных трудовых действий. В раннем возрасте к ним относятся не только физические навыки (например, аккуратность и ловкость), но и умения, связанные с совместной деятельностью, такие как умение слушать, делиться, обосновывать свои действия.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте важна не только для формирования практических навыков, но и для социализации. Принимая участие в различных формах труда, дети учатся:
Работать в команде;
Слушать и уважать мнение других;
Планировать свои действия;
Поддерживать внимание и усидчивость;
Оценивать результаты своей деятельности.
Таким образом, труд становится не только средством достижения практического результата, но и ценным инструментом для социализации детей.
Для эффективного формирования трудовых навыков у дошкольников необходимо использовать разнообразные подходы к организации совместной деятельности.
Включение детей в долгосрочные проекты, связанные с созданием, изготовлением или решением определенной задачи. Это может быть создание детского сада, помощь в оформлении группового помещения и др.
Создание ситуаций, в которых дети могут примерять на себя роли взрослых (например, повара, врача, строителя). Это помогает детям познать профессии и развить трудовые навыки в игровой форме.
Организация мероприятий, где дети с родителями могут демонстрировать результаты своей деятельности (например, поделки, кулинарные изделия). Это не только предоставляет возможность проявить себя, но и учит работать в команде.
Воспитатель играет ключевую роль в организации совместного труда. Необходимы следующие действия:
Создание условий для труда: подготовка рабочего места, предоставление необходимых материалов, создание позитивной атмосферы.
Поддержка инициативы: поощрение детей за проявление самостоятельности и инициативности в работе.
Обратная связь: регулярные обсуждения результатов работы, выделение успешных моментов, анализ ошибок.
Примеры совместной трудовой деятельности. Например, трудовая прогулка. Воспитатель может организовать трудовую прогулку, во время которой дети помогут ухаживать за растениями в саду или собирать природные материалы для поделок. Это позволяет детям не только узнать больше о природе, но и сформировать первичные трудовые навыки.
Неделя мастер-классов, в рамках которой дети совместно с воспитателями и родителями изготавливают различные поделки, становится отличной практикой формирования трудовых умений. В процессе создания работ важно не только выполнение заданий, но и общение, обмен идеями.
Участие в совместном труде способствует формированию социальных навыков, таких как умение сотрудничать, выступать в роли лидера и слушать мнение других. Дети учатся взаимодействовать, обсуждать и находить компромиссы.
Завершение трудовой деятельности и получение положительного результата, будь то успешно выполненная поделка или ухоженное растение, способствует формированию у детей уверенности в своих силах и возможностях.
Совместная работа с взрослыми помогает детям осознать важность ответственности за свои действия и результаты труда. Они начинают понимать, что их вклад значим и ценен.
Формирование общих трудовых навыков у дошкольников посредством организации совместного труда с взрослыми является важной задачей, способствующей развитию не только практических умений, но и социальных и личностных качеств. Воспитатели, активно вовлекая детей в трудовую деятельность, создают уникальные условия для полноценного личностного роста ребёнка, формируя его самостоятельность, уверенность и ответственность. Интеграция трудовой деятельности в образовательный процесс не только делает обучение более насыщенным, но и способствует созданию гармоничной атмосферы сотрудничества и поддержки как среди детей, так и среди взрослых.
Если преподаватели будут использовать разнообразные методы и формы организации совместного труда, это окажет положительное влияние на развитие детей и поможет им стать более активными и уверенными членами общества, готовыми к преодолению трудностей и решению разнообразных задач.
Список литературы
Алешанова, Е.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Алешанова, Н. В. Кочетова, В. А. Кутнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54068/.
Лембик, Н. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Н. Ю. Лембик, Е. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12612/.
Сироткина, Л.П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л. П. Сироткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 187-189.