Название статьи:
формирование оптически грамотного письма и чтения у детей с ТНР | Степанова Валентина Юрьевна. Работа №345978
Дата публикации:
05.10.2024
Автор:
Степанова Валентина Юрьевна
Описание:
В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с тяжелыми нарушениями речи идет речь о проблеме изучения, профилактики и коррекции нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. с каждым годом увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 НАДЕЖДА
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов по теме:
Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с ТНР
Учитель-логопед: Степанова В.Ю.
БЛАГОВЕЩЕНСК
Требования к поступающим в первый класс детям сегодня возросли. Программа обучения, которая должна быть усвоена через чтение и письмо, значительно усложнена. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных является трудности в овладении навыком чтения и письма. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость учащихся по русскому языку. Поэтому именно в школьные годы начинают говорить о дисграфии, (50% младших школьников и 30% учеников средней школы страдают дисграфиями, заключение выставляют во 2 классе), хотя неизбежность появления у детей дисграфий можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. Сегодня хотелось бы поговорить об оптической дисграфии и дислексии. Этот вид нарушения письменной речи встречается наиболее часто. Среди родителей бытует мнение, как ребенок говорит, так он и будет писать. Поэтому многие родители, готовя ребенка к поступлению в первый класс, обеспокоены его звукопроизношением. Они ведут ребенка на занятия к логопеду, требуют только заданий на закрепление звуков, не понимают, когда логопед предлагает упражнения другого плана, например, штриховка, и вот, вроде бы ребенок говорит чисто, и сформирована слоговая структура слова, но, как только в школе начинаются уроки чтения и письма, обнаруживается что ребенок актуализирует звук (правильно его произносит, определяет местонахождения), но не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения, у некоторых детей появляется зеркальное письмо, отмечаются искажения, смешения, замены букв. Ошибки такого плана являются стойкими, самостоятельно справится с ними не получается и в этом случае мы уже говорим об оптической дисграфии и дислексии. Причинами возникновения данного нарушения являются влияния различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, а также наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Одной из причин являются трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.
При литеральной форме нарушено узнавание и воспроизведение даже изолированных букв.
При вербальной изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
По каким же характерным трудностям можно предположить возникновение у детей оптических сложностей при чтении и на письме:
- дети долго не могут запомнить основные и оттеночные цвета, геометрические формы, они не только не могут словесно обозначить цвет и форму предмета, но и выполнить задание на невербальном уровне, например, покажи, где красный треугольник, покажи, что здесь круглое? Найди и покажи, что похоже на квадрат, что всегда бывает зеленого цвета? И т.п.
– детям сложно узнать предмет по силуэту, контурному изображению, особенно, если изображения наложены друг на друга
–дошкольники не справляются с заданиями на нахождении различий в изображениях предметов; при сравнении двух предметов могут выделить не более одного-двух различий и то с подсказкой.
– не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;
–очень длительное время не могут научиться ориентироваться в собственном теле; (правая-левая рука, нога, руки на пояс, на плечи,)
– дети испытывают трудности в расположении предметов в пространстве (сделай так, чтобы мяч был на столе, под столом, около стола и т.д.) покажи, что находится на столе, рядом со столом, положи карандаш справа, а ручку слева и т.п.
– очень трудны для детей задания по копированию геометрических фигур, узоров они неверно передают размеры, пропускают элементы, недорисовывают или наоборот, добавляют лишние элементы;
– практически не справляются с выполнением заданий на дорисовывание предмета до целого;
– более длительное время требуется на овладение навыком обводки, штриховки, дети заходят за контур, не соблюдают расстояния между линиями, недорисовывают контура;
– рисунки детей отличаются своеобразием (композиция, линии, соединения).
При овладении буквенными обозначениями дошкольники с ТНР долго не могут установить связь между звуком и буквой
– испытывают трудности в узнавании букв, нахождении букв в ряду сходных, правильно и неправильно написанных букв,
не справляются с заданиями на конструирование букв из элементов
– при чтении отмечаются замены звуков изображающие графически сходные буквы (бак-вак)
Коррекционно-профилактическая работа по формированию предпосылок оптически грамотного письма и чтения делится на два периода Подготовительный и основной. В подготовительный период проводятся упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.
Подготовительный период
1. Остановлюсь на том материале, который использую в своей работе по формированию зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) Материалы подобраны по всем лексическим темам.
- цветное изображение предметов;
- силуэтное изображение;
- контурное изображение;
- пунктирное изображение;
- зашумленное изображение;
- недорисованное изображение;
- наложенные изображения друг на друга.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.
Направления работы:
1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.
2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.
3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.
4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.
5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.
6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.
7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.
8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.
9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.
10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.
11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.
12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.
13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.
Кроме того, в работе использую стихи, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. (на калитку посмотри…)
Итог: Раннее выявление несформированности основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, а также проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие оптической дисграфии и дислексии или же резко снизит степень их выраженности.
Задание № 1. Нахождение букв, среди не буквенных изображений.
Инструкции:
- Посмотри и найди среди знаков букву, буквы.
Назови эту букву.
Найди эти буквы среди букв алфавита.
Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. Узнавание букв, написанных стилизованно.
инструкции:
- Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение
Найди такую же букву, среди букв алфавита.
Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.
-
Покажи букву, которую я назову (постепенно увеличиваю количество называемых букв).
- Посмотри и назови буквы:
- в верхней (первой) строчке
- в нижней (второй) строчке.
Найди эти буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами.
инструкции:
- Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.
Составь слово из букв разрезной азбуки.
- Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. Нахождение букв в сюжетных изображениях.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках
Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. Узнавание пунктирно изображенных букв.
инструкции:
- Посмотри и назови буквы.
Найди такую же букву, среди букв алфавита.
Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.
- Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).
- Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 7. Узнавание букв в условиях графического зашумления.
инструкции:
- Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?
- Назови, какая буква спряталась:
- в верхнем левом углу
- в нижнем левом углу
- в верхнем правом углу
- в нижнем правом углу.
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. Узнавание букв перевернутых в пространстве.
инструкции:
- Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
- Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).
- Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?
Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
- Найди буквы в картинках:
- в верхней (первой) строчке
- в нижней (второй) строчке.
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. Узнавание букв в условиях наложения.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы ты видишь
Найди эти буквы, среди букв алфавита.
• Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).
Задание № 11. Узнавание недописанных букв.
инструкции:
- Посмотри, здесь одна и та же буква недописана
Узнай, какая это буква.
Найди её, среди букв разрезной азбуки.
Допиши букву.
Задание № 12. Дифференциация оптически сходных букв.
инструкции:
- Посмотри и назови буквы парами.
Найди каждую букву, среди букв алфавита.
Выложи из букв разрезной азбуки такую же.
Последовательность букв.
- Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.
- Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.
Чем похожи и чем отличаются буквы?
Задание № 13. Узнавание правильно и неправильно написанных букв.
инструкции:
- Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.
Закрой фишками все неправильно написанные буквы.
Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.
Назови все правильно написанные буквы.
- в третьей строчке
- в четвертой строчке.
Задание № 15. Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение.
инструкции:
- Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).
- Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
0
Скачать работу
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов по теме:
Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с ТНР
Учитель-логопед: Степанова В.Ю.
БЛАГОВЕЩЕНСК
Требования к поступающим в первый класс детям сегодня возросли. Программа обучения, которая должна быть усвоена через чтение и письмо, значительно усложнена. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных является трудности в овладении навыком чтения и письма. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость учащихся по русскому языку. Поэтому именно в школьные годы начинают говорить о дисграфии, (50% младших школьников и 30% учеников средней школы страдают дисграфиями, заключение выставляют во 2 классе), хотя неизбежность появления у детей дисграфий можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. Сегодня хотелось бы поговорить об оптической дисграфии и дислексии. Этот вид нарушения письменной речи встречается наиболее часто. Среди родителей бытует мнение, как ребенок говорит, так он и будет писать. Поэтому многие родители, готовя ребенка к поступлению в первый класс, обеспокоены его звукопроизношением. Они ведут ребенка на занятия к логопеду, требуют только заданий на закрепление звуков, не понимают, когда логопед предлагает упражнения другого плана, например, штриховка, и вот, вроде бы ребенок говорит чисто, и сформирована слоговая структура слова, но, как только в школе начинаются уроки чтения и письма, обнаруживается что ребенок актуализирует звук (правильно его произносит, определяет местонахождения), но не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения, у некоторых детей появляется зеркальное письмо, отмечаются искажения, смешения, замены букв. Ошибки такого плана являются стойкими, самостоятельно справится с ними не получается и в этом случае мы уже говорим об оптической дисграфии и дислексии. Причинами возникновения данного нарушения являются влияния различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, а также наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Одной из причин являются трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления.
При литеральной форме нарушено узнавание и воспроизведение даже изолированных букв.
При вербальной изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
По каким же характерным трудностям можно предположить возникновение у детей оптических сложностей при чтении и на письме:
- дети долго не могут запомнить основные и оттеночные цвета, геометрические формы, они не только не могут словесно обозначить цвет и форму предмета, но и выполнить задание на невербальном уровне, например, покажи, где красный треугольник, покажи, что здесь круглое? Найди и покажи, что похоже на квадрат, что всегда бывает зеленого цвета? И т.п.
– детям сложно узнать предмет по силуэту, контурному изображению, особенно, если изображения наложены друг на друга
–дошкольники не справляются с заданиями на нахождении различий в изображениях предметов; при сравнении двух предметов могут выделить не более одного-двух различий и то с подсказкой.
– не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;
–очень длительное время не могут научиться ориентироваться в собственном теле; (правая-левая рука, нога, руки на пояс, на плечи,)
– дети испытывают трудности в расположении предметов в пространстве (сделай так, чтобы мяч был на столе, под столом, около стола и т.д.) покажи, что находится на столе, рядом со столом, положи карандаш справа, а ручку слева и т.п.
– очень трудны для детей задания по копированию геометрических фигур, узоров они неверно передают размеры, пропускают элементы, недорисовывают или наоборот, добавляют лишние элементы;
– практически не справляются с выполнением заданий на дорисовывание предмета до целого;
– более длительное время требуется на овладение навыком обводки, штриховки, дети заходят за контур, не соблюдают расстояния между линиями, недорисовывают контура;
– рисунки детей отличаются своеобразием (композиция, линии, соединения).
При овладении буквенными обозначениями дошкольники с ТНР долго не могут установить связь между звуком и буквой
– испытывают трудности в узнавании букв, нахождении букв в ряду сходных, правильно и неправильно написанных букв,
не справляются с заданиями на конструирование букв из элементов
– при чтении отмечаются замены звуков изображающие графически сходные буквы (бак-вак)
Коррекционно-профилактическая работа по формированию предпосылок оптически грамотного письма и чтения делится на два периода Подготовительный и основной. В подготовительный период проводятся упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.
Подготовительный период
1. Остановлюсь на том материале, который использую в своей работе по формированию зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) Материалы подобраны по всем лексическим темам.
- цветное изображение предметов;
- силуэтное изображение;
- контурное изображение;
- пунктирное изображение;
- зашумленное изображение;
- недорисованное изображение;
- наложенные изображения друг на друга.
Основной период
Цель: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.
Направления работы:
1. Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений.
2. Формирование навыка узнавания букв, написанных стилизованно.
3. Формирование навыка узнавания букв, начертанных разными шрифтами.
4. Формирование навыка нахождения букв в сюжетных изображениях.
5. Формирование навыка узнавания пунктирно изображенных букв.
6. Формирование навыка узнавания букв в условиях графического зашумления.
7. Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве.
8. Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов.
9. Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения.
10. Формирование навыка узнавания недописанных букв.
11. Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв.
12. Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв.
13. Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов.
Кроме того, в работе использую стихи, описывающих графический образ буквы и простое положение буквы. (на калитку посмотри…)
Итог: Раннее выявление несформированности основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, а также проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие оптической дисграфии и дислексии или же резко снизит степень их выраженности.
Задание № 1. Нахождение букв, среди не буквенных изображений.
Инструкции:
- Посмотри и найди среди знаков букву, буквы.
Назови эту букву.
Найди эти буквы среди букв алфавита.
Закрой буквой из разрезной азбуки.
Задание № 2. Узнавание букв, написанных стилизованно.
инструкции:
- Посмотри и назови, на какую букву похоже это изображение
Найди такую же букву, среди букв алфавита.
Закрой веселое изображение буквой из разрезной азбуки.
-
Покажи букву, которую я назову (постепенно увеличиваю количество называемых букв).
- Посмотри и назови буквы:
- в верхней (первой) строчке
- в нижней (второй) строчке.
Найди эти буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 4. Чтение слов, состоящих из букв изображенных стилизованно и разными шрифтами.
инструкции:
- Посмотри и назови, на какие буквы похожи эти изображения. Прочитай слово.
Составь слово из букв разрезной азбуки.
- Составь из слов разрезной азбуки фразу. Прочитай её.
Задание № 5. Нахождение букв в сюжетных изображениях.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы спрятались в картинках
Покажи все буквы. Сосчитай, сколько букв (А и др.) ты увидел?
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Задание № 6. Узнавание пунктирно изображенных букв.
инструкции:
- Посмотри и назови буквы.
Найди такую же букву, среди букв алфавита.
Закрой пунктирное изображение буквой из разрезной азбуки.
- Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).
- Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 7. Узнавание букв в условиях графического зашумления.
инструкции:
- Посмотри, буква спряталась. Какая буква спряталась?
- Назови, какая буква спряталась:
- в верхнем левом углу
- в нижнем левом углу
- в верхнем правом углу
- в нижнем правом углу.
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 8. Узнавание букв перевернутых в пространстве.
инструкции:
- Посмотри на букву и найди такую же, среди букв алфавита. Назови букву. Чем отличаются буквы?
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
- Покажи букву, которую я назову (постепенно логопед увеличивает количество называемых букв).
- Назови букву, которую я покажу (постепенно логопед увеличивает количество букв).
Задание № 9. Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы ты видишь в картинках?
Найди эти буквы, среди букв разрезной азбуки.
- Найди буквы в картинках:
- в верхней (первой) строчке
- в нижней (второй) строчке.
Найди такие же буквы, среди букв алфавита.
Закрой их буквами из разрезной азбуки.
Задание № 10. Узнавание букв в условиях наложения.
инструкции:
- Посмотри и назови, какие буквы ты видишь
Найди эти буквы, среди букв алфавита.
• Можно работать с парой детей, кто быстрее и больше назовет букв (соревновательный момент).
Задание № 11. Узнавание недописанных букв.
инструкции:
- Посмотри, здесь одна и та же буква недописана
Узнай, какая это буква.
Найди её, среди букв разрезной азбуки.
Допиши букву.
Задание № 12. Дифференциация оптически сходных букв.
инструкции:
- Посмотри и назови буквы парами.
Найди каждую букву, среди букв алфавита.
Выложи из букв разрезной азбуки такую же.
Последовательность букв.
- Покажи и назови, сначала 1. потом 2 букву.
- Покажи и назови, сначала 2, потом 1 букву.
Чем похожи и чем отличаются буквы?
Задание № 13. Узнавание правильно и неправильно написанных букв.
инструкции:
- Написана пара букв, одна из букв написана неправильно, так не должна писаться.
Закрой фишками все неправильно написанные буквы.
Найди оставшиеся буквы, среди букв алфавита.
Назови все правильно написанные буквы.
- в третьей строчке
- в четвертой строчке.
Задание № 15. Перечень стихотворений, описывающих графический образ буквы и её простое положение.
инструкции:
- Прослушай стихотворение про букву и выложи её из палочек (элементов).
- Заучивание одного из трех стихотворений про букву.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
0