Формирование орфографической зоркости младших школьников. | Караваева Ульяна Валериановна. Работа №301889. Номер работы: №301889
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость. Предлагаю виды упражнений, которые способствуют развитию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости
младших школьников.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость. Предлагаю виды упражнений, которые способствуют развитию орфографической зоркости.
1.Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
7. Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля. Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке: а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4, 2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5. 1) снег 2) ногами 3) мягко 4) под 5) хрустит
- Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?
8. Зрительно - слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во 2 классе я продолжаю писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. Для 3-4 классов за основу беру диктанты И. Т. Федоренко, значительно их расширив.
9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
10. Диктант «Проверь себя». На уроках русского языка для выработки навыков самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», это самый продуктивный вид работы, который приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть трудности. Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта «Проверь себя». Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта «Проверь себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
11. Самодиктанты - это вид диктанта, при котором: - текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом. - проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. Эта форма работы чрезвычайно эффективна, интересна учащимся, так как они становятся «исследователями» уже знакомого им текста. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самодиктовка и сравнение своей записи с исходной.
12. Взаимодиктант может проводиться после подготовки, описанной выше для самодиктанта: - в парах с взаимопроверкой при использовании образца; - одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число должно соответствовать количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
Ценность подобных диктантов состоит в том, что поиск слов с определённой орфограммой в тексте служит одновременно обогащению словаря младших школьников, зрительному запоминанию написания тех или иных слов и развитию навыка самоконтроля. Перечисленные диктанты направлены на осмысление учениками усваиваемых орфограмм, и на развитие навыка автоматического письма.
13. Конструирование состоит в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений с опорными словами, включающими ту или иную орфограмму, а также в подборе слов определённой структуры (с данным корнем, и т.д.), попутно оно может формировать орфографические умения, если задание на подбор будет связано с изучаемой орфограммой.
14. Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы. Ученикам представляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами. Свободный диктант представляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе – изложению. При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой памяткой.
- Составь рассказ. - Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
- Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова. - Проверь по слогам каждое слово. - Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
15. Рифмованные упражнения. Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
А). «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши. Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши, и моржи, машины, шины, камыши - запомни слоги жи и ши.
Б)Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.
Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок». Кошка Маринка, котёнок …., щенок Дружок, цыплёнок…., корова Бурёнка, коза …., поросёнок Хрюша, и бычок …. Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
В). Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки. Чаща, чяйка, каланча чящя, ча чя роща, чаща и свечя щя чящя ча пищя, чайник, чяшки, чай - ща чя ча чя как напишешь? Отвечай! Чя Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание. Чайка, каланчя Чя ча
Г). «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм. Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок, девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья? Или: Шубка, шапка и мороз, мальчик Коля, кот Барбос. Анна, лестница, весна, класс, машина, тишина. Ну, а вы, друзья мои, сколько правил здесь нашли? Дети находят и выделяют нужную орфограмму.
Рифмованные упражнения на уроках чтения и русского языка выполняются преимущественно в устной форме. После чтения ученики ясно проговаривают трудные в орфографическом отношении слова. Именно орфографическое проговаривание помогло моим детям изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Так, при закреплении и проверке знаний я использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится доступным, работоспособность повышается.
Д). «Игровой словарик» Несколько лет назад я познакомилась с технологией В.Н.Зайцева, изучила её и стала применять на уроках русского языка работу с игровыми словариками. Игровые словарики позволяют сократить время на каждое упражнение в 5 – 10 раз. Приведу в качестве примера начало страницы такого словарика по одной из орфограмм. Проверяемые безударные гласные. о т_лковать е в_снушки е з_лёный о б_льшой
В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква. Возможны разные способы игры со словарём: индивидуально и в парах, в режиме соревнования групп и «соревнования с самим собой». При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыты. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает всего 1-2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течение недели повторять выбранную страничку 5-6 раз. То количество ошибок
уменьшается в 2-3 раза. После упражнений с игровыми словариками каждый ученик выписывает в свою рабочую тетрадь те слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. Затем, при работе дома, он составляет небольшой рассказ, в котором содержатся выписанные слова или используются новые слова с трудной орфограммой.
Е). «Фотограф». Для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова, мы прибегаем к помощи грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. Диктанты начинала писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 5 – 6 букв. Все орфограммы выделяла другим цветом, например. Зелёным. Таким образом, «фотография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных» букв и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости. Над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, т.е. до тех пор, пока не исчезнут ошибки.
Итак, учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают и новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Список литературы:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
2. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. – 2000 – №1 – С. 62-68.
3. Белоус Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка // Начальная школа. – 2010. – №10 – С. 30 – 34.
4. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. – 2004 – №3. – С. 35 – 38.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Нач. школа. – 2003. – №4. – С.39-43.
6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. – 2002. – №1. – С.90-93.
7. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования // Начальная школа плюс До и После – 2011. – №3. – С. 3–5
8. Галунчикова Е.Н. Развитие орфографических навыков обучающихся. // Управление начальной школой. – 2010. – №7 – С. 88 – 50.