«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов» | Миличникова Наталья Анатольевна. Работа №347877
Перед учителем стоит задача научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 имени кавалера ордена «За личное мужество» С.А. Вотрина городского округа Сызрань Самарской области
Выступление на окружном Марафоне педагогических инноваций
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Подготовила
учитель начальных классов
Миличникова Наталья Анатольевна
г. Сызрань
2024г
. Неправильное употребление и написание слов
ведет за собою ошибки в области мысли и
потом в практической жизни.
Д.И.Писарев
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования.
Цель работы:показать приемы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с учётом ФГОС.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии: Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.
а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие факторы:
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов:
- увидеть орфограмму в слове;
-определить её вид;
-определить способ решения задачи;
- составить алгоритм решения задачи;
-решить задачу;
- написать слово и осуществить самопроверку.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:
а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
Основные причины написания слов с ошибками:
Ученик не видит «опасных мест».
-Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.
-Низкий уровень самостоятельности при выполнении .
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1)Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зоркости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой эта работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов.
Школьник для решения орфографической задачи должен пройти 6 этапов: увидеть орфограмму в слове;
определить её вид;
определить способ решения задачи;
составить алгоритм решения задачи;
решить задачу;
написать слово и осуществить самопроверку.
Основные причины написания слов с ошибками:
1. Ученик не видит «опасных мест».
2. Не может подбирать проверочные слова из-за маленького словарного запаса, снижения интереса к чтению.
3. Низкий уровень самостоятельности при выполнении.
Выделяют следующие признаки орфограммы:
- Написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
- Наличие не менее двух различных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Орфографический навык очень сложный, т.к. в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:
1) Умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные.
2) Умение соотносить написание и произношение слова, устанавливать сходства и различие.
3) Умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ).
4) Умение подбирать однокоренные слова.
5) Умение изменять форму слова.
Первый этап формирования орфографической зоркости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Про¬писям в процессе звуко-буквенного анализа слов. НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУКВЫ
Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости. НАПИСАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОРФОГРАММЫ ЗАВИСИТ ОТ МОРФЕМЫ(КОРЕНЬ,,,,)
Проговаривание - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. А так как буква – это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву, как знак сильной позиции фонемы.
Значение данного приема: орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений; выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.
Письмо с пропусками букв -овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, как писать. Это разрешение дети получают на длительный период времени.
Например: М_р_сил, н_ сп_не, зимн_ _, сум_рки, в_к_вы_ д_ревья, з_др_мал, _зд_л_ка, _сенн_й д_нек, игра_т с друг_м.
Овладеть письмом с пропусками не просто. Начинать целесообразно с упражнения, которое выполняется так: прослушав слово, учащиеся записывают столько чёрточек, сколько звуков в слове, затем обводят кружком те звуки, которые нельзя обозначить на слух, и только после этого записывают слово с пропусками. Или учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точки под знаком звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают) слово с пропуском .
Один из вариантов письма с пропусками букв является диктант «Проверяю себя». Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики могут задавать вопрос товарищам и учителю. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.
Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в её письменную форму.
Следующим способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание.
Списывание без заданий : пишут слова, предложения ,текст; никаких указаний не даётся : списать точно, без единой ошибки, без каких -либо искажений ;
Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой — повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора;
Списывания с подчеркиванием (в тексте подчеркнуть слова, обозначающие явления природы: Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась)
Списывание с распределением на основе логического принципа(данные слова списать в таком порядке: названия растения, названия частей растения: стебель, корень, морковь, листья, клевер, колос).
Списывания, осложненные лексическими заданиями. Среди них можно выделить:
Списывание с подчёркиванием синонимов и антонимов.
а) В каждом предложении подчеркнуть близкие по смыслу слова:
Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
б) В каждом из следующих предложений подчеркнуть слова, противоположные по значению:
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.
а) подчеркнутые в словосочетаниях слова заменить близкими по значению именами прилагательными:
Аккуратная девочка (опрятная), серьёзное дело (ответственное), непроходимый лес (дремучий).
б) Первые слова в данных словосочетаниях заменить противоположными по смыслу:
Закат солнца, уход поезда, конец книги, горе матери.
Списывание со вставкой..
а) вставить в предложения слова, близкие по значению подчеркнутым:
Почёт и … собирают по капле.
б) вместо точек вставить слова, противоположные по смыслу подчеркнутым :
Лучше горькая правда, чем красивая …
в)вставить в предложение слова, наиболее подходящие по смыслу:
Зорко охраняют наши рубежи верные (сыновья, сыны) Отечества.
Комбинированное списывание
В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Так, например, могут объединяться два орфографических задания (при списывании вставьте пропущенные буквы и подчеркните сомнительные согласные: В зимний холо… всякий моло...).
Списывания с грамматико – орфографическими заданиями:
Дописывать окончания с указанием грамматической формы с образцом (в пустын…, на строительств…). Образец: (1скл., предл.п.) – в пустыне.
Дописывание окончаний с указанием грамматической формы без образца: в колхоз…, на лошадк… .
Списывания, в которых грамматические и орфографические задания органически связываются с заданиями по развитию речи.
Примеры подобных упражнений по теме «Имена существительные 1 – го и 3 – го склонений единственного числа с шипящими на конце».
Каждую группу слов заменить одним словом. Перед существительными в скобках обозначить склонение,Ьподчеркнуть.
Глухое место в лесу (глушь); белый хлеб, похожий на замок с дужкой (калач).
формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательно – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись одних и тех же слов.
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм обучающимися.
Это даёт возможность обучающимся младших классов написать словарный диктант с минимальным количеством ошибок.
Очень важно научить детей видеть ошибки в словах. Ошибка должна «резать» глаз. Это даёт великую возможность ученику видеть допущенную ошибку и вовремя исправлять её. Дети очень любят играть «в учителя. Это даёт возможность ученику находить все ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости.
Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно.
Избегать механического усвоения того или иного правила правописания, пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм.
Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.
Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид.
Учитель должен хорошо владеть методикой проведения различных упражнений по формированию орфографической зоркости.
Использовать в системе разнообразные виды упражнений, которые в свою очередь активизируют умственную деятельность детей и развивают орфографическую зоркость.
Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.
При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.
Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что работа по формированию орфографической зоркости является неотъемлемой частью уроков русского языка, имеет очень большое значение и занимает много труда и времени.
Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости будем продолжать и в следующих классах, предоставляя учащимся все большую самостоятельность и формируя у них одновременно общеучебные действия.