Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка | Ниссен Ольга Ивановна. Работа №345446. Номер работы: №345446

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка. Орфографическая зоркость — это важнейшее качество, которое обеспечивает грамотное письмо и общее владение нормами языка. В процессе обучения русскому языку ученики осваивают правила правописания, однако эффективное их применение требует осознанного подхода и развития способности к автоматическому распознаванию орфографически сложных мест в словах. В статье описаны методы и приемы, направленные на формирование орфографической зоркости, приводятся примеры упражнений, а также подчеркивается роль систематической работы в развитии грамотности учащихся.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, грамотность, уроки русского языка, младшие школьники, орфографические правила, правописание, осознанное письмо.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Ниссен Ольга Ивановна, учитель МБОУ "Снежинская основная общеобразовательная школа" Кемеровская область

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка. Орфографическая зоркость — это важнейшее качество, которое обеспечивает грамотное письмо и общее владение нормами языка. В процессе обучения русскому языку ученики осваивают правила правописания, однако эффективное их применение требует осознанного подхода и развития способности к автоматическому распознаванию орфографически сложных мест в словах. В статье описаны методы и приемы, направленные на формирование орфографической зоркости, приводятся примеры упражнений, а также подчеркивается роль систематической работы в развитии грамотности учащихся.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, грамотность, уроки русского языка, младшие школьники, орфографические правила, правописание, осознанное письмо.

 

В условиях современного образования одной из ключевых задач, стоящих перед учителями начальной школы, является формирование у детей грамотности — способности правильно писать на родном языке. Орфографическая зоркость, как одно из важнейших качеств, помогает ребенку не просто механически запоминать правила, но и осознавать структуру слова, распознавать орфографически сложные моменты и автоматически применять нужные правила. Это качество важно развивать уже с первых лет обучения, так как от уровня его сформированности зависит не только грамотность учащихся, но и их способность к дальнейшему успешному обучению.

Несмотря на то, что школьная программа по русскому языку содержит множество правил и упражнений для их закрепления, сама по себе система упражнений без осознанного подхода часто оказывается недостаточной. Учителю важно внедрять специальные приемы и методики, которые помогут развить орфографическую зоркость у каждого ученика.

Орфографическая зоркость — это способность учащегося быстро и точно распознавать орфографически сложные места в словах, осознавать их и применять соответствующие правила правописания. Формирование этого качества связано с развитием осознанного подхода к письменной речи, когда ученик не просто следит за написанием отдельных слов, но и понимает, по каким законам строится слово, где могут скрываться трудности, требующие применения тех или иных правил.

Процесс формирования орфографической зоркости включает следующие ключевые моменты:

1. Развитие внимательности к написанию слов.

2. Осознание связи между звуковым и буквенным составом слова.

3. Освоение орфографических правил и их автоматическое применение.

4. Формирование умения находить и исправлять ошибки.

Зоркость, в отличие от механического запоминания правил, формируется постепенно, по мере накопления опыта работы с различными типами слов. Важно, чтобы ребенок не только выучил правило, но и осознал, как и в каких ситуациях его следует применять.

Для успешного формирования орфографической зоркости важно использовать разнообразные методы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность учеников и способствуют осознанному усвоению правил орфографии. Рассмотрим наиболее эффективные из них.

1. Анализ и разбор слов

Один из основных методов формирования орфографической зоркости — это систематический анализ слов, их структуры, звуко-буквенного состава. Важно, чтобы дети учились самостоятельно выделять орфографически сложные места в словах и соотносить их с изученными правилами. Например, при изучении безударных гласных в корне слова учитель может предложить учащимся такие задания:

- Найдите в предложении слова с безударными гласными в корне.

- Подберите проверочные слова для данных слов.

- Объясните, почему в слове пишется та или иная гласная.

Этот метод помогает детям развить внимательность к структуре слова, осознать, что за каждым написанием скрывается определенное правило, которое можно проверить и применить.

2. Словарные диктанты и орфографические минутки

Словарные диктанты и орфографические минутки — это эффективные упражнения для закрепления орфографической зоркости. Регулярные словарные диктанты позволяют детям повторять и осваивать написание слов, обращая внимание на сложные орфограммы. Важно, чтобы после диктанта проводился анализ ошибок: дети должны понимать, почему была допущена та или иная ошибка, и как ее исправить.

Орфографические минутки можно проводить на каждом уроке русского языка, выделяя несколько минут для работы с конкретными словами или орфограммами. Это могут быть упражнения на исправление ошибок, вставку пропущенных букв, выбор правильного варианта написания. Постоянная работа с такими заданиями помогает учащимся развивать орфографическую зоркость и укреплять грамотность.

3. Использование карточек и таблиц с орфограммами

Карточки с орфограммами — это удобный способ визуализировать сложные моменты в правописании и закрепить их в памяти детей. Например, можно использовать карточки с безударными гласными, где ученики должны подобрать проверочные слова. Это упражнение помогает сформировать у детей навык поиска и исправления орфографически сложных мест в словах.

Таблицы с орфограммами — еще один полезный инструмент для систематизации знаний. Учитель может создать таблицу, где будут представлены разные типы орфограмм (например, чередующиеся гласные, безударные гласные, проверяемые согласные и т. д.), а также примеры слов и правил, которые применяются к каждому случаю. Постепенно дети будут научаться находить нужные правила и применять их на практике.

4. Игровые технологии на уроках русского языка

Использование игровых технологий способствует активному усвоению материала и развитию орфографической зоркости. На уроках русского языка можно применять различные игры, такие как "Орфографическое лото", "Найди ошибку", "Собери слово". Эти игры направлены на то, чтобы в игровой форме повторить и закрепить орфографические правила.

Например, в игре "Найди ошибку" учитель предлагает ученикам текст с намеренно допущенными орфографическими ошибками. Задача детей — найти все ошибки и исправить их. Такая деятельность помогает развить внимательность к написанию слов и закрепить изученные правила.

5. Работа с текстами: диктанты, изложение, сочинение

Диктанты и изложения — это классические формы работы, которые помогают формировать грамотность у школьников. Во время диктанта дети учатся правильно записывать услышанное, применяя на практике орфографические правила. Однако важно не просто проводить диктанты, но и организовывать последующую работу с ошибками. Учитель должен объяснять, почему была допущена ошибка, какое правило следует применить.

Сочинения также играют важную роль в развитии орфографической зоркости, так как в процессе написания текста ребенок сам сталкивается с необходимостью выбирать правильные формы слов, проверять их написание. Учителю стоит поощрять самостоятельную проверку сочинений детьми с целью нахождения и исправления ошибок.

Роль систематической работы в формировании орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости — это длительный и поэтапный процесс, который требует систематической работы. Важно, чтобы учитель планировал уроки так, чтобы каждый этап изучения орфографических правил сопровождался упражнениями на осознание и закрепление этих правил.

1. Этапы формирования орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости можно разделить на несколько этапов:

- Первый этап — знакомство с орфограммами и правилами. На этом этапе дети учатся осознавать сложные места в словах и правила их написания.

- Второй этап — систематизация и закрепление знаний. Учитель организует работу по повторению и применению изученных правил на практике.

- Третий этап — автоматизация применения правил. Дети учатся самостоятельно находить орфографически сложные места в словах и правильно их писать.

2. Важность индивидуальной работы с учащимися

Каждый ребенок осваивает правила правописания в своем темпе, и важно, чтобы учитель учитывал индивидуальные особенности учеников. Некоторым детям может потребоваться больше времени на освоение определенных орфограмм, и в таком случае стоит уделить внимание дополнительной работе с этими учащимися. Это могут быть индивидуальные задания, карточки для самостоятельной работы, дополнительные упражнения на дом.

3. Рефлексия и оценка достижений учащихся

Одним из важных моментов в формировании орфографической зоркости является рефлексия — осознание учеником своих успехов и трудностей. Учитель может проводить небольшие беседы после диктантов или других письменных работ, где дети будут анализировать свои ошибки, определять, где и почему они ошиблись, и как можно избежать этих ошибок в будущем.

Примеры упражнений для формирования орфографической зоркости

Для того чтобы эффективно развивать орфографическую зоркость у учащихся, учитель может использовать различные типы упражнений. Приведем несколько примеров:

1. Упражнение "Исправь ошибки"

Учитель предлагает детям текст, в котором намеренно допущены ошибки. Задача учащихся — найти все ошибки и исправить их, объяснив каждую исправленную орфограмму.

2. Упражнение "Найди проверочное слово"

Ученикам дается список слов с безударными гласными в корне. Задача — подобрать к каждому слову проверочное слово, чтобы объяснить правильное написание.

3. Упражнение "Заполни пропуски"

Учитель раздает детям карточки с пропущенными буквами в словах. Задача — вставить пропущенные буквы, объяснив, какое правило правописания применяется в каждом случае.

4. Упражнение "Орфографический диктант"

Проводится диктант, после которого ученики самостоятельно проверяют свои работы, находят и исправляют ошибки.

В заключение можно отметить, что формирование орфографической зоркости у младших школьников — это одна из важнейших задач учителя русского языка. Для того чтобы дети могли не только запоминать правила, но и осознанно их применять, важно использовать разнообразные методы и приемы, которые помогут развить внимание к орфографическим особенностям слов, систематизировать знания и автоматизировать применение правил. Систематическая работа, включающая анализ слов, словарные диктанты, игры и рефлексию, позволяет эффективно формировать грамотность и орфографическую зоркость у учащихся, обеспечивая им прочные навыки правописания на всех этапах обучения.

 

 

Список литературы

 

1.Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Коваль, Н. А. Проблема формирования орфографической зоркости на уроке русского языка / Н. А. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 115-117.

3.Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. - 2018, №3.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×