Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование орфографической зоркости на уроках младших школьников, как основа успешного обучения | Бабкина Анастасия Владимировна. Работа №350050. Номер работы: №350050

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования орфографической зоркости у младших школьников как важной основы успешного овладения навыками грамотного письма. Орфографическая зоркость — это способность ребёнка замечать орфограммы и применять правила на практике. Данный навык способствует развитию общей грамотности, что является важным фактором в образовательном процессе. В статье анализируются основные методы и приёмы, способствующие формированию орфографической зоркости, такие как анализ слова, развитие зрительной памяти и ассоциативные упражнения. Приведены практические рекомендации для учителей.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфография, младшие школьники, грамотность, зрительная память, орфограммы, начальная школа.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Бабкина Анастасия Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ "ООШ №3", г. Ковдор

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования орфографической зоркости у младших школьников как важной основы успешного овладения навыками грамотного письма. Орфографическая зоркость — это способность ребёнка замечать орфограммы и применять правила на практике. Данный навык способствует развитию общей грамотности, что является важным фактором в образовательном процессе. В статье анализируются основные методы и приёмы, способствующие формированию орфографической зоркости, такие как анализ слова, развитие зрительной памяти и ассоциативные упражнения. Приведены практические рекомендации для учителей.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфография, младшие школьники, грамотность, зрительная память, орфограммы, начальная школа.

 

Формирование орфографической зоркости является ключевым этапом в развитии грамотности у младших школьников. Дети начальных классов находятся на том уровне обучения, когда у них только начинают формироваться навыки правописания, и своевременное развитие орфографической зоркости помогает избежать в дальнейшем многочисленных ошибок и трудностей в освоении языка. Орфографическая зоркость позволяет ученику замечать орфограммы, понимать их значимость и применять знания на практике. Таким образом, целенаправленное развитие данного навыка закладывает фундамент для успешного обучения.

Цель данной статьи — рассмотреть методы и подходы, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников, и предложить практические рекомендации для их эффективного применения.

Рассмотрим основные методы формирования орфографической зоркости.

Зрительная память играет ключевую роль в формировании орфографической зоркости, так как способность запомнить внешний вид слова помогает школьникам реже допускать ошибки при письме. Некоторые из методов развития зрительной памяти включают:

- Карточки с орфограммами: учитель демонстрирует карточки со словами, выделяя орфограммы. Учащиеся запоминают внешний вид слова и его написание.

- Зрительные диктанты: учитель показывает слово, которое через несколько секунд исчезает, и учащиеся должны написать его по памяти, сосредотачиваясь на правильном написании.

- Игра «Запомни слово»: детям показывают слово, и они закрывают глаза, пытаясь мысленно воспроизвести его написание.

Такие упражнения развивают у детей способность удерживать в памяти сложные слова, что облегчает применение орфографических правил.

Анализ слова помогает учащимся осознанно подходить к его написанию, замечать корни, приставки, суффиксы и окончания:

- Работа с корнями и морфемами: учащимся предлагают разделить слова на части и определить, где находится орфограмма.

- «Дерево слова»: этот метод заключается в разборе слова по его структуре. Учащиеся пишут корень, приставку, суффикс и окончание в разных цветах, что помогает им легче воспринимать структуру слова и понимать, где могут быть орфограммы.

- Игра «Орфографический лото»: учитель зачитывает слова, и ученики находят соответствующие части слова в виде карточек. Это помогает ученикам лучше осознать структуру слов и возможные орфографические сложности.

Создание ассоциаций помогает младшим школьникам запоминать правила написания слов. Метод ассоциаций включает:

- Образы и иллюстрации: использование картинок, ассоциирующихся с конкретными орфограммами, делает запоминание правил более лёгким и интересным. Например, изображение ежика может ассоциироваться со словом «ежик», и ученики запоминают, что в корне пишется «ё».

- Рифмы и стихотворения: рифмованные строки, содержащие слова с определёнными орфограммами, способствуют лёгкому запоминанию сложных слов.

- Метод «Орфографические истории»: учитель предлагает ученикам составить историю, в которой употребляются определённые слова с орфограммами. Это помогает создать эмоциональную связь с материалом, что облегчает его запоминание.

Ассоциации способствуют закреплению знаний и делают изучение орфографии менее рутинным.

Регулярная практика — важная составляющая формирования орфографической зоркости. Постоянное повторение позволяет лучше закрепить материал в памяти:

- Орфографические диктанты: учитель проводит короткие диктанты, в которых акцентируется внимание на написании слов с орфограммами.

- Карточки с пропущенными буквами: ученики получают карточки со словами, где пропущены орфограммы, и должны вставить правильные буквы. Это упражнение помогает отработать орфографические навыки на практике.

- Домашние задания с упражнениями на орфограммы: регулярное выполнение домашних заданий с орфограммами позволяет закрепить навыки и применить правила на практике.

Систематические тренировки помогают учащимся лучше запоминать орфограммы и увеличивают уверенность в своих силах при выполнении заданий.

Игровые методики делают процесс запоминания орфограмм более увлекательным. Примеры игровых методик:

- Игра «Найди ошибку»: ученикам предлагается найти и исправить ошибки в тексте, сосредоточив внимание на орфографических правилах.

- Орфографическая эстафета: команды детей соревнуются, вставляя пропущенные буквы в предложенные слова. Это помогает создать соревновательную атмосферу и стимулирует интерес к изучению орфографии.

- Игра «Орфографический детектив»: ученики выступают в роли «детективов», которым нужно «раскрыть тайну» орфограммы, найдя её в тексте.

Игровые методы способствуют вовлечению учащихся и делают процесс обучения более интересным и менее напряжённым.

В заключение отметим, что формирование орфографической зоркости является основой успешного обучения правописанию в начальной школе. Развитие этого навыка способствует грамотности учащихся и облегчает усвоение правил орфографии. Методы развития орфографической зоркости включают работу с памятью, анализ структуры слова, использование ассоциаций и игр. Регулярное применение этих методов позволяет улучшить успеваемость, снижает уровень тревожности у детей и делает процесс обучения интересным. Разнообразие подходов к формированию орфографической зоркости позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, создавая благоприятные условия для обучения.

 

Список литературы

1. Воробьева, Л. Н. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе. — М.: Издательство образования, 2020.

2. Кузнецова, А. И. Методика формирования орфографической зоркости у младших школьников. // Начальная школа, 2018. — № 4. — С. 28-34.

3. Соколова, М. В. Развитие зрительной памяти при обучении орфографии в начальной школе. — СПб.: Педагогика, 2019.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×