Формирование основ безопасного поведения детей на дорогах | Конегер Клавдия Викторовна. Работа №344430
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования основ безопасного поведения детей на дорогах. Освещаются основные методы и подходы, которые воспитатели могут использовать для обучения детей правилам дорожного движения. Приводятся примеры из практики, подчеркивается роль родителей и воспитателей в этом процессе, а также обсуждаются эффективные способы вовлечения детей в образовательный процесс через игры и практические занятия.
Ключевые слова: безопасность, дети, дороги, правила дорожного движения, воспитатель, родители, обучение, игры, практические занятия
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ
Конегер Клавдия Викторовна, воспитатель
МБДОУ Детский Сад № 5 "Звездочка" г.Оха
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования основ безопасного поведения детей на дорогах. Освещаются основные методы и подходы, которые воспитатели могут использовать для обучения детей правилам дорожного движения. Приводятся примеры из практики, подчеркивается роль родителей и воспитателей в этом процессе, а также обсуждаются эффективные способы вовлечения детей в образовательный процесс через игры и практические занятия.
Ключевые слова: безопасность, дети, дороги, правила дорожного движения, воспитатель, родители, обучение, игры, практические занятия
Формирование основ безопасного поведения детей на дорогах является одной из ключевых задач воспитателей. В современном мире, где количество транспорта постоянно увеличивается, знание правил дорожного движения и умение их применять на практике становится жизненно важным навыком для каждого ребенка. Важно начинать обучение с самого раннего возраста, чтобы дети с детства усваивали нормы поведения на дороге и могли безопасно ориентироваться в городской среде.
Одним из эффективных методов обучения детей правилам дорожного движения является использование игровых форм. Дети лучше воспринимают информацию через игру, поэтому воспитатели могут организовать ролевые игры, в которых малыши будут выступать в роли пешеходов, водителей или светофоров. Например, в одной из групп детского сада воспитатель провел занятие, где дети играли в «город». Они сами строили дороги из кубиков, устанавливали игрушечные светофоры и знаки. Это помогло детям на практике увидеть, как работают правила дорожного движения и какие ситуации могут возникнуть на дороге.
Практические занятия на улице также играют важную роль в обучении детей. Воспитатели могут организовать прогулки по окрестностям детского сада, обращая внимание детей на реальные дорожные знаки, разметку и поведение водителей и пешеходов. Например, группа регулярно ходит на экскурсии к ближайшему пешеходному переходу, где дети учатся правильно переходить дорогу, наблюдать за сигналами светофора и понимать значение дорожных знаков. Воспитатель объясняет детям, что нужно смотреть по сторонам, даже если светофор показывает зеленый свет, так как могут быть невнимательные водители.
Важную роль в формировании основ безопасного поведения на дорогах играет и сотрудничество с родителями. Воспитатели могут проводить совместные мероприятия и беседы, где будут обсуждаться основные правила дорожного движения и способы их объяснения детям. Например, в одной из групп детского сада был организован родительский день, где родители вместе с детьми участвовали в конкурсах на знание правил дорожного движения, разыгрывали сценки и решали тематические задачи. Это позволило родителям понять, как важно говорить с детьми о безопасности на дорогах и самим быть примером правильного поведения.
Также полезно использовать визуальные материалы, такие как плакаты, иллюстрированные книги и видео. Воспитатели могут создавать тематические уголки безопасности, где будут размещены картинки с изображением различных дорожных ситуаций и правильных действий в них. Например, в группе был создан уголок безопасности, где дети могли рассматривать картинки, слушать рассказы о правилах дорожного движения и даже играть с маленькими машинками и светофорами. Это помогает детям лучше запоминать информацию и применять ее на практике.
Особое внимание следует уделять обучению детей в возрасте 3-5 лет, так как именно в этом возрасте они начинают самостоятельно ходить с родителями по улицам и сталкиваться с реальными дорожными ситуациями. Важно объяснять детям, что дорога — это не место для игр, и что необходимо всегда быть внимательными и осторожными. Например, воспитатель проводил с детьми занятия, где рассказывал им истории о персонажах, которые нарушали правила дорожного движения и какие последствия это имело. Эти истории помогали детям понять, почему так важно соблюдать правила и как это может спасти жизнь.
Не менее важно привлекать внимание детей к проблеме безопасности на дорогах через творческие задания. Дети могут рисовать картинки на тему дорожного движения, делать поделки или даже сочинять короткие рассказы. Например, дети рисовали свои собственные дорожные знаки, придумывали для них новые значения и объясняли, почему именно такие знаки нужны на дороге. Это развивает творческое мышление детей и одновременно закрепляет их знания о правилах дорожного движения.
Таким образом, формирование основ безопасного поведения детей на дорогах требует комплексного подхода и участия как воспитателей, так и родителей. Использование игровых методов, практических занятий, визуальных материалов и творческих заданий помогает детям лучше усваивать информацию и применять ее на практике. Совместные усилия взрослых могут создать безопасную среду для детей, научить их правильному поведению на дороге и предотвратить возможные опасные ситуации. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, направляя и поддерживая детей на пути к безопасному и осознанному поведению на дорогах.
Список литературы
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».
2017
.
Ольхова Е.В. Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста в процессе организованной родителями познавательной деятельности. Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2019. Том 1. № 1. С. 62-65.
Позднякова О.В. Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах как условие профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Развитие родительских компетенций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (25-27 июня 2015 г). М.: Издательство. 2015. С. 16-20.