Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование основ экологического воспитания у дошкольников | Сарапаева Марина Алексеевна. Работа №345543. Номер работы: №345543

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена формированию основ экологического воспитания у дошкольников, его значению и методам реализации в образовательном процессе детских садов. Рассматриваются основные аспекты экологии, связанные с повседневной жизнью детей, и предлагаются разнообразные подходы, которые могут быть использованы воспитателями для вовлечения детей в экологические практики. Обсуждаются примеры активностей и проектов, направленных на развитие у дошкольников сознательного отношения к окружающей среде, любви к природе и понимания важности охраны экологии.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, природа, устойчивое развитие, образовательные методики, практические занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сарапаева Марина Алексеевна, воспитатель
ГБОУ №1514 г. Москвы
Аннотация: Статья посвящена формированию основ экологического воспитания у дошкольников, его значению и методам реализации в образовательном процессе детских садов. Рассматриваются основные аспекты экологии, связанные с повседневной жизнью детей, и предлагаются разнообразные подходы, которые могут быть использованы воспитателями для вовлечения детей в экологические практики. Обсуждаются примеры активностей и проектов, направленных на развитие у дошкольников сознательного отношения к окружающей среде, любви к природе и понимания важности охраны экологии.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, природа, устойчивое развитие, образовательные методики, практические занятия.
Формирование основ экологического воспитания у дошкольников является одной из важнейших задач современного образования. В условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов, необходимо уже с раннего возраста прививать детям любовь к природе и понимание своей роли в её охране. Дошкольный период — это время, когда у детей формируются первые представления о мире, и именно в этот период важно создать основы экологического сознания.
Экологическое воспитание охватывает широкий спектр тем, включая изучение природы, её разнообразия, экосистем, а также взаимодействия человека с окружающей средой. Воспитатели могут использовать различные методы для того, чтобы сделать этот процесс увлекательным и доступным для детей. Например, наблюдения за природой могут стать основой для практических занятий, где дети смогут изучать растения, животных и их привычки. Прогулки на свежем воздухе, экскурсии в парки или зоопарки предоставляют детям уникальную возможность увидеть разнообразие живой природы и лучше понять её ценность.
Один из эффективных способов формирования экологического сознания — это использование игр и интерактивных методов обучения. Воспитатели могут организовывать игровые занятия, где дети будут участвовать в экологических квестах или конкурсах. Например, можно провести игру "Собери мусор", где дети будут собирать пластиковые бутылки и бумагу, учась различать, что подлежит переработке. Такие активности не только помогают детям понять важность сортировки отходов, но и развивают их командный дух и социальные навыки.
Чтение книг и рассказывание историй о природе и животных также играют значимую роль в экологическом воспитании. С помощью увлекательных историй дети могут знакомиться с разнообразием живой природы и учиться заботиться о ней. Например, можно читать сказки о животных, которые сталкиваются с экологическими проблемами, и обсуждать, как они могут помочь им. Это поможет детям развивать чувство эмпатии и понимание необходимости бережного отношения к природе.
Также стоит отметить, что внедрение экологии в повседневную практику детского сада может быть полезным для формирования экологической ответственности. Воспитатели могут привлекать детей к простым задачам, таким как уход за растениями в группе или участие в организации мини-садов. Дети могут учиться не только о том, как растут растения, но и о том, какую роль они играют в экосистеме. Например, можно провести эксперимент по посадке семян и наблюдать за процессом их роста. Это поможет детям осознать, что жизнь растений зависит от заботы и внимания, а также от условий, в которых они находятся.
Создание экологических проектов может быть важным аспектом формирования экологического воспитания. Воспитатели могут организовывать различные акции, такие как "Чистый двор", "Посадим дерево" или "Эко-выставка", где дети смогут активно участвовать в уходе за природой. Такие проекты не только способствуют развитию командной работы, но и помогают детям осознать важность совместных усилий в решении экологических проблем.
Родители играют ключевую роль в процессе экологического воспитания. Воспитатели могут проводить родительские собрания, на которых расскажут о том, как родители могут поддерживать экологическое образование в семье. Совместные занятия, такие как выезд на природу или участие в волонтерских акциях, могут стать отличным способом укрепления связей между родителями и детьми, а также для формирования у детей уважения к окружающей среде.
Важным элементом является использование современных технологий для обучения детей экологии. Виртуальные экскурсии, мультимедийные презентации и обучающие видеоролики могут значительно обогатить процесс воспитания. Например, просмотр документальных фильмов о животных и природных экосистемах поможет детям лучше понять, как важно сохранять природу и заботиться о ней.
Патриотическое воспитание можно интегрировать в экологическое. Воспитатели могут знакомить детей с природными памятниками своей страны, учить их беречь местные экосистемы и ценить уникальные природные богатства. Знакомство с культурой и традициями своего народа, связанными с природой, поможет детям осознать, что они являются частью большой экологической системы.
Формирование основ экологического воспитания требует системного подхода и последовательности. Воспитатели должны использовать все доступные ресурсы и методы для того, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и интересным для детей. Основной задачей является создание положительной и поддерживающей атмосферы, где дети смогут чувствовать себя уверенно и свободно выражать свои мысли и чувства по поводу окружающей среды.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников — это многогранный процесс, который требует комплексного подхода и активного участия всех участников образовательного процесса. Используя разнообразные методы и формы работы, воспитатели могут создать условия для формирования у детей любви к природе и осознания своей ответственности за её охрану. Патриотическое и экологическое воспитание должны идти рука об руку, чтобы дети росли не только образованными, но и сознательными гражданами, готовыми заботиться о будущем своей страны и планеты в целом.
Список литературы
Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // ПНиО. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-realizatsii-zadach-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Коурова С.И., Яковлева Н.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Скиф О.В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. 2018. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×