Формирование основ экологической культуры у дошкольников | Куликова Елена Владимировна. Работа №362871
Аннотация: Формирование основ экологической культуры у дошкольников – важный аспект современного воспитания, который направлен на развитие у детей сознательного отношения к окружающей среде, осознания их роли в её сохранении и улучшении. В статье рассматриваются подходы и методы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, начиная с элементарных понятий об окружающем мире и заканчивая практическими действиями по защите природы. Описаны формы и виды работы воспитателей, а также примеры экологических мероприятий и игр, которые способствуют развитию у детей понимания важности экологической ответственности. Основное внимание уделено игровым, творческим и познавательным методам, с помощью которых дети овладевают основами экологической культуры, осознают ценность природы и учатся заботиться о её сохранении.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники, воспитание, экология, природа, экологическая ответственность, воспитатель, методы воспитания, экологические игры, экологические мероприятия.
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Куликова Елена Владимировна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 12 муниципального образования
г. Новороссийск
Аннотация: Формирование основ экологической культуры у дошкольников – важный аспект современного воспитания, который направлен на развитие у детей сознательного отношения к окружающей среде, осознания их роли в её сохранении и улучшении. В статье рассматриваются подходы и методы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, начиная с элементарных понятий об окружающем мире и заканчивая практическими действиями по защите природы. Описаны формы и виды работы воспитателей, а также примеры экологических мероприятий и игр, которые способствуют развитию у детей понимания важности экологической ответственности. Основное внимание уделено игровым, творческим и познавательным методам, с помощью которых дети овладевают основами экологической культуры, осознают ценность природы и учатся заботиться о её сохранении.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники, воспитание, экология, природа, экологическая ответственность, воспитатель, методы воспитания, экологические игры, экологические мероприятия.
Формирование экологической культуры у дошкольников является важным элементом их воспитания и развития. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственного и ответственного отношения к природе, и чем раньше дети начнут осознавать важность защиты окружающей среды, тем более ответственными и сознательными гражданами они станут в будущем. Экологическое воспитание в детском саду помогает детям понять взаимосвязь всего живого на планете, учит их заботиться о природе и развивает у них навыки экологически безопасного поведения. В статье рассматриваются важнейшие аспекты этого процесса и подходы к организации экологического воспитания в дошкольном учреждении.
Одним из основных методов формирования экологической культуры является организация различных видов деятельности, направленных на осознание детьми ценности природы и необходимости её защиты. Важным элементом является знакомство с окружающим миром через игры, прогулки и занятия, где дети учат различать живую и неживую природу, наблюдают за изменениями в природе, за животными, растениями и явлениями, происходящими в окружающем мире. Важно, чтобы процесс знакомства с природой был не только познавательным, но и эмоционально насыщенным. Восприятие природы через чувства помогает детям установить прочную связь с миром вокруг них и развить в себе бережное отношение к нему.
Не менее важным аспектом является привитие детям понимания того, что природа — это не что-то далёкое, а часть их повседневной жизни. Важно объяснять детям, как их действия могут повлиять на окружающую среду, будь то забота о растениях в группе, уборка игрушек, или более масштабные действия, например, сортировка мусора и участие в экологических акциях. Привлечь детей к таким действиям можно через совместную деятельность, например, посадку растений, уход за ними или создание экологически чистых игрушек и поделок из природных материалов.
Экологическая культура не сводится только к знанию о природе. Это и осознание, что каждый человек — участник экологических процессов, что он может и должен быть активным действующим лицом в защите экологии. Воспитатели, организуя экологическую работу с детьми, помогают им осознавать свою роль в улучшении окружающей среды, учат детей принимать участие в различных экологических акциях, таких как Чистый двор или Помощь птицам зимой. Эти мероприятия не только знакомят детей с важностью сохранения природы, но и формируют у них чувство гордости за то, что они могут сделать полезное дело.
Для формирования экологической культуры необходимо также активно использовать игровые технологии. Игра — это один из самых действенных методов дошкольного воспитания, который помогает детям усваивать знания в форме, доступной и интересной для них. Экологические игры и занятия помогают детям научиться заботиться о растениях и животных, учат их сортировать мусор, обогащают знания о природе и законах, которые ею управляют. Например, игра Путешествие по лесу помогает детям узнать о разных видах деревьев, животных и растениях, а игра Сортировка мусора знакомит с понятием переработки отходов и важностью их сортировки.
Большое значение для формирования экологической культуры имеет также организация экологических прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе, наблюдения за изменениями в природе, знакомство с различными природными объектами — все это способствует развитию у детей интереса к окружающему миру и осознанию важности его охраны. Важно, чтобы воспитатель на прогулке умел привлечь внимание детей к интересным явлениям природы, научил их замечать и ценить красоту природы, а также предостерегал от её разрушения.
Воспитатели могут использовать книги и мультфильмы с экологической темой, которые помогают детям увидеть красоту природы, а также осознать, как важно её сохранять. Чтение экологически ориентированных произведений способствует развитию у детей чувств и эмоций, а также расширяет кругозор, помогает развивать речи и учит детей правильно и вежливо относиться к окружающим.
Кроме познавательных аспектов, экологическое воспитание направлено на развитие у детей практических навыков, которые они могут применить в своей повседневной жизни. Дети учат ухаживать за растениями, заботиться о животных, соблюдать чистоту в группе и на улице, правильно утилизировать мусор. Таким образом, в воспитательной работе с детьми важен акцент на конкретные действия, которые помогают детям почувствовать свою ответственность за окружающую среду и научиться применять свои знания на практике.
Очень важно, чтобы экологическое воспитание было непрерывным и многогранным. Дети должны не только получать теоретические знания, но и учиться применять их в жизни, понимая, что забота о природе — это не разовое занятие, а ежедневный труд. Воспитатели должны создавать условия для того, чтобы дети на каждом этапе своего развития могли развивать у себя любовь и уважение к природе, осознавая, что каждое их действие может повлиять на мир вокруг.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у дошкольников — это важный и многогранный процесс, который включает в себя как познавательные, так и практические аспекты. Экологическое воспитание помогает детям не только узнать о природе, но и научиться заботиться о ней, понимать свою роль в сохранении окружающей среды и проявлять заботу о животных, растениях и природе в целом.
Список литературы
Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Коурова С. И., Яковлева Н. И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Платонова С.М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-detskom-sadu-1
Ситак Л. А., Семенович Т. И. Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-izucheniya-okruzhayuschego-mira-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta