Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. | Бирюкова Анастасия Юрьевна . Работа №294144
Автор: Бирюкова Анастасия Юрьевна
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Какова важность экологического воспитания для развития личности ребенка?
- Экологическое воспитание детей – это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.
- Получение новых знаний об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта.
- Способность ощущать красоту природы развивает эстетическое чувство. Данная тема актуальна
в современной России
Экологическое воспитание в детском саду.
Дошкольный возраст это ценный этап в развитии экологической культуры маленького человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В нашей дополнительной программе по экологическому воспитанию “Мой край родной ” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, уголок природы в фойе, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок огорода и экологическая тропа, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке экологической тропы создана специальная площадка природы, естественный уголок с дикорастущими растениями «Лесная полянка», заложен питомник редких растений из красной книги , выделен уголок помощи живому «Зеленой аптеки», сделан бассейн , метеостанция ,сельский дворик и т. д.
Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Нами разработана программа по экологии « Мой край родной», согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными. Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это .Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Они изготовили легкое, прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы.
Умелая организация работы с детьми в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы .Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.
МАДОУ 3.Медведева Е.С., Винтер В.В.