Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через бережливость и уважение к труду | Мой кабинет. Работа №342711

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Формирование основ экономического  воспитания у детей старшего дошкольного возраста·         Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности

 

·         Задачи:

 

·         1-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

 

·         2-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

 

·         3товаров;

 

·         4-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

 

·         -способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

 

·         5- повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

 

·         Ожидаемые результаты:

 

·         Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

 

·         Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

 

·         Актуальность выбранной темы:

 

·         Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общественной культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

 

·         Экономическое воспитание – это не только про деньги и товар, но и про бережное отношение к природным ресурсам, уважительное отношение к трудовой деятельности человека, бережное отношение к результатам труда. Ведь только узнав, как создавалась любимая игрушка, книжка, сколько труда и ресурсов было вложено, ребенок узнает истинную ценность предметов.

 

·         Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

 

·         Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

 

·         Этапы работы:

 

·         1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

 

·         2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

 

·         3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

 

·         Формы и методы работы с детьми:

 

o   Беседы

 

o   Чтение произведений художественной литературы

 

o   Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности

 

o   Просмотр презентаций

 

o   Дидактические игры

 

o   Сюжетно-ролевые игры

 

o   Настольные игры

 

·         «Труд и продукт труда (товар)».

 

·         Сентябрь

 

·         Изучение нормативных документов

 

·         Выбор и определение темы самообразования

 

·         Изучить тему «Потребности человека».

 

·         Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми.

 

·         1)Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский

 

·         2)Дидактическая игра «Кому что нужно?»

 

·         3) Игра «Заветные желания»

 

·         4) Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

 

·         Реализация проекта «Мои потребности» Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

 

·         Консультация «Потребности ребенка»

 

·         Папка – передвижка «Финансовая грамотность вашего ребенка».

 

·         Октябрь

 

·         Пополнение информационной зоны РППС (художественная литература экономического содержания

 

·         - Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);

 

·         - Учить выделять последовательность трудовых действий • 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

 

o   2) Труд в уголке природы.

 

o   3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.

 

o   4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

 

o   5) Работа на садовом участке дошкольной образовательной организации.

 

·         Реализация проекта «Профессии родителей» Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» Оформление фото альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

 

·         Пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами для игр

 

·         Ноябрь

 

·         - Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону

 

·         предмета – товар, как результат труда.

 

·         - Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; 1. 1) Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

 

·         2) Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».

 

·         3) Экскурсия в магазин.

 

·         Реализация проекта «Как молоко попадает в магазин» Полезные советы

 

·         Декабрь

 

·         - Познакомить с разными формами сбыта продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.

 

·         - Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

 

·         - Воспитывать бережливость, трудолюбие. 2. Сюжетно-дидактические игры:

 

·         «Торговый ряд».

 

·         4. - Дидактические игры «Какое время года», «Угадай, где продается».

 

·         5. - Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?», «Цены на товар».

 

·         6.-Реализация проекта «Магазин» Буклеты «Семейный бюджет», «Обучающие игры по экономическому воспитанию дошкольников», «Финансовая грамотность дошкольников».

 

·         Январь

 

·         Изучение примерной

 

·         парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

 

·         Создание уголка «Финансовая грамотность»

 

·         Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

 

·         Реализация проекта «Что значит быть экономным?» Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

 

·         Февраль

 

·         Изучение темы «Бережливые технологии в экологическом воспитании дошкольников»

 

·         Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми 1)Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

 

·         2)Беседа «Про электроэнергию»

 

·         Беседа «Откуда вода в кране?»

 

·         Реализация проекта «Зачем нам беречь свет, тепло и воду?»

 

·         Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

 

·         Март

 

·         - Познакомить детей с понятием - деньги;

 

·         - Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

 

·         Пополнение уголка «Финансовая грамотность» книгами и наглядным материалом про деньги

 

·         Беседа «В общем о деньгах»

 

·         Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

 

·         3)Беседа «История денег в России»

 

·         Реализация проекта «Путешествие в мир денег»

 

·         Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

 

·         Апрель

 

·         Изучение темы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

 

·         - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

 

·         - Дать представление о доходе.

 

·         - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность

 

·         Создание картотеки игр по «Экономическому воспитанию» 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

 

·         Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

 

·         Реализация проекта «Семейный бюджет»

 

·         Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

 

·         Изготовление атрибутов для игры в «Банк»

 

·         «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

 

·         Май

 

·         -Дать представление о рекламе.

-сформировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

«Формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через бережливость и уважение к труду»

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности

Задачи:

1-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

2-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

3товаров;

4-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

5- повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты:

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Актуальность выбранной темы:

Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общественной культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Экономическое воспитание – это не только про деньги и товар, но и про бережное отношение к природным ресурсам, уважительное отношение к трудовой деятельности человека, бережное отношение к результатам труда. Ведь только узнав, как создавалась любимая игрушка, книжка, сколько труда и ресурсов было вложено, ребенок узнает истинную ценность предметов.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени

дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Этапы работы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Формы и методы работы с детьми:

Беседы

Чтение произведений художественной литературы

Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности

Просмотр презентаций

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Настольные игры

«Труд и продукт труда (товар)».

Сентябрь

Изучение нормативных документов

Выбор и определение темы самообразования

Изучить тему «Потребности человека».

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми.

1)Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский

2)Дидактическая игра «Кому что нужно?»

3) Игра «Заветные желания»

4) Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Реализация проекта «Мои потребности» Учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

Консультация «Потребности ребенка»

Папка – передвижка «Финансовая грамотность вашего ребенка».

Октябрь

Пополнение информационной зоны РППС (художественная литература экономического содержания

- Дать представление о труде, его виды (сельскохозяйственный, домашний и т. д.);

- Учить выделять последовательность трудовых действий • 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.

4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

5) Работа на садовом участке дошкольной образовательной организации.

Реализация проекта «Профессии родителей» Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» Оформление фото альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами для игр

Ноябрь

- Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону

предмета – товар, как результат труда.

- Показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; 1. 1) Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

2) Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».

3) Экскурсия в магазин.

Реализация проекта «Как молоко попадает в магазин» Полезные советы

Декабрь

- Познакомить с разными формами сбыта продукции : продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы.

- Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

- Воспитывать бережливость, трудолюбие. 2. Сюжетно-дидактические игры:

«Торговый ряд».

4. - Дидактические игры «Какое время года», «Угадай, где продается».

5. - Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?», «Цены на товар».

6.-Реализация проекта «Магазин» Буклеты «Семейный бюджет», «Обучающие игры по экономическому воспитанию дошкольников», «Финансовая грамотность дошкольников».

Январь

Изучение примерной

парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

Создание уголка «Финансовая грамотность»

Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Реализация проекта «Что значит быть экономным?» Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

Февраль

Изучение темы «Бережливые технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» дидактическими играми 1)Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

2)Беседа «Про электроэнергию»

Беседа «Откуда вода в кране?»

Реализация проекта «Зачем нам беречь свет, тепло и воду?»

Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

Март

- Познакомить детей с понятием - деньги;

- Учить различать достоинство купюр; умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

Пополнение уголка «Финансовая грамотность» книгами и наглядным материалом про деньги

Беседа «В общем о деньгах»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

3)Беседа «История денег в России»

Реализация проекта «Путешествие в мир денег»

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Апрель

Изучение темы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

- Дать представление о доходе.

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность

Создание картотеки игр по «Экономическому воспитанию» 1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Реализация проекта «Семейный бюджет»

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Изготовление атрибутов для игры в «Банк»

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Май

-Дать представление о рекламе.

-сформировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×