Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Сорока Марина Валерьевна. Работа №350248. Номер работы: №350248

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В статье рассматривается важность раннего знакомства детей с основными финансовыми понятиями, такими как деньги, стоимость, покупка, обмен, а также роли игры в усвоении этих понятий. Освещены различные виды игр и методики, которые способствуют развитию у детей умений и навыков, связанных с финансовыми отношениями, таких как расчет, принятие решений, планирование и ведение учета. В статье подчеркивается значимость игровой деятельности для формирования у детей осознанного отношения к деньгам, ответственности за свои поступки и умения ориентироваться в экономической среде.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольный возраст, игровая деятельность, деньги, экономические понятия, игры, воспитание, планирование, ответственность.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Сорока Марина Валерьевна, воспитатель

МАДОУ "ДС № 10" Золотая рыбка" г. Мегион, ХМАО-Югра

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В статье рассматривается важность раннего знакомства детей с основными финансовыми понятиями, такими как деньги, стоимость, покупка, обмен, а также роли игры в усвоении этих понятий. Освещены различные виды игр и методики, которые способствуют развитию у детей умений и навыков, связанных с финансовыми отношениями, таких как расчет, принятие решений, планирование и ведение учета. В статье подчеркивается значимость игровой деятельности для формирования у детей осознанного отношения к деньгам, ответственности за свои поступки и умения ориентироваться в экономической среде.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольный возраст, игровая деятельность, деньги, экономические понятия, игры, воспитание, планирование, ответственность.

 

Финансовая грамотность в современном мире становится неотъемлемой частью личностного развития каждого человека. Основы финансового поведения закладываются еще в раннем детстве, и чем раньше ребенок начнет знакомиться с основами экономики, тем легче ему будет адаптироваться к экономической реальности в будущем. Важной задачей дошкольного воспитания является подготовка детей к успешной социальной жизни, что включает в себя не только умение общаться, соблюдать нормы поведения, но и понимание финансовых основ.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является мощным инструментом обучения, поскольку через игру дети осваивают новые знания и навыки, получают опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно игра дает возможность моделировать различные жизненные ситуации, в том числе экономические, и учить детей работать с деньгами, совершать покупки и понимать, как функционирует экономика.

На этапе дошкольного детства важно начинать знакомить детей с базовыми финансовыми понятиями, такими как деньги, стоимость, покупка и обмен. При этом важно не только объяснять эти термины, но и дать детям возможность на практике их осваивать через игровую деятельность. Например, игровые деньги, обмен товарами и услугами в условиях игрового процесса способствуют лучшему усвоению основ финансовых отношений.

В игры можно ввести понятия «деньги» и «товар», познакомить детей с понятием ценности вещей, научить их оценивать стоимость продуктов и услуг через игры «магазин», «ресторан», «банк». Это не только обогатит их словарный запас, но и поможет лучше понять принципы торговли и обмена, что является основой финансовой грамотности.
Финансовая грамотность также включает в себя умение планировать и учитывать свои расходы. Через игры дети могут научиться, как распределять имеющиеся у них «деньги» на различные цели, такие как покупка игрушек, продуктов или других необходимых вещей. В процессе игры ребенок сталкивается с ограниченностью ресурсов и учится делать выбор: что купить, а что оставить на потом. Это развивает навыки планирования, осознанности и принятия решений.

Одним из примеров таких игр может быть «магазин», в котором детям предлагается выбрать товары на определенную сумму, научиться производить расчет стоимости, а также брать на себя роль продавца, в процессе чего дети начинают осознавать важность учета денег и правильного обращения с ними.

Игры, в которых дети становятся «покупателями» и «продавцами», помогают формировать ответственность. Это особенно важно в контексте финансовой грамотности, потому что ребенок учится, как важно соблюдать обязательства, учитывать свои возможности и принимать решения, которые не повлияют на других участников игры.

В игровых ситуациях ребенок учит ценить деньги и понимать, что каждый товар имеет свою стоимость. Через такие игры дети осознают, что деньги не растут на деревьях и для их получения требуется приложить усилия. Игра помогает детям научиться делать разумный выбор, а также осознавать последствия своих решений.

Экономика и финансовые отношения немыслимы без взаимодействия между людьми. Игры, в которых дети ведут торговлю, становятся покупателями и продавцами, помогают развивать коммуникативные навыки и учат работать в команде. Дети учат правила делового общения, спрашивают и предлагают, делают расчеты и высказывают свои пожелания. Это помогает развивать у них навыки переговоров, ответственности за сделки и понимания принципов обмена товарами и услугами.

Через игры дети также учат справедливо делить ресурсы, учитывать потребности друг друга, что помогает им формировать ценности взаимопомощи и сотрудничества.

Виды игр для формирования финансовой грамотности:

Ролевые игры

 

Ролевые игры являются важнейшим методом для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. В таких играх дети примеряют на себя роли продавцов, покупателей, банкиров, что позволяет им не только освоить финансовые термины, но и развить умение работать с деньгами. В таких играх также закладываются основы планирования, экономии и оценки стоимости.

Примеры таких игр:

А) «Магазин» — дети учат ценить деньги, планировать покупки и делать выбор между товарами.

Б) «Банк» — игра позволяет ребенку понять, что деньги можно «сохранять» в банке, а также учить основам бухгалтерии и расчетов.

В) «Ресторан» — в такой игре дети учат распределять «деньги» на нужды семьи, планировать расходы на еду и напитки.

Настольные игры

.

 

Настольные игры, такие как «Монополия» или другие аналогичные игры, могут быть адаптированы для детей дошкольного возраста и стать отличным инструментом для обучения детей финансовой грамотности. Игры, в которых нужно распоряжаться деньгами, совершать сделки и работать с «активами», помогают детям освоить важные экономические принципы, такие как сбережения, расходы и инвестиции.

Игры с использованием игрушечных денег

.

 

Игрушечные деньги являются незаменимым элементом для моделирования экономических ситуаций. Использование игровых средств позволяет детям не только понять принцип обмена, но и научиться считать, определять стоимость товаров, делать покупки и продавать.

Тематические экскурсии и «живые» игры

.

 

Организация игровых мероприятий на базе реальных магазинов, рынков или других мест с элементами экономической деятельности также помогает детям лучше понять, как работают финансовые отношения в реальной жизни. Например, совместный поход в магазин с детьми, где они могут «покупать» продукты или игрушки, дает им практическое представление о том, как действуют взрослые в финансовой сфере.

В заключение можно отметить, что формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важной задачей воспитания. Использование игровых методов, таких как ролевые игры, настольные игры и использование игрушечных денег, помогает детям понять основы финансовых отношений, научиться управлять деньгами и принимать обоснованные решения. Через игру дети осваивают важные жизненные навыки: расчет, планирование, ответственность и взаимодействие с другими людьми. Важно, чтобы игровая деятельность была ориентирована не только на освоение базовых понятий о деньгах, но и на развитие у детей личной ответственности, умения работать в команде и принимать обоснованные финансовые решения.

 

Список литературы

Алексеева, Т. И. (2020). Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

Москва

:

Просвещение

.

Герасимова, Л. Н. (2019). Игровые методики в воспитании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Санкт-Петербург

:

Речь

.

Козлова, Н. В. (2021). Экономическое воспитание детей дошкольного возраста через игровые технологии.

Екатеринбург

:

Уральский

университет

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×