«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | Акамова Оксана Николаевна, Шумилова Елена Евгеньевна. Работа №351887
Воспитание основ финансовой грамотности дошкольников в настоящее время актуально и востребованно.
Данный материал представляет собой обобщение опыта работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Основная педагогическая идея работы - создание условий для повышения эффективности процесса формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Новизна данного вопроса заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор детей, но и дает представление о таких категориях, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
«Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Воспитатели: Акамова О.Н., Шумилова Е.Е.
Воспитание основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Ведущая педагогическая идея работы заключается в создании условий повышения эффективности процесса формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. На идею формирования финансовой грамотности оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС;
- требования ФОП ДО;
- теоретические основы психологического развития дошкольников;
- изучение методической литературы и опыта коллег.
Новизна данной работы заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Детям старшего дошкольного возраста нужно помочь осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделили на 3 этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2023)
- Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике опыта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по финансовой грамотности;
- организация развивающей среды.
II этап – практический (январь – май 2024)
- Обеспечение реализации опыта по финансовой грамотности;
- непосредственное осуществление мероприятий для дошкольников;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – проекты, оформление «папки – передвижки».
III этап – заключительный (май 2024)
- Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей;
- оформление и представление результатов обобщения опыта работы по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность представляет собой умение к управлению собственными доходами и расходами, принятие правильных решений по распределению денежных средств и грамотному их приумножению Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников можно использовать различные дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой такую целенаправленную деятельность, когда каждый участник решает главную задачу и ориентирует свое поведение на положительный результат или выигрыш.
Дидактическая игра - лото «Супермаркет»
Цель: познакомить детей с понятием «товар»; сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость; развивать способность группировать предметы, внимание, мышление; воспитывать доброжелательность, умение объединяться в игре.
Игровые правила: победит тот, кто быстрее заполнит свои карточки с пустыми полями продуктами питания.
«Список покупок»
Цель: развитие личных и социальных навыков, внимания и памяти, речи.
Задача: первым заполнить тележку товарами, указанными в списке покупок.
Правила игры:
- Каждый игрок берѐт тележку и выбирает себе список покупок. Карточки с изображениями товаров выкладываются на стол лицевой стороной вниз.
- Ребѐнок берѐт со стола одну из карточек и переворачивает еѐ.
- Если товар, изображѐнный на карточке, указан в списке покупок игрока, то игрок помещает карточку в свою тележку.
- Игра продолжается, пока один из игроков не соберѐт в свою тележку все товары, указанные в своѐм списке покупок.
«Что можно и что нельзя купить за деньги»
Цель: формировать представления детей о том, что не все можно купить за деньги.
Материал: карточки с изображением предметов, которые можно купить за деньги (торт, машина, чашка, продукты и др.), карточки с изображением понятий, которые нельзя купить за деньги (время, любовь, солнце, луна, дружба и др.), карточки с изображением кошельков с монетками - одни перечеркнутые, другие нет.
Содержание: Дети выбирают карточки, объясняют можно или нельзя это купить и кладут соответствующую карточку с кошельком.
«Теневое лото»
Цель: учить соотносить изображение предметов с их «тенью»; развивать внимание, мышление, память.
Материал: карточки с изображением различных предметов, игровые поля с изображением «теней» этих предметов.
Содержание: Дети раскладывают карточки на соответствующее изображение – «тень» этого предмета.
«Кому что нужно для работы»
Цель: оогащать представления детей о предметах окружающего мира, о материалах и инструментах необходимых людям разных профессий; углублять представления детей о трудовых действиях; воспитывать уважение к людям труда.
«Хочу – надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; учить определять разницу между понятиями «хочу» и «надо».
Правила игры: Детям вперемешку раздаются карточки, нужно определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относится предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующий символ: Игра 1: «!» (надо) или «?» (хочу) Игра 2: красный и зеленый паровозики.
В своей работе используем практическое пособие «Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности». Цель его создания – познакомить с миром финансов. Сказка позволяет в занимательной форме познакомить ребенка с такими явлениями реальной жизни, которые в его возрасте не могут быть доступными. После прочтения сказочных историй можно проанализировать с ребенком проблемы, с которыми сталкиваются их герои, подумать и принять правильное решение.
Так, сказка «Пчелка Жу - жу» учит, что: занятие любимым делом и труд могут приносить одновременно радость и доход, социальную пользу через благотворительность; организация собственного дела требует определенных знаний, вложений и постоянного развития; деньги требуют разумного отношения: планирования расходов и формирования сбережений.
Задачи сборника позволяют развить логическое мышление, тренируют навыки счета в уме и финансового планирования.
Кроссворд позволяет в занимательной форме расширить кругозор ребенка.
Настольная игра – удобный инструмент для получения новых и закрепления имеющихся знаний. Игра «Покупки волчонка» нацелена на формирование навыков финансового планирования, развитие логического и математического мышления (приложение). В книге представлены ребусы и викторины, которые тренируют навыки самостоятельного принятия решения.
Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, в группе созданы уголки для сюжетно-ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, центр детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.
Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. Вся работа проводится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
- участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер - классы, родительские собрания);
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в эпоху сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.