Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование основ функциональной грамотности на уроках труда (технологии) | Капитан Людмила Федоровна. Работа №344541. Номер работы: №344541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья раскрывает значение формирования основ функциональной грамотности на уроках труда (технологии). Рассматриваются основные направления, через которые развивается функциональная грамотность учащихся: практические навыки, проектная деятельность, работа с информацией, критическое мышление и решение проблем. Приводятся примеры успешного внедрения этих подходов в образовательный процесс, что способствует подготовке школьников к реальной жизни и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки труда, технология, критическое мышление, практические навыки, проектная деятельность, школьное образование.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

 

Капитан Людмила Федоровна, учитель труда (технологии)

МКОУ "Первомайская ОШ № 33"

 

Аннотация. Статья раскрывает значение формирования основ функциональной грамотности на уроках труда (технологии). Рассматриваются основные направления, через которые развивается функциональная грамотность учащихся: практические навыки, проектная деятельность, работа с информацией, критическое мышление и решение проблем. Приводятся примеры успешного внедрения этих подходов в образовательный процесс, что способствует подготовке школьников к реальной жизни и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки труда, технология, критическое мышление, практические навыки, проектная деятельность, школьное образование.

 

Формирование основ функциональной грамотности на уроках труда (технологии) становится одним из ключевых аспектов образовательного процесса. Функциональная грамотность подразумевает не только освоение базовых знаний, но и умение применять их в реальных жизненных ситуациях, решать практические задачи, работать с информацией и критически её осмысливать. Уроки труда предоставляют учащимся уникальные возможности для развития этих компетенций через практическую деятельность и проектную работу.

Один из важнейших аспектов формирования функциональной грамотности на уроках технологии — это развитие практических навыков. В отличие от многих других предметов, уроки труда предполагают непосредственное выполнение задач руками: создание изделий, работа с инструментами, конструирование различных объектов. Эти действия требуют от учеников не только знаний, но и умения их применять, что развивает навыки функциональной грамотности. Например, при создании простого деревянного изделия, ученики должны не только следовать инструкциям, но и понимать, как разные материалы взаимодействуют между собой, как организовать рабочий процесс и безопасно использовать инструменты. Такие навыки пригодятся не только в школе, но и в повседневной жизни.

Проектная деятельность на уроках труда играет центральную роль в формировании функциональной грамотности. Проекты, связанные с созданием конкретных объектов, позволяют учащимся применять знания из различных областей, таких как математика, физика, биология и даже экономика. Например, при проектировании и создании модели мостовой конструкции, ученики должны учитывать физические законы, проводить расчёты, выбирать материалы и оценивать стоимость проекта. Это учит их системному подходу к решению задач и помогает развивать критическое мышление.

Критическое мышление является ещё одним важным элементом функциональной грамотности, который активно формируется на уроках труда. Учащиеся учатся анализировать сложные задачи, искать оптимальные пути их решения и критически оценивать результаты своей работы. Например, при выполнении проекта по созданию системы автоматического полива для школьного сада, школьники могут столкнуться с проблемами при выборе и настройке оборудования. Им придётся анализировать различные варианты, сравнивать их с точки зрения стоимости и эффективности, а также находить альтернативные решения в случае неудачи.

Работа с информацией — важная составляющая функциональной грамотности, и на уроках труда ученики постоянно сталкиваются с необходимостью поиска, анализа и обработки данных. Например, для создания определённого устройства или конструкции им нужно изучить различные источники: инструкции, чертежи, материалы по технике безопасности. Ученики учатся работать с разными видами информации, проверять её на достоверность и применять на практике. Это особенно важно в современном мире, где способность критически оценивать полученную информацию становится ключевым навыком.

Также на уроках технологии формируются основы финансовой грамотности, которая является частью функциональной грамотности. В процессе работы над проектами учащиеся сталкиваются с необходимостью рассчитывать затраты на материалы, оценивать стоимость работы и учитывать возможные экономические последствия своих решений. Например, при создании макета небольшого бизнеса, такого как мастерская по ремонту велосипедов, школьники могут проводить расчёты по затратам на оборудование, аренду и расходные материалы, что помогает им лучше понимать принципы экономики.

Решение практических задач, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках труда, готовит их к реальной жизни. Например, проект по созданию мебели для школьного кабинета требует от учеников не только навыков работы с деревом и инструментами, но и планирования всех этапов производства, расчёта времени и ресурсов. Это учит их организованности, самостоятельности и ответственности за результат, что является важными аспектами функциональной грамотности.

Таким образом, уроки труда предоставляют уникальные возможности для формирования основ функциональной грамотности у школьников. Практическая деятельность, проектная работа, развитие критического мышления и навыков работы с информацией — всё это способствует подготовке учащихся к реальной жизни и профессиональной деятельности. Важным преимуществом уроков технологии является то, что они учат не только знаниям, но и их применению на практике, что делает процесс обучения осмысленным и полезным для будущего.

 

Список литературы

 

Ахмет

ов, М. А. Из опыта формирования функциональной грамотности / М. А. Ахметов, А. В. Осипова // Химия в

шк

. – 2021. – № 10. – С. 35–39

Гугнина

, О. В. Функциональная грамотность в преподавании

труда

/ О. В.

Гугнина

//

. – 2022

. – № 8. – С. 46–56.

Иващенко, Л. Н. Задания для развития функциональной грамотности / Л. Н. Иващенко //

– 2022. – № 2. – С. 38–42.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×